Бату Гендунов: «Мечтаю стать первым бурятом в КХЛ»
Двухметровый улан-удэнец рвется в элиту российского хоккея
Успехи представителей зимних видов спорта в Бурятии можно пересчитать по пальцам, и все они являются результатом труда самих атлетов – от лыжных гонок до биатлона. В этом году впервые из нашей республики в самую престижную лигу отечественного хоккея с шайбой может пробиться уроженец Улан-Удэ. Рост Бату Гендунова – 198 сантиметров, он родился в Бурятии, встал на коньки в Ангарске, а хоккеистом стал в Москве.
Хоккей в Бурятии подтянется
О 19-летнем защитнике-новичке «Амура» заговорили только в этом месяце. Фактурный хоккеист начинал карьеру в Бурятии, а затем в школе ЦСКА. Этим летом он попал на сборы с главной командой, которая готовится к сезону КХЛ, ранее Бату играл лишь в Молодежной хоккейной лиге.
– Это первый «кахаэловский» лагерь в моей карьере, после МХЛ бросаются в глаза совсем другие скорости – и мышления, и катания. Привыкаю. У нас высокая конкуренция, много опытных игроков приглашено на просмотр. Пытаюсь эту конкуренцию выдержать, делаю все возможное. Ну и, конечно, мечтаю стать первым бурятом в истории КХЛ. Если мне удастся закрепиться в «Амуре», то, уверен, и хоккей в Бурятии подтянется, – говорит в интервью Russia-hockey.ru уроженец Улан-Удэ Бату Гендунов.
Первые сезоны в юношеском хоккее Бату провел в ангарском «Ермаке», где есть крытый ледовый дворец и сильная школа хоккея. В 13 лет он отправился в Москву в ЦСКА.
Борец и тафгай
На сборе «Амура» бурятских хоккеист выделяется не только цветом кожи. Бату – самый габаритный игрок в команде.
– Люблю использовать свои габариты, играть жестко, в тело. Если ради команды нужно будет подраться, подерусь. Если главный тренер Николай Константинович Борщевский даст команду, она будет исполнена, кто бы ни был на льду – Рыспаев или кто-то другой. Не сомневайтесь, – делится игрок.
Ну, а в последние годы выступал за юниорский ЦСКА, в МХЛ – за «Мытищинских атлантов», «Амурских тигров» и «Капитан». В последнем клубе Бату выступал под 89-м номером имени президента «Амура» Александра Могильного.
– Это была чистая случайность или, если хотите, знак судьбы. Тогда не догадывался, что через полтора года она подарит мне шанс побороться за место в составе «Амура», которым руководит Александр Геннадьевич. Когда прилетел в Хабаровск, в «Амурских тиграх» мне выдали свитер номер 20 – он был уже готов, а его размеры оказались максимальными. С тех пор в нем и играю, отличный свитер! Что касается номера 89, то выступать под ним, и особенно в Хабаровске, – огромная честь и ответственность, – говорит хоккеист.
Здоровая наглость
Также Бату один сезон отыграл в Торонто в одной из местных команд, многое почерпнул из североамериканского хоккея.
– С моими габаритами играть на большой площадке сложнее, чем на маленькой. Почувствовал это еще в Торонто, где площадки даже не финских стандартов, а канадских. Да и мой двоюродный брат Баир, который сейчас выступает в Канаде, полностью за маленькие площадки. Вообще же на «Платинум Арене», как и во всем Хабаровске, особая атмосфера. Здесь очень любят хоккей, всех игроков знают, много разговоров об игре на улицах. Мне кажется, Москве и Улан-Удэ еще предстоит полюбить хоккей так, как его любят на Дальнем Востоке, – отмечает Бату.
По словам единственного бурятского представителя в КХЛ, главная характеристика, которая нужная в современном хоккее, – это здоровая наглость.
– Желание должно быть огромным. Если это есть, то результат когда-то, но все равно придет. Навыки либо есть, либо нет – их на очень раннем этапе возрасте приобретаешь и по истечении времени ты их не наработаешь. Силу всегда можно нарастить – это от тренировок идет. Вот в Канаде такое обожают. Играл там год, и все сильно отличается: площадка меньше, меньше игры в пас, нет раскатов, как здесь, все идет быстрее и проще – если есть момент, то бросаешь, интереснее от этого. В России все отличается. А так как я сам большой защитник, то мне удобнее канадский стиль –е- меньше возможностей разбежаться у нападающего, – говорит защитник «Амура».
Основная специальность – хоккеист
Каждодневный тяжелый труд – вот что стоит за карьерой профессионального спортсмена:
– Тут нет такого: день хорошо поработал, день плохо. Чем выше уровень, тем меньше такое прощается – этого можно и не заметить, но результат все равно даст. Хотя, думаю, что нормальный адекватный болельщик всегда понимает, сколько в хоккее труда и работы. В Хабаровске я чувствую, что болельщики хорошие. Люди с пониманием относятся, особенно если видно, что ребята стараются, даже если что-то идет не так.
Кроме тренировок и игр хоккеист успевает и учиться. Бату – студент Московского автодорожного института:
– Учусь на факультете управления по специальности «автомобильные перевозки», буду дипломированным инженером. Понимаю, что сложно, но стараюсь учебу не забрасывать и не сбиваться на общий путь, как многие, когда академический отпуск берут или дистанционно учатся – думаю, что, учась на очном, хоть и сложно, знания я приобретаю. Но самая основная моя специальность – хоккеист. Именно ее кровь из носу надо получить в Хабаровске.
Уставал, но кайфовал
Постоянная учеба у Бату идет и во время тренировок.
– Игра проходит, вечером в день игры ничего не смотрю – толку не будет. А на следующий день пересматриваю полностью, смотрю на моменты. Оставляю для себя что-то хорошее, подмечаю, что не получилось. Но перед следующей игрой стараюсь отбрасывать ненужные мысли… А после сезона, ну, какую-то нарезку можно сделать, оставить на память и порадоваться. И начинаю готовиться к следующему сезону. Мне нравится, когда подсказывают какие-то точечные моменты, ты чему-то учишься и в следующий раз делаешь все правильно. Вот на сборах с «Амуром» было как: с одной стороны нагрузка серьезная – уставал, а с другой стороны, я каждый день кайфовал – от атмосферы, где очень многому учишься и понимаешь, насколько мало еще умеешь. Ты движешься вперед и получаешь такое удовольствие... А бывают в хоккее, наоборот, моменты, когда ты работаешь, но ничему не учишься толком, – рассказывает спортсмен.
О родной Бурятии Бату часто рассказывает товарищам по команде.
– Стараюсь каждое лето прилетать домой. Родители и младший брат уже давно в Москву переехали, в Бурятии осталась тетя – приезжаем погостить. У меня там много друзей, с кем в школе учился. Приятно так: приедешь, встретишься, былые времена повспоминаешь – хороший отдых. Мечтаю ли о том, чтобы обо мне знали во всей Бурятии? Это, мне кажется, что-то запредельное уже. Мечтать не вредно, но выстраивать большие воздушные замки – то выиграю, так будет – не стоит. Все может сложиться не так. Я предпочитаю просто работать, а там, как получится, так и получится, – признается хоккеист.
Андрей Шевченко, «Номер один»