Улетная программа
Дешевый перевозчик «Победа» в итоге оказался слишком дорогим для жителей Бурятии
Цены на авиабилеты лоукостера «Победа» на рейсы Улан-Удэ – Москва превысили в августе 30 тысяч рублей, что, как минимум, в четыре раза выше уровня, который ранее заявлялся в полетной программе до российской столицы.
Полетели или пролетели?
Напомним, «Победа» появилась на московском направлении в сентябре 2017 года. До того в столицу из Улан-Удэ долгое время летала только авиакомпания S7, установившая, в условиях отсутствия конкуренции, высочайшие цены перелета туда-обратно, нередко превышающие 35 тысяч рублей.
Поскольку значительную долю пассажиров, особенно в межсезонье, составляют командировочные, в том числе чиновники, монополия неблагоприятно сказывалась и на бюджетных расходах. Именно тогда глава Бурятии Алексей Цыденов договорился с авиаперевозчиком, что «Победа» полетает на московском направлении и собьет цены.
В первое время, действительно, лоукостер летал просто по смешным ценам. Так, в Москву и обратно можно было улететь всего за шесть тысяч рублей, но с началом летнего сезона цены начали расти и докатились до сегодняшних круглых значений. А в июле стало известно, что с 1 ноября 2018 года перевозчик вообще прекращает полеты в Москву. И все возвращается на круги своя. С привычным отсутствием конкуренции и высокими ценами.
Тем не менее глава Бурятии тогда же сделал заявление на своей странице в «Фейсбуке», что переговоры с перевозчиком проведены и «авиакомпания подтвердила свое решение о продлении полетов по маршруту Улан-Удэ – Москва – Улан-Удэ». По словам главы региона, авиакомпания запросила слоты на ежедневный рейс до 30 марта 2019 года. Между тем пока жители Бурятии лишены возможности бронировать дешевые авиабилеты в системе раннего бронирования начиная с ноября этого года.
Дорого и сердито
– Если еще в октябре пассажиры могут улететь в Москву и обратно за десять тысяч рублей, то в уже ноябре стоимость вырастает до 32 тысяч рублей, так как пока на этом направлении заявлена только авиакомпания S7, – говорит улан-удэнский менеджер по туризму Мария Широкова. – И мы ждем окончательного решения по «Победе», поскольку туристы начинают интересоваться новогодними турами через Москву, и пока никакой ясности в этом вопросе нет.
При этом на S7 за 32 тысячи рублей на рейс до Москвы и обратно пока можно приобрести лишь билеты в категории «эконом», по невозвратному тарифу и с платным багажом. Если же брать нормальный авиабилет, то его стоимость вырастает до 37 тысяч рублей.
Как видим, ситуация с дороговизной авиабилетов в Бурятии окончательно не решена. Ведь положение, когда глава региона каждые полгода будет договариваться с авиакомпанией продлить еще на немного дешевый московский рейс, сама по себе ненормальна. И не способствует стабильности, прежде всего, с точки зрения курса на рост прибытий туристов из Москвы на Байкал.
Это и российские и иностранные туристы, каждый из которых за время своего пребывания спонсирует туристическую инфраструктуру, общепит и магазины Бурятии. И которых отпугивает дороговизна наших авиаперелетов. Да и самого главу Бурятии ситуация с московским рейсом, похоже, не устраивает.
Недавно он рассказал на своей странице в «Фейсбуке», что не летает из Улан-Удэ в Москву в рабочие поездки. Наши рейсы поставлены в Москве в неудобное время, прибывая в столицу слишком поздно. Иркутские же рейсы оказываются в Москве раньше за счет удобного расписания и более короткого полета, когда утром из аэропорта Домодедово еще можно добраться без больших пробок. И успеть решить дела в столице, а вечером вылететь в республику. Для этого Алексею Цыденову приходится вначале добираться до Иркутска «на перекладных».
Большие перспективы
Несколько обнадеживает, что правительство региона решает проблему доступности авиаперелетов до Москвы достаточно системно. Так, в аэропорту Улан-Удэ завершается строительство новой взлетно-посадочной полосы, которая станет основой для ведения переговоров с новыми перевозчиками. Напомним, нынешняя взлетно-посадочная полоса была построена в середине «нулевых» годов. Но оказалось, что она была возведена неправильно, бюджетные деньги были израсходованы неэффективно, поскольку взлетно-посадочная полоса не позволяла принимать большие лайнеры, как задумывалось ранее. Пришлось строить новую полосу, которая будет соответствовать всем необходимым требованиям.
– В сентябре ожидается прохождение сертификации новой взлетно-посадочной полосы международного аэропорта «Байкал». Надеемся, что уже в скором времени будем принимать все типы воздушных судов. В том числе дальнемагистральные тяжелые «Боинги», которые экономически более выгодны для авиаперевозчиков. Ведь у нас достаточно далекое расстояние до Москвы, и вопросы авиатоплива и числа пассажиров на борту являются первостепенными для определения цены билета, – рассказали нам в пресс-службе правительства и главы Бурятии. – После ввода новой взлетно-посадочной полосы можно будет вести речь о появлении новых авиаперевозчиков на московском и других направлениях, в том числе международных линиях.
Напомним, что строительство новой «взлетки» началось в 2016 году на федеральные деньги. Стоимость проекта составляет более 3,9 миллиарда рублей. Как отметил посетивший Бурятию весной министр транспорта РФ Максим Соколов, «это будет одна из лучших взлетно-посадочных полос в азиатской части России».
Будем надеяться, что вопрос некоторой «оторванности» нашей республики в вопросах авиатранспортного обеспечения будет решен уже этой осенью. И у нас надолго пропишутся нормальные авиакомпании, с которыми захочется летать. Недорого и комфортно.
Дмитрий Родионов, «Номер один»