Как сделать ребенка успешным?

Почему отношение родителей к неудачам детей разрушает им жизнь?
A- A+
Начался учебный год, а вместе с ним усилились родительские переживания – будет ли ребенок хорошо учиться, сможет ли осилить программу по новым предметам, получит ли высокие баллы по ЕГЭ? Опасения мам и пап вполне обоснованны – объемы учебной программы постоянно увеличиваются, да и выпускникам, чтобы получить бюджетное место в вузе, нужно иметь хорошую подготовку. Как сделать ребенка успешным, а не тревожно-мнительным неврастеником, расскажет психолог Игорь Бадиев. 

Ошибки развивают вкус успеха

- Игорь Валерьевич, все родители хотят вырастить из ребенка успешного и счастливого человека, но не у всех это получается. Почему? 

- Дети пошли в школу, естественно, родители, видя в них свое продолжение, хотят, чтобы дети были успешными, чтобы они жили и учились лучше них. Это нормальное родительское стремление. 

Однако в некоторых случаях это желание формирует в родителях определенное отношение к детям, которое реализуется в формах, приводящих к обратному результату. Давайте поговорим о том, как родители относятся к школьным достижениям, успехам и неудачам детей, и что из этого получается. 

Учеба – это в первую очередь деятельность, и, как в любой деятельности, ребенка на этом пути ждут как успехи, так и неудачи, достижения и ошибки. Это нормально. Вся наша жизнь – это череда успехов и неудач. Через это и формируется наша личность, наше отношение к жизни. Естественно, что ни одна деятельность не может быть абсолютно всегда успешной. Все люди допускают ошибки – это аксиома. 

Наверное, главное отличие успешного человека от неуспешного в том, что он извлекает уроки из своих ошибок, для него это фундамент, на котором он строит свою жизнь. У человека неуспешного ошибки – это крах, это то, чего стоит избегать. Как не парадоксально это звучит, но для того, чтобы наша деятельность была успешной, нужны ошибки, на которых мы можем учиться. 

Приведу пример. Возьмем ребенка, очень умного, способного, которому вся школьная программа дается очень легко. Казалось бы, радоваться надо. Проблема заключается в том, что в результате этого постоянного успеха ему нет необходимости прилагать какие-то усилия. Он не учится преодолевать неудачи. И когда школьная жизнь прошла как череда триумфов, столкнувшись с трудностями вне школы он не знает, что с ними делать. Из неудач и ошибок он не научился извлекать урок, потому что все ему давалось легко. 

Нельзя наказывать за ошибки

Другой крайний вариант – «хронически неуспешный» ребенок. В учебе он не успевает, со сверстниками не может найти общий язык, все его школьная жизнь – это череда неудач. А когда твоя деятельность хронически неуспешна, то выполнять ее нет никакого желания, пропадает мотивация, человек старается эту деятельность избегать и заниматься тем, в чем он успешен.

Школьная жизнь должна сочетать в себе трудности, которые нужно преодолевать. Чем сильнее трудность, тем значимей успех. Если все дается ребенку легко, он свои достижения воспринимает не как успех, а как должное. Именно поэтому ошибки или трудности воспринимаются как какой-то крах. 

Успех – это определенное достижение, которое возможно лишь тогда, когда было преодолено какое-то препятствие. Именно тот результат, к которому ты стремился и дался тебе с усилием, приносит удовлетворение и ощущение успеха.  

- Как сделать ребенка успешным, и какова роль родителей в формировании его успешной деятельности? 

- Роль родителей - самая непосредственная, потому что именно они в конечном итоге оценивают деятельность ребенка с точки зрения успешности или неуспешности. Они задают планку. Именно родитель может сказать – «мой ребенок успешен». Это его субъективная оценка, его представление о том, каким он видит и хочет видеть своего ребенка. Для кого-то четверки – это плохой результат («я хочу, чтобы ты был круглым отличником»). А для кого-то и тройка вполне удовлетворительная оценка. Это то, что называется «уровень притязаний». 

Почему ребенок прогулял контрольную?

Можно выделить четыре основных вида отношений родителей к успехам и неудачам ребенка. 

Первый стиль – игнорирование, когда родители не замечают ни успехов, ни неудач ребенка. Родители и дети живут сами по себе. В этому случае ребенок начинает чувствовать нехватку внимания со стороны родителей. По сути это попустительский стиль воспитания, который чреват тем, что ребенок начинает оценивать успех или неуспех, исходя из каких-то случайных оснований. Вполне может случиться, что школьник решит - не хочу быть ботаником, хочу быть хулиганом, потому что он в его представлении более успешен. В итоге ребенок может пойти по наклонной, оценивая свою успешность в этом ключе. 

Второй стиль – наказывающий. Когда родители не замечают достижения ребенка, но наказывают его за ошибки. Этот стиль очень широко распространен, потому что в нашем сознании укоренилась мысль, что воспитание и наказание – это суть одно и то же. При таком стиле у ребенка формируется мотивация избегания неудач. Он начинает учиться для того, чтобы, например, не получать двойки. Это приводит к тому, что он перестает достигать больших успехов, потому что школьник все свои усилия направляет не на достижения, а на то, чтобы не ошибиться. 

