История настоящей балерины

Каждый год Лию Балданову принимают на работу в родной театр, а потом увольняют
A- A+
Этой балериной восхищаются. Кажется, все лучшее – традиции и гордость бурятской балетной школы сошлось в ней. «Это настоящая балерина» - сказал о ней знаменитый ректор Академии русского балета имени А.Я. Вагановой Николай Цискаридзе. Похвалы, скандалы и критика – постоянные спутники этой женщины.

Она родилась в Тынде в семье бурильщика и воспитательницы. Историй о том, как ее повели на балет в десятилетнем возрасте, и она влюбилась в него, выбрав себе судьбу, у нее нет. Скорее, судьбу выбрали ей. Родители, заметив поразительную гибкость дочери, вняли совету родственницы отвезти девочку на просмотр в Улан-Удэнское хореографическое училище.

- Перед этим меня даже к врачу водили, проконсультироваться, что это за необычная гибкость суставов такая. Дома я бегала на цыпочках, потому все тапочки были стерты именно на носках. До сих пор могу спокойно стоять на пальцах без пуантов, – рассказывает прима-балерина Бурятского государственного театра оперы и балета Лия Балданова.

Она помнит, как отец привез ее в училище и, заглядывая в зал сквозь стекло, увидел, как знаменитый артист балета Петр Абашеев показывает ему большой палец. Это был знак, что его дочь прошла отбор. Тогда еще никто не знал, какую роль в судьбе девочки сыграет эта звездная пара – Петр Абашеев и Лариса Сахьянова.

- Каждую ночь в общежитии интерната старшие девочки растягивали меня во все стороны, заставляли прыгать, становиться на мостик и спорили: «Она похожа на Сахьянову! Нет, она похожа на Короткову!». Я вытягивала подъем, и говорили, что поступил ребенок, у которого все данные для балета. Только сказали, короткая шея. Вопреки данным никаких успехов у меня не было, я стояла в последней линии, не попадая ни в первый, ни во второй состав. Петр Тимофеевич смотрел на меня, и, казалось, спрашивал: «Ну, как же так?!». Во втором классе нам поменяли педагога, которая взялась за меня – щипала иногда и требовала. И я начала собираться.

Вечная ученица

Она часто повторяет, что является ученицей Ларисы Петровны Сахьяновой – единственной бурятской балерины, удостоившейся звания народной артистки СССР. Некоторых это раздражает, ведь Лариса Сахьянова учила многих. Но не многие остались с ней до конца. А к этой девочке у знаменитой бездетной балерины сложилось особое отношение. Говорят, она любила Лию как родную дочь. И даже просила разрешения родителей позволить ей жить у них с Петром Абашеевым. Родители Лии тогда срочно переехали в Улан-Удэ. Узнать великую балерину Лие удалось, когда той было уже за 60.

- В училище был культ личности Ларисы Петровны. Все вставали по стенкам и приседали в книксене, когда она шла по коридору. А я думала, что это за бабушка, которая всегда при виде меня кричит: «Что это за девочка?! Почему она постоянно болтается, уберите ее с глаз моих!». Это происходило на репетициях. Мне говорили, что это сама Сахьянова, но это мне ни о чем не говорило. Вот Гагарина я знала, а ее – нет.

После третьего класса Лариса Сахьянова изъявила желание взять группу, в которой училась Лия. На седьмом десятке лет она спокойно поднимала ногу на 180 градусов. «Ну, как же вы не можете?!» – восклицала она, и потрясенные ученицы принимались яростно растягиваться.

- Да, Лариса Петровна была человеком с непростым характером. Все до сих пор вспоминают, как она кричала: «Балданова, пошла вон!». Я сначала плакала, а потом шла из класса, уже не обижаясь, потому что знала - так она заботится обо мне. В старших классах, узнав, что в девять вечера я еще не дома, на следующий день устраивала мне разнос. Я узнавала, что скоро у меня будет десять детей, и я буду жить в деревне. Когда я возвращалась из деревни, где летом копала картошку, с негнущейся спиной, она говорила: «Все, паси гусей! Езжай в деревню!!!». Так она выражала свою любовь. Именно благодаря ей я полюбила балет и осталась в нем. Первоначально фанатизма и любви к балету у меня не было.

В училище знали, что «сахьяновские» вечно пишут сочинения про художников, писателей, ходят в библиотеки.

