Тункинский сценарий для Закамны

Закаменский район бурлит в преддверии выборов главы, которые пройдут одновременно с выборами депутатов Народного Хурала
A- A+

Наблюдатели уже всерьез говорят о «второй Тунке», подразумевая глубину раскола местного общества.

Лес или мазут?

«Все из-за леса», – говорят многие эксперты, вспоминая несанкционированный митинг группы закаменцев в Улан-Удэ. Его участники выступили против инвестиционного проекта по созданию в Бурятии лесоперерабатывающего комплекса. Соглашение о намерениях  подписали в июне глава республики Алексей Цыденов и гендиректор ООО «МТК-Дженькей» Ли Шубо.

Проект предполагает заготовку и глубокую переработку лиственницы, которая «не востребована на внутреннем и внешнем рынках». По информации республиканского правительства, китайские инвесторы готовы были создать 200 рабочих мест, вложив в лесоперерабатывающий комплекс Бурятии 753 миллиона рублей, а налоговые отчисления при выходе предприятия на полную мощность могли бы составить порядка 80 миллионов рублей в год.

Доставка в Улан-Удэ из далекого Закаменска группы граждан для участия в несанкционированном митинге, безусловно, сопряжена со значительными организационными усилиями и материальными затратами. С самого начала было ясно, что за этим мероприятием стояли конкретные лица, имеющие собственные политические и финансовые интересы в Закаменском районе. Причем совершенно далекие от защиты окружающей среды, сохранения лесных богатств и родовых земель закаменцев.

«Людей ввели в заблуждение ради предвыборных интересов», – так прокомментировал ситуацию глава республики Алексей Цыденов. А документальные источники позволяют утверждать, что дело вообще не в лесе, а… в мазуте.

Холодные годы

На протяжении четырнадцати лет (три срока полномочий) Закаменским районом руководил Виктор Аюшеев. И год за годом в городе Закаменске возникала одна и та же чрезвычайная ситуация – в разгар отопительного сезона иссякал нормативный запас мазута на котельной. Оставалось на сутки-другие. Жители мерзли в своих квартирах, о чем свидетельствуют их многочисленные обращения в различные властные инстанции и в СМИ. Время правления Виктора Аюшеева многие называют «холодными годами», несмотря на то что тарифы за теплоснабжение были одними из самых высоких не только в Бурятии, но и во всем Сибирском федеральном округе.

Но у районной администрации и ее тогдашнего главы неизменно находилось оправдание для ООО «Закаменское ПУЖКХ», в сфере ответственности которого были городская котельная и сети. Дескать, в тариф заложена цена на мазут ниже рыночной и не включена задолженность потребителей за предыдущие годы.

Из Закаменска в Улан-Удэ регулярно летели письма за подписью Виктора Аюшеева с известиями об угрозе чрезвычайной ситуации и просьбами о выделении средств из резервного фонда правительства Бурятии. Суммы испрашивались по нарастающей  – от 3 до 37,1 миллиона рублей. Общие же бюджетные затраты на отопление Закаменска доходили до 70 миллионов рублей в год и выше.

Республиканская власть, дабы не заморозить целый город с населением более десяти тысяч человек, средства выделяла. Но в квартирах закаменцев все равно было холодно. Почему? Вопрос открытый.

Представим абстрактную ситуацию. Если глава муниципалитета хочет получить от субъекта Федерации больше денег, чем положено по бюджету, то объявление чрезвычайной ситуации в сфере ЖКХ – один из самых легких способов. Объявлять или не объявлять, решает сам глава – это входит в его полномочия.

Если при этом у главы есть верные люди в руководстве  ЖКХ, а у тех – поставщик топлива, с которым сложились доверительные отношения, все становится совсем интересно. Можно, например, под видом качественного мазута закупить на средства из регионального резервного фонда так называемый «самовар», побочный продукт нефтепереработки, который стоит в разы дешевле.