- Чем это чревато? 

- Часто это приводит к тому, что ребенок просто отказывается выполнять какие-то дела или делает их формально. В итоге у него формируются такие черты, как безынициативность, безответственность и экстернальность (в желании избежать наказания и оправдаться он сваливает вину на других). 

- Это поэтому дети вдруг заболевают перед контрольной или прогуливают уроки? 

- Заболеть, прогулять, опоздать, что-то забыть дома – это те приемы избегания наказания, которые выбирает ребенок, когда чувствует высокий риск неуспеха и ошибки.

Тревожность из-за родителей

Третий вид – стимулирующий, когда родители наказывают ребенка за ошибки и поощряют за достижения. Этот стиль очень распространен среди родителей, они считают, что так правильно. На деле же он формирует у ребенка неуверенность и тревогу. Школьник находится в состоянии постоянного сомнения – «то, что я сейчас сделал, это успех или неудача?» 

Согласитесь, серединных результатов в нашей жизни гораздо больше, чем больших успехов или серьезных поражений. У ребенка начинает формироваться сомнение: правильно или неправильно он сделал? Это сомнение относительно своих действий со временем начинает генераризовываться, распространяться на другие виды деятельности, на отношения. Что теперь будет, как это воспримут другие?

Когда человек начинает сомневаться, он ищет опору во внешней оценке, вырабатывается ориентация на внешние оценки. Если говорят, что это правильно, значит это правильно. Мнения окружающих в принципе разнообразны и никогда не бывают однозначными, поэтому эта неуверенность пойдет с ним и дальше во взрослую жизнь, где он всегда будет сомневаться, ориентироваться на внешние оценки – а что скажут люди? Что обо мне подумают? Такие люди выстраивают свою жизнь по принципу – а не подумают ли они про меня что-то плохое? 

Сила поддержки

Четвертый стиль – поддерживающий. Он заключается в том, что достижения ребенка поощряются, а когда ребенок делает ошибку, родители его поддерживают. Очень важно научиться оказывать детям поддержку, когда они совершают ошибки и не справляются с чем-то, когда деятельность оказывается слишком сложной. Именно ощущение поддержки дает ребенку (да и взрослым) тот ресурс, который помогает справиться с трудностями. 

- Что значит поддержка? 

- Это не значит, что нужно делать за ребенка его дела. Поддерживать - значит признавать  право ребенка на ошибку. Это вера в то, что он может справиться с трудностями. Получая поощрения за достижения, ребенок начинает стремиться к успеху, и при этом не боится ошибиться. А ошибившись, он  воспринимает свой промах не как нечто плохое, а как определенный урок, то, над чем нужно работать. Как точку роста. 

Именно такие поддерживающие отношения дают человеку уверенность в себе, в своих силах, и формируют мотивацию достижения. Без тревожности, неуверенности и сомнений. В этом случае деятельность оказывается наиболее успешной, ведь ребенок не боится ошибиться. «Ничего страшного, что ты ошибся, такое бывает, ты от этого не стал хуже, ошибаются все, нужно попробовать еще раз, давай сделаем это по-другому, ты все равно молодец, ты же вышел, попытался и не испугался, нужно продолжать», - поддерживает родитель.

«Без медали не возвращайся»

- Бывает, дети перед публичными выступлениями вдруг все напрочь забывают. Так происходит из-за страха ошибиться? 

- Выступление или испытание - это ситуация неопределенности и стресса. Дети волнуются, и это нормально. В этих ситуациях они могут ошибаться, и здесь очень важна правильная реакция взрослого на ошибку. Бывает, взрослый остро реагирует на ошибку ребенка (особенно это касается малышей), условно говоря, наказывает его – укором или неодобрением выдает негативную эмоциональную реакцию. 

В результате ребенок будет стараться избегать этих ошибок. А что это значит? Он будет избегать ситуаций повышенного волнения и тревоги. Как итог - он не научится справляться со стрессом и тревогой. Не сможет использовать ошибки во благо себе. Почему важно волнение перед важными событиями? Волнение и тревога дают дополнительные силы, мобилизуют. Ему просто нужно научиться пользоваться этими силами, которые дают наши эмоциональные состояния. 

Чем больше он будет избегать состояний повышенного стресса, тем в большем стрессе и тревоге он будет оказываться, и тем больше ошибок он будет совершать, стараясь их избежать. 

- Есть мамы, которые нацеливают детей на успех фразами – «без пятерки домой не возвращайся», «нам нужно только первое место». Их напутствия приведут ребенка к успеху? 

- Это прямая установка: либо ты достигаешь успеха и я тебя люблю, либо не достигаешь и я тебя не люблю. Естественно, это вызывает у ребенка высокий уровень неуверенности в себе, тревоги, что в ситуации итак волнительной ведет к еще большему стрессу и увеличивает вероятность ошибки. 

Главное для ребенка в его сложной школьной жизни (а она всегда сложная) - это чувство поддержки со стороны близких людей. А ближе родителей у малыша никого нет. 

Беседовала Любовь Ульянова, «Номер один». 
Вопросы психологу вы можете задать по адресу: pismo77@inbox.ru 
© 2012 — 2024
Редакция газеты GAZETA-N1.RU
Все права защищены.