24.10.2018
Парламент Бурятии обсудил, как повысить качество работы муниципальных служащих

В очередной раз перед депутатами Хурала оказались весы. На этот раз на одной чаше весов расположилось качество работы муниципальных служащих. На другой – уровень из зарплат. И то и другое на сегодня оставляет желать лучшего. Как решить эту проблему, депутаты обсудили на очередном заседании Совета Народного Хурала.

«Дороги открыты…»

Основной темой прошедшего недавно Совета Народного Хурала стало обсуждение хода реализации Закона «О муниципальной службе в Республике Бурятия». Докладчиком по вопросу был председатель комитета территориального развития администрации главы и правительства Бурятии Виктор Аюшеев.

В основном его доклад касался кадровых вопросов муниципальной власти в Бурятии. Он рассказал о современных кадровых технологиях, таких как конкурсы, кадровый резерв, ротация. А также о повышении квалификации муниципальных служащих.

- Мы ежегодно выделяем из бюджета 3 млн 600 тыс. рублей на повышение квалификации. Половину средств должны вносить районные бюджеты. Итого получается 7 млн 200 тыс. рублей. Последние два года выделяем еще дополнительно 600 тыс. рублей на повышение квалификации глав сельских поселений и муниципальных служащих. В этом году создаем четыре группы по 30 человек и обучаем их, - рассказал Виктор Аюшеев.

Представитель правительства рассказал также, что по итогам выборов этого года 75 глав поселений из более чем 150 – новые. И они сейчас проходят обучение.

- Кадровый резерв, который мы готовим. В прошлые годы подготовили 75 человек. К большому сожалению, только три человека из них стали главами сельских поселений в этом году, - продолжал Виктор Аюшеев.

Кадровый резерв также стал отдельной темой для разговора. Например, председательствующий на заседании вице-спикер Хурала Баир Жамбалов отметил, что процент назначения муниципальных служащих из кадрового резерва - это показатель качества работы органов власти.

- Могут ли оппозиционеры попасть в этот кадровый резерв и как это сделать? – поинтересовался депутат, лидер фракции ЛДПР в Хурале Сергей Дорош.

- Мы этому не препятствуем. Все дороги открыты для любых партий, - говорил Виктор Аюшев.

Он также напомнил, что в этом году только половина избранных глав поселений шла от «Единой России». И в качестве примера привел несколько сел Джидинского района, где через конкурсы главами были избраны представители КПРФ.

Проступки и провалы

Вопрос о повышении профессионального уровня муниципальных служащих тем актуальнее, чем больше претензий поступает в их адрес со стороны населения.

- Вопрос в том, что необходимо сделать, чтобы улучшилось качество работы муниципальных служащих. Потому что, не секрет, депутатам часто жалуются на работу муниципальных служащих. Там отписки, тут отписки. Не делается работа, не реагируют порой месяцами на высказанные претензии граждан, - говорил депутат Игорь Марковец.

Как один из критериев качества работы муниципальных служащих можно рассматривать и финансовый эффект. То есть сколько зарабатывают муниципалитеты самостоятельно и насколько оптимизирована их работа.

- Я хотел бы в докладе услышать, сколько доходов приносят сельские поселения. Почему-то не услышал. И вас, как у нового председателя комитета, есть какие-то мысли по оптимизации сельских поселений? Мы знаем, что в некоторых поселениях расходы раздуты. В 5-10 километрах друг от друга села находятся, и в каждом селе у нас глава поселения и главный бухгалтер. Это же тоже расходы республиканского бюджета. Такие мысли у вас, Виктор Васильевич, есть в голове? – вопрошал председатель бюджетного комитета Хурала Зоригто Цыбикмитов.

Развернутого ответа от Виктора Аюшеева на этот счет депутаты не услышали. Он лишь отметил, что районные власти сами решают, как объединять сельские поселения, и комитет территориального развития ждет их предложений.

О качестве работы в муниципалитетах также можно судить и по количеству нарушений. О том, как происходит их выявление и каково их количество в отдельно взятом районе, рассказал Булат Иванов, первый замглавы, руководитель аппарата администрации Иволгинского района.

Он рассказал, что еще в 2010 году здесь была создана комиссия по служебному поведению и урегулированию конфликта интересов.

- Как правило, предметом рассмотрения комиссии были вопросы и материалы проверок по результатам декларационной кампании муниципальных служащих. Не явился исключением и 2018 год, - отметил Булат Иванов.

По его словам, в этом году было проведено четыре заседания, где были рассмотрены два представления прокурора.