В условиях «чрезвычайной ситуации» нет времени проводить стандартные торги. Проконтролировать качество топлива практически невозможно, так как котельная топится «с колес» – горючее сразу отправляется в топки. А разница в цене – в карманы участников «схемы». Да, выдача тепла будет совсем не та, что от мазута, в жилых домах и организациях может быть холодно. Но кого это волнует при таком занимательном раскладе и «откате»? К тому же все это «чрезвычайная ситуация», и пусть жители благодарят Бога и главу, что вообще не вымерзли…

Нецелевое использование

Но вернемся к реалиям Закаменского района в бытность Виктора Аюшеева его главой. В картотеке Арбитражного суда Бурятии есть несколько дел по искам республиканского министерства строительства и модернизации жилищно-коммунального комплекса (далее – минстрой) к администрации этого муниципального образования.

В судебном решении по одному из них прямо указано, что более 23,3 миллиона рублей, выделенных Закаменскому району в 2005 году в качестве субсидий на компенсацию стоимости мазута, в части полезного отпуска теплоэнергии населению и муниципальным учреждениям были «использованы не по целевому назначению». Из чего следует, что в части «полезного отпуска» население тепла недополучало.

В суде стороны заключили мировое соглашение: районная администрация была вынуждена признать долг перед республиканским бюджетом, а минстрой согласился предоставить рассрочку.

Другое судебное решение почти идентично первому, только речь идет о 13,4 миллиона рублей, которые признаны «неосновательным обогащением».

По первому судебному решению бюджет Закаменского района рассчитывался до 2015 года, по второму – будет платить вплоть до 2024 года. Таковы реальные финансовые последствия работы Виктора Аюшеева на посту главы районной администрации.

Оторвали от «кормушки»

Впрочем, в 2013 году он сменил кресло главы муниципалитета на депутатский мандат Народного Хурала, оставив бремя долгов и расстроенного коммунального хозяйства ныне действующему главе Сергею Гонжитову. А тот в 2015 году, когда истек срок договора аренды муниципальной котельной и сетей, заключенного при Викторе Аюшееве с ООО «Закаменское ПУЖКХ», решил положить конец постоянным «чрезвычайным ситуациям». И отказался продлевать договор аренды, объявив конкурс на право заключения концессионного соглашения в отношении объектов теплоснабжения, водоснабжения и водоотведения на территории Закаменска. Победителем стало ООО «Закаменск ЖКХ».

Расставаться с коммунальной «кормушкой» отвергнутое ООО «Закаменское ПУЖКХ» долго не хотело. Напоследок создало еще одну «чрезвычайную ситуацию», которая использовалась как повод для обвинений в адрес районной администрации. Писало жалобы в УФАС и другие инстанции. Но в итоге было признано банкротом и ныне находится в стадии конкурсного производства.

Все смешалось…

Мы не будем судить о том, какой из глав – прежний или действующий – эффективнее. Оценку Виктору Аюшееву как депутату Народного Хурала закаменцы дали в ходе праймериз «Единой России», где он занял лишь «почетное» четвертое место.

Но то, что противостояние в Закаменском районе может пойти по тупиковому тункинскому сценарию, – это факт. От «Единой России» в главы выдвинут председатель райсовета Бэлигто Зундуев, политик с внешностью эстрадного певца и юридическим образованием, ранее работавший в администрации Виктора Аюшеева (занимался правовым сопровождением, в том числе коммунальной сферы). Действующий же глава Сергей Гонжитов баллотируется в порядке самовыдвижения.

Такое положение вещей может серьезно повлиять на ход выборов в Народный Хурал по Закамне. Прежде всего, на результат «Единой России». По мере приближения к 10 сентября противостояние в Закаменском районе и вокруг него, скорее всего, будет нарастать.

Артем Самсонов, «Номер один»
© 2012 — 2024
Редакция газеты GAZETA-N1.RU
Все права защищены.