20.10.2018
В Бурятии идет война за доходы от дорожных видеокамер

В Бурятии убирают неправильные системы видеонаблюдения на дорогах. На  федеральной трассе М-55 начался массовый демонтаж автоматических камер видеонаблюдения скоростного режима. Как сообщили наши источники, между ведомствами, которые занимаются установкой и обслуживанием камер, разгорелся нешуточный конфликт. 

С высокой результативностью

В минувшие выходные на трассе «Байкал» (Иркутск - Улан-Удэ) были замечены бригады ремонтников, которые снимали с эксплуатации ранее установленные камеры фото-, видеофиксации нарушений скоростного режима автомобилистами. 

Напомним, в августе 2018 года стало известно о выигрыше ПАО «Ростелеком» крупного тендера на установку в Бурятии и Иркутской области более 40 новых видеокамер. Заказчиком выступило ФКУ «Управление федеральных автомобильных дорог «Южный Байкал». Новые, более результативные  видеокамеры были призваны увеличить число штрафов на дорогах. Ведь теперь средства фиксации выявляли не только нарушения скоростного режима, как было ранее, но и такие нарушения, как выезд на встречную полосу и движение по обочине. 

К слову, на всем протяжении трассы всего три камеры будут размещены в Иркутской области - между Байкальском и Култуком. Что касается Бурятии, то она всегда была площадкой для самых жестких экспериментов, в том числе и по количеству  видеокамер на одного автомобилиста, где регион явно находится среди российских «лидеров».

Причем наблюдатели отметили, что в октябре с началом реализации проекта на всей трассе вначале установили видеокамеры, а затем их начали демонтировать. Пошли слухи о том, что видеокамеры оказались неисправными. Однако большего доверия, пожалуй, заслуживает информация о том, что организаторы установки новых средств контроля и сбора денег с населения не до конца определились с важным вопросом. Куда пойдут десятки миллионов рублей от работы новых денежных насосов? 

Миллионы от народа

Дело в том, что в Бурятии до недавнего времени основным оператором на рынке штрафов с видеокамер было некое ГБУ «Центр информационных технологий РБ» (ГБУ «РИТ»). Именно эта структура с 2013 года установила в регионе около  сотни видеокамер и продолжает наращивать их количество на дорогах. Так, только в прошлом году эта структура закупила, а также установила в рамках «договоров опытной эксплуатации» 48 средств фото-, видеофиксации нарушений правил ПДД.

При этом, судя по отчету данной структуры, только за 2017 год «средствами автоматической фиксации нарушений правил дорожного движения (ПДД) вынесено 285 тысяч постановлений об административных правонарушениях на сумму 250 млн рублей. Взыскано 187 млн рублей».

Таким образом, республиканский бюджет ежегодно пополняется огромными суммами, соответственно, на этом хорошо зарабатывали не только ГБУ «Центр информационных технологий РБ», но и кормились субподрядчики, частные структуры и производители  видеокамер. Частно-государственное партнерство в чистом виде. 

Другой вопрос, что тот же ГБУ «РИТ» ранее не имел проблем с землей и устанавливал видеокамеры там, где считал нужным (по согласованию с ГИБДД, разумеется). Размещая их в Улан-Удэ, на региональных и федеральных трассах.  Так, еще с 2014 году  ГБУ «ЦИТ РБ» начала устанавливать на федеральной трассе «Байкал» (тогда она называлась М-55)  видеокамеры, которые внесли существенный вклад в пополнение региональной казны.  

В этом году нашлись другие желающие хорошо подзаработать. И ранее установленные видеокамеры, принадлежащие конкурирующим структурам, попросили убрать с федеральной трассы. Бизнес есть бизнес, ничего личного.

В частном порядке

Дело в том, что, согласно новым поправкам в Закон «О безопасности дорожного движения», в стране недавно тихой сапой были легализованы коммерческие дорожные камеры. А поступающие штрафы теперь должны перечисляться владельцам средств видеофиксации или дороги. В случае с федеральной трассой, пролегающей по Бурятии, речь  может идти о  «Ростелекоме» и «Южном Байкале». В этом случае региональный бюджет вообще может остаться, что называется, на бобах. Не исключено, что неразбериха с установкой видеокамер на федеральной трассе была продиктована сакраментальным вопросом. Чьи деньги, Зин?

Добавило интриги и принятие дополнений в законодательство, согласно которому с 2019 года штрафы за нарушение правил дорожного движения  (за вычетом, разумеется, доли частных компаний) будут направляться в региональные дорожные фонды. Ранее, напомним, деньги шли в региональный бюджет и там использовались на самые разные цели. Теперь же штрафы, которые пойдут в региональный дорожный фонд, призваны целевым образом улучшить качество наших дорог. Впрочем,  это будет слабым утешением для автомобилистов. Поскольку передача на откуп дорожных видеокамер коммерческим структурам приведет к взрывному наращиванию числа «умных бандитов» на столбах. Соответственно, избежать дорожных штрафов в ближайшей перспективе даже самым дисциплинированным водителям будет просто нереально. Придется платить.

Дмитрий Родионов, «Номер один».
^