«Кухонные мечты» Бурятии

Бурятия намерена развивать гастрономический туризм
A- A+

Для республики это сродни расщеплению атома. Готовить запоминающуюся, с местным колоритом вкусную еду – чтобы о ней говорили! – в республике, по большому счету, не умеют.

Кулинарный тупик

Проводить какие-то яркие гастрономические мероприятия на тему еды, блюд не умеют тем более. Печальное подтверждение – «Праздник бууз» (Буузын баяр), «Праздник хлеба» и другие попытки «расшевелить» кулинарную тематику.

Потребители в Бурятии не видят даже попыток использовать все кулинарно-пищевые ресурсы региона. Что запомнит турист в кулинарной Бурятии? Омуля? Скажем непатриотично, но честно, это не самая вкусная рыба мира. Да и промдобыча запрещена. Буузы, хушуур, саламат? При определенных условиях, возможно. Только этого мало.

Например, простейшую местную чернику турист в кафе не найдет… Кто встречал в кафе какой-нибудь морс из бурятской черники? Увы, даже облепиховый довольно редок. Кто-нибудь видел в тарелке супа добавленную черемшу? Не говоря уж про мясо копытных, водоплавающих птиц или про боровую дичь. Нет ни системы добытчиков, ни системы закупа и доставки, ни умения готовить.

Кухня пущена на самотек

Но зато есть стремление. Правительство Бурятии совместно с партнерами проводит «Неделю туризма на Великом шелковом пути».

«Кухня и гастрономический туризм станут главным акцентом Недели туризма в Бурятии. Воспоминания о кухне местности, в которой побывали, туристы увозят с собой навсегда и еще долго делятся ими с друзьями и близкими», – считают в правительстве республики.

Лучше всего стремиться к цели, имея стратегию. Чем русско-бурятский гастрономический туризм Бурятии будет выделяться? Что специфического, оригинального, отличительного будет в нем? Стало быть, какие направления здесь являются приоритетными для развития? Внятной стратегии никто не озвучил.

Взять простейшие буузы. Никто никому не поставил элементарную цель изобрести, вывести на гастрономический рынок новые виды.

Чтобы было массовое производство не только бууз из свинины и говядины, но также из конины, баранины, оленины и так далее. Точно так же нет цели вывести в общепит новые виды напитков. Блюд из тарбагана и морса из черники не будет еще долго. Хотя тарбаганов можно разводить просто. Оградите большой кусок степи по периметру и закройте небо сеткой от нападения хищных птиц. Останется запустить зверьков, и вот элементарная, дешевая тарбаганья ферма. Но это никому не надо.

Бродя по улан-удэнским кафе и ресторанчикам, турист не будет ничем гастрономически восхищен или хотя бы удивлен. Ни российский, ни иностранный.

К тому же кафе, рестораны частные и власть не в силах заставить их заниматься изобретательством. Поэтому «кухонное дело» кувыркается в пространстве само по себе и обречено все сильнее попадать в гравитационное поле других кухонь мира.

Как гастрономическая Бурятия сможет усилить специфические, отличительные черты, которые нужны для качественного «кухонного туризма»?

Без желания развивать свою «кухонную идентичность», использовать пищевые ресурсы, традиции собственной территории невозможно. Значит усилятся веяния западно- и южноевропейской, китайской, японской и среднеазиатской кухонь. А то и латиноамериканской… Но бурятская копия не передаст все великолепие французского или китайского оригинала.

Своя русско-бурятская гастрономическая «изюминка» республики, конечно, не умрет, но останется на задворках, в тени других кухонь.

С миру по нитке?

В Неделю туризма Улан-Удэ посетят известные шеф-повара. Они дадут мастер-классы в нескольких ресторанах города.

Опытом поделится Мишель Ленц из Франции. «Более всего Мишель знаменит как создатель гастрономического направления – так называемой синергетической кухни, основывающейся на целебных свойствах трав и овощей», – сообщают из правительства республики. Наверное, будет продвигать наработки по травам и овощам… Свой урок даст шеф-повар из Греции Антонис Панусиадис. Поделится секретами мастер из Узбекистана Ахмад Хамдамов.

Думаем, они на самом деле профи и им есть что сказать. Но какими знаниями они поделятся? Вряд ли расскажут об особенностях разделки, приготовления и сервировки блюд из тарбагана. Какой-то монгольский шеф-повар мог бы отлично рассказать, а эти вряд ли.

Француз, грек и узбек – это представители западно-, южноевропейской и среднеазиатской кухонь. Глупо требовать от них направить свой талант на развитие оригинальных сторон русской, бурятской кухни.

При таких делах шаурма и денер – вполне себе завтрашний день кулинарной Бурятии. Денер в каждом кафе. Почему нет? А там и до мексиканского буррито с курицей рукой подать. Правда, тогда республика должна поставить крест на мечте о подъеме гастрономического туризма. Зачем Бурятия, когда существует оригинальная Мексика и арабский Восток?

Так что, поменьше приезжих шеф-поваров и побольше внимания бурятским кулинарным талантам. Коль уж мечтаем о гастрономическом туризме, заманивать путешественников надо своим. Шаурма тут не рулит.

Петр Санжиев «Номер один»
© 2012 — 2024
Редакция газеты GAZETA-N1.RU
Все права защищены.