Заглянуть внутрь себя

На малой сцене Русского драматического театра состоялся показ спектакля «Вдох-выдох»
A- A+
События, развернувшиеся в Сосновом Бору, и показ спектакля «Вдох-выдох» на малой сцене Русского драматического театра произошли в один день – 19 января. Совпадение, конечно, случайное, но зрители, вышедшие после показа спектакля и узнавшие о трагических событиях в школе, возможно, поймут эту постановку глубже.

Спектакль «Вдох-выдох» поставлен режиссером Сергеем Левицким по пьесе молодого, но талантливого драматурга Юлии Тупикиной в рамках творческой лаборатории: на ее постановку у команды было всего три дня.

Это история яркой и незаурядной девушки-подростка, не похожей на остальных, но столкнувшейся с типичными подростковыми проблемами: первая любовь к школьному учителю, травля одноклассников, непонимание матери, одиночество. Единственное, о чем мечтает героиня, – уехать из провинциального города и где-то там стать счастливой. А еще о том, чтобы быть услышанной, быть самой собой, даже если большинству это не нравится, любить и дышать: вдох-выдох, вдох-выдох…

Спектакль небольшой: он длится чуть больше часа. Очень простой: в нем нет каких-то особых декораций, спецэффектов, сложных смысловых параллелей. События в спектакле так или иначе переживал или наблюдал каждый.

И в этом большое мастерство: рассказать всем известную историю так, чтобы она была интересной. Юлия Тупикина написала пьесу, а Сергей Левицкий ее поставил так, что там никто никого не учит, не морализирует, никто никого не обвиняет, не ищет виноватых, не судит. Поэтому и школьникам, и учителям, сидящим в зрительном зале и являющимся основной аудиторией спектакля, легче посмотреть на происходящее со стороны.

После трагических событий в Сосновом Бору в обществе пошла большая негативная волна: все сразу стали судить и искать виноватых. Главным стал вопрос: «Почему? Зачем он это сделал?». Почему? «Я не знаю», – отвечал герой спектакля Рома, переломав ребра своей однокласснице и теперь сидящий на крыше, с которой он через минуту прыгнет.

«Этот период надо просто пережить» – так обычно говорят о подростковом периоде и о проблемах подростков, но кто-то этот период не переживает. Бурятия остается в списке депрессивных регионов с высоким количеством суицидов среди детей. Почему?

Герою спектакля сложно ответить на вопрос, почему он сделал то, что делать в общем-то и не хотел. Так же, как его отцу сложно ответить, почему он брал взятки, посещая при этом каждую неделю церковь. Или матери Маши сложно дать внятный ответ, почему она решила закопать свой талант в провинциальном городе, превратившись в «тетку».

Спектакль никого не учит, не судит и не обвиняет, потому что суть в том, чтобы посмотреть внутрь себя, ведь главный враг всегда сидит внутри. И то, какая реакция в обществе пошла после случая в уже реальной школе, как легко люди позволяют ненависти и агрессии проникнуть внутрь, доказывает это. Это и есть ответ на вопрос: «Почему?».

– Мой герой – представитель класса учителей, очень правильный человек, нужный, с тяжелой миссией, – описывает своего героя актер Александр Кузнецов. – Такие ситуации, как у моего героя, имеют большое отражение в нашей жизни. Возникает вопрос о потерянном поколении: кто кого потерял – родители детей или дети родителей? На мой взгляд, каждый учитель должен быть психологом и видеть, какие проблемы возникают у ребенка, пытаться достучаться до родителей, чтобы они исправили эту проблему. Потому что дети – это отражение своих родителей и общества всегда.

– Выходов на самом деле много, – говорит Елена Ербакова, исполнительница роли Маши. – Кто-то трудится, учится, чтобы потом уехать и строить свою карьеру. Кто-то решает стать таким же, как окружающие люди. Моя же героиня хочет уехать из города, это тоже выход.

Екатерина Лонская, «Номер один».
© 2012 — 2024
Редакция газеты GAZETA-N1.RU
Все права защищены.