17.10.2018
Как в школе №2 выращивают гениев

В 2017 году в улан-удэнской школе №2 с углубленным изучением отдельных предметов возобновились занятия в математических классах. О том, что дает детям углубленное изучение математики, мы поговорили с директором школы, преподавателями и самими учениками.

Для математиков открыты все дороги

Математические классы открылись в школе №2 в 1993 году. 

- У истоков открытия математических классов стояли бывший директор школы Петр Анатольевич Иванов, завуч (а ныне учитель химии) Ирина Юрьевна Пантелеева и директор института математики и информатики Лариса Васильевна Антонова, - говорит директор школы Лидия Александровна Бичевина.

В 2017 году во второй школе впервые набрали пятый класс с углубленным изучением математики. 

- На сегодня у нас работают 6, 8-11-е математические классы. Нагрузка во всех классах серьезная. Для учебы в таком классе нужен определенный набор знаний и умений, знание формул, математических понятий. Для успешной учебы важны желание ребенка, интерес и мотивация.  Хорошее образование - это базис будущего, особенно если это физико-математическое образование. Дети, знающие математику и физику, могут работать кем угодно, у них всегда есть выбор, - отмечает Лидия Александровна. 

За парты школы с углубленным изучением отдельных предметов садятся обычные ученики улан-удэнских школ, начиная, как правило, с 8-го класса. Ребят, обладающих аналитическим умом и успешно прошедших вступительное тестирование, переводят сюда. Основные качества потенциального ученика математического класса - это способность быть лидером, нестандартность мышления, интуиция, воображение, память, наблюдательность и мотивация к исследовательской работе. 

- Не у всех ребят хватает сил пройти до конца, но все получают организаторский уровень подхода к работе, ответственности за себя. Математика – это гимнастика ума. Дети, выбирающие для углубленного изучения математику, талантливы и в других сферах – они любят и умеют рисовать, петь, у них хорошие оценки по другим предметам. Это очень увлеченные дети. Умение работать, логическое мышление остается с ребятами на всю жизнь. В разные годы у нас были математические классы с наполняемостью от 12 до 25 человек, - вспоминает учитель химии, классный руководитель 11-го математического класса Ирина Юрьевна Пантелеева.

С ребятами работают профессионалы – преподаватели Бурятского государственного университета.

«Работаем на другие города»

В школе №2 послаблений талантливым ребятам не дают. Ученики 10-11 математических классов занимаются математикой десять часов в неделю, физикой – четыре. На уроках дети учатся мыслить не просто как взрослые, но и как ученые – не только усваивать материал, но и анализировать, глубже познавать точные науки. 

- Ребята занимаются по учебникам для углубленного изучения математики. Подход к таким детям - школьно-вузовский, начинают закладываться основы высшего образования, - говорит директор школы. 

Преподаватель кафедры прикладной математики БГУ, доцент Татьяна Васильевна Бурзалова сетует, что, как правило, выпускники математических классов практически все уезжают учиться за пределы Бурятии.

- Это очень работоспособные, мотивированные школьники. Средний балл ЕГЭ по математике у них - 75-80 баллов, бывает 90 и даже 100 баллов. У нас идет индивидуальная работа с каждым учеником. Выпускники школы учатся в МГУ им. М.В. Ломоносова, МФТИ,  МГТУ им. Н.Э. Баумана, НГУ, уезжают в Томск. Получается, что мы работаем на чужие вузы, а к нам, в БГУ, приходят учиться слабые ученики. Мы тоже заинтересованы в хороших учениках, но, получается, что работаем на другие города, - рассказывает Татьяна Бурзалова.

Вундеркинды на вес золота

Директор института информатики и математики БГУ, профессор Лариса Васильевна Антонова подчеркивает, что подготовка математиков высокого уровня – это кропотливая работа.

- Помимо углубленного изучения математики, на более высоком уровне изучаются информатика и программирование. Скоро мы начнем занятия по робототехнике, в ближайшее время придут учебные пособия. 11-классники изучают программу первого курса университета  - это основы матанализа, линейная алгебра. Когда наши дети поступают в столичные вузы, они ничем не уступают выпускникам знаменитой Колмогоровской школы, а зачастую и превосходят их, - гордится ребятами Лариса Антонова.

Каждый ученик, по словам Ларисы Васильевны, находится под чутким наблюдением как педагогов, так и классного руководителя и родителей. 

- У нас спаренные уроки, как в вузах. На одну задачу можем потратить час, обсуждаем, находим способы решения. Лучше решать сложные задачи, чтобы развивать логическое мышление, чем прорешивать простые «на автомате», - считает профессор.

В то же время не все дети «тянут» математический класс. С некоторыми приходится расставаться.

- Бывают отчисления. Зачастую на учебе в математическом классе настаивают родители, не учитывая способности и интересы ребенка. Родители думают, что отдадут ребенка в маткласс, думают, что он разовьется, но у ребенка могут быть свои интересы, - говорит Лариса Антонова.

«Планирую связать свою жизнь с математикой»

А что же сами ребята? Почему они выбрали такой сложный предмет для изучения и как справляются с колоссальной нагрузкой?

Ученик 10-го, математического класса Ярослав Лисихин перевелся из 25-й школы, в школе №2 он учится первый год.

- Здесь очень хороший состав преподавателей. Мои любимые предметы – математика, физика. Школа мне нравится, она новая, современная, учителя хорошие, все доступно объясняют. Я планирую связать свою жизнь с математикой. Предварительно решил поступать в НГУ, с другими вариантами пока не определился, - говорит школьник.

Одноклассница Ярослава Софья Михайлова также пришла в маткласс из другой школы.

- Я училась в 57-й школе, перешла сюда. В середине июля писала вступительный тест, он был как ОГЭ по математике, мне было достаточно легко. Через две недели узнала результат, сходила на собеседование. В конце августа забрала документы из своей школы и перевелась во вторую школу. В 11-м классе буду сдавать физику, профильную математику и информатику. Любовь к точным наукам мне привила мама, она доктор экономических наук, - считает девочка.

Александра Белоусова учится в 9-м классе. По ее словам, первое время было тяжеловато привыкнуть к нагрузке, но сейчас уже привыкла к большому количеству уроков математики. Кстати, изучение царицы наук повлияло на то, что даже образ жизни у школьницы изменился. 

- Я меньше ленюсь, стала более работоспособной. Научилась планировать и достигать целей, - признается Саша. 

Отметим, помимо математики, в школе №2 есть углубленное изучение таких предметов, как история, обществознание, право, химия, биология. 

Лариса Ситник, «Номер один». 
^