- Она пыталась дать нам развитие, учила этикету. Оборачиваться, когда окликают, следовало медленно, с достоинством. Увидев на нас какие-то украшения, она, бывало, говорила: «Не будьте мещанами». Еще Лариса Петровна много читала  и мы всегда много говорили о русской и зарубежной литературе. Она хотела развить нас, не просто давая уроки классики, а больше как личность многогранную, какой  являлась сама.

Гордость и предубеждения

- Каждый год меня увольняют из театра, когда заканчивается срочный договор. Летом я становлюсь официально безработной и не знаю, возьмут ли меня в театр снова. Случилось это после того как я, находясь на учебе в Академии русского балета имени А.Я. Вагановой, уехала на гастроли в Америку, - продолжает рассказ балерина.

После разразившегося скандала ее исключили из коллективного договора, заставив уволиться. Когда в 2016 году она вернулась в театр по личному приглашению министра культуры Тимура Цыбикова, не все были рады ее возвращению. Кто-то откровенно выказывал свое недовольство. Однако работа на сцене всегда расставляет все точки над i. Зрители любят Лию, а некоторые и вовсе считают, что ее публикации в соцсетях собирают зрителей лучше, чем весь рекламный отдел театра.

- Я за честность и не храню обид. Все меняется. Одни и те же люди могут сделать и плохое, и хорошее. Когда одна дверь закрывается, всегда открывается другая. Иногда приходилось плакать дома на диване, а потом вставать и с улыбкой идти на сцену.

Мне всегда нравится цитата Махатмы Ганди: «Сначала они тебя не замечают, потом смеются над тобой, затем борются с тобой. А потом ты побеждаешь».

В моем случае я, наверное, победила себя. Что вернулась и снова работаю в родном театре, на сцене которого танцевали мои педагоги и сейчас танцую я. Все, что не творчество и не искусство, а суета вокруг - это тлен. 

Цена честности

Свою любовь к путешествиям она старается утолять в «безработный» период. Этим летом вместе с дочерью и сестрой они снова ездили в Европу. У 12-летней Малики, по словам балерины, после этого совершенно изменилось мировоззрение:

- Прежде всего, удивляет мир без хамства, в котором люди уважают чужое достоинство. У нас же все беды оттого, что каждый, каким бы ничтожным себя ни чувствовал, считает себя выше другого, дает себе право наносить удары словом и делом.

В 2018 году Лие Балдановой было присвоено звание народной артистки Республики Бурятия. До этого наградами артистка была не избалована. Однажды ее не взяли на фестиваль. Подумав, она не сникла. Взялась за работу над фильмом «Дочь Байкала». «Делай свое» - дали ей тогда мудрый совет. И она сделала.

- Когда спектаклей мало и занятости, я начинаю делать что-то свое. Хожу в библиотеки, встречаюсь с детьми, рассказываю им о балетах. Читаю о великих людях бурятского театра. Никто сейчас не знает Арсеньева, Глязера, которые создавали бурятский балет. «Красавица Ангара», созданная балетмейстером Заславским, теперь перестала считаться его постановкой. Но идея и танцы же - его! Почему-то ни декорации, ни замечательные эскизы художника Тимина, который ставил первый балет, уже никому не нужны. Я понимаю, что, может, не так актуально и кто-то хочет новизны, но есть шедевры, которые в неизменном виде должны переходить из поколения в поколение. Я люблю наш театр, я тут выросла, тут работали мои педагоги. «Красавица Ангара» на самом деле уникальный балет, с историей. Единственный балет, который остался нам по наследству, и даже если он не современен сейчас, мы всегда будем помнить ту старую постановку со сказочным шатром, который поднимается из пучины Байкала. И те прекрасные костюмы и декорации, созданные Александром Ивановичем Тиминым.

Буквально вчера она завершила работу над съемками в фильме «Улан-Удэ, я люблю тебя». Бурятские кинематографисты пригласили ее на главную роль в фильме, в котором она играет балерину. Рассказывая о сюжете, Лия улыбается и вспоминает, как похожая история случилась с ней в жизни. Ей посвящал стихи рабочий ЛВРЗ, писавший, что ее присутствие  освещает его жизнь. Вспоминая об этом, она задумчиво улыбается:

- Вообще, конечно, приятно нести свет искусства… Пожалуй, я благодарна судьбе, что стала балериной. «Ты рожден на этой земле и должен отдать этот долг» - так всегда говорили мои учителя. Я тоже считаю, где родился, там и пригодился.

Диляра Батудаева, «Номер один». 
© 2012 — 2024
Редакция газеты GAZETA-N1.RU
Все права защищены.