- По результатам заседаний комиссия пришла к выводу, что проступки, совершенные муниципальными служащими по факту представления недостоверных сведений в справке о доходах, признаны малозначительными, и рекомендовано было привлечь к дисциплинарной ответственности и провести мероприятия по разъяснению законодательства в отношении всех муниципальных служащих. По результатам служебных проверок семь муниципальных служащих привлечены к дисциплинарной ответственности в виде замечания и проведена соответствующая учеба, - рассказал Булат Иванов.

Престиж хромает

Конечно, большинство проблем, в том числе касающихся и качества работы муниципальных служащих, в итоге упирается в уровень зарплат на местах.

- Средняя заработная плата во многих районах составляет 16 тыс. рублей, а в северных – чуть побольше. В связи с северным коэффициентом – 20 тыс. рублей. Именно специалисты первой и второй категорий исполняют все обязанности в сельских поселениях, - рассказывал Виктор Аюшеев. - Сегодня во многих районах есть вакансии специалистов. Потому что низкая зарплата никого не притягивает, особенно молодежь.

Подтвердил печальную ситуацию и вице-спикер Хурала Баир Жамбалов, который ранее долгое время возглавлял комитет территориального развития администрации правительства. 

- Первая и основная проблема – это низкая заработная плата, которая влияет на престиж муниципальной службы. Потому и самые, наверное, способные уезжают на более высокооплачиваемую работу. И в этом вся проблема. Остаются те, кто остаются, - отметил он.

Анатолий Кушнарев, который второй созыв подряд возглавляет комитет по экономической политике Народного Хурала, напомнил, что во время пятого съезда депутатов всех уровней этот вопрос также поднимался.

- В решении этого съезда записано, что до следующего съезда – а он состоится в 2022 году – нужно решить проблему повышения зарплат муниципальным служащим. На сколько процентов и в каком году – это другой вопрос. Но мы такое обязательство взяли – Народный Хурал совместно с правительством. Проблему надо решать. Иначе мотивации у нас не будет, и эта служба может со временем развалиться, откровенно говоря, - сказал он. - Если на 2019 год мы не нашли средств на повышение зарплат, то нужно хотя бы рекомендовать правительству изыскать средства на повышение зарплат муниципальным служащим в 2020 году.

Однако далеко не все участники заседания оказались солидарны с Анатолием Кушнаревым. Так, Виктор Аюшеев отметил, что уровень оплаты труда в муниципалитетах нужно повышать за счет роста доходов самих муниципалитетов.

- В первую очередь, мы ставим вопросы по доходам наших сельских поселений. Основные налоги там – это налог на землю, налог на имущество. Если, например, в Кяхтинском районе по налогу на землю довели собираемость до 80%, теперь идем к тому, чтобы они собирали хотя бы 95%. Таким образом, мы стремимся к тому, чтобы поощрять муниципальных служащих за счет собственных доходов поселений, - пояснил он.

Баир Жамбалов же рассказал, что даже незначительное повышение зарплат муниципальным служащим повлечет за собой серьезные расходы бюджета.

- Уже практически 10 лет не поднималась заработная плата муниципальных служащих. Источников нет. Мы эти вопросы много раз обсуждали. Полмиллиарда рублей – это если немного поднять заработную плату по минимальным расчетам. А нам необходимо выполнять «майские указы», поднимать зарплату врачам, учителям – она еще ниже, - отметил вице-спикер.

Депутаты предложили также разработать и внедрить некую методику оценки эффективности работы муниципальных служащих. И по итогам этой оценки поощрять тех, кто работает лучше.

- Возможно, надо детально поработать с фактами нарушений муниципальными служащими. Не выдерживают сроки ответов, не отвечают, отклоняют без уважительной причины. Исходя из этого изыскивать средства на стимулирование лучших специалистов, лучших ребят, которые реально работают, создавать им карьерный рост, - предложил Игорь Марковец.

Итог обсуждения подвела заместитель председателя комитета по государственному устройству, местному самоуправлению, законности и вопросам государственной службы Лариса Крутиян. Она сообщила, что за 11 лет со дня принятия закона в него 20 раз вносились изменения. В частности, касающиеся представления сведений о доходах, конфликта интересов, классных чинов и прочего.

Однако, судя по количеству вопросов, которые нашлись у депутатов, работа по законодательному регулированию этой сферы еще продолжится. Как минимум в части повышения престижа и качества работы муниципальных служащих.

Станислав Сергеев, «Номер один».
^