Феномен проституции

Как рождаются «ночные бабочки» и кто в этом виноват?
A- A+
Отношение общества к древнейшей профессии всегда было противоречивым. Одни  категорически порицают проституцию за аморальность, другие не видят в этом занятии ничего плохого. Если же отложить в сторону моральную сторону вопроса, то окажется, что и те, и другие практически ничего не знают о психологической подоплеке этого явления. О том, какие психологические травмы и тайны могут скрываться за ярко раскрашенной «жрицей любви», расскажет психолог Игорь Бадиев.

Проституция – сложное явление

- Игорь Валерьевич, мы привыкли порицать тех, кто занимается проституцией, при этом мы практически ничего не знаем о психологических факторах, которые толкают человека торговать своим телом. Расскажите, почему путаны идут на панель, а не мыть полы?    

- Есть множество эпитетов для женщин и мужчин, торгующих своим телом. Ночные бабочки, жрицы любви, путаны. Поразительно, но, несмотря на то, что этот феномен давно привлекает к себе внимание, мы очень мало знаем о психологии проституции. Что толкает людей на панель? Это сложный вопрос, поскольку, во-первых, данное явление имеет множество различных факторов, как социально-экономических, так и психологических, а во-вторых, потому что связано с неоднородностью самого явления. Скажу сразу, что каких-то однозначных факторов и причин, заставляющих заниматься проституцией, нет. 

Начнем с того, что и социологи, и экономисты устанавливают достаточно жесткую взаимосвязь между уровнем социально-экономического благополучия населения с количеством распространения в стране проституции. В бедных странах проституция более распространена, в экономически-развитых – менее и имеет иные формы. Поэтому, конечно, экономические условия со счетов сбрасывать ни в коем случае нельзя. 

В первую очередь, поводом для занятий проституцией является стремление улучшить свое материальное положение. Но, согласитесь, это слишком поверхностный взгляд на это явление. Ведь среди представителей этой профессии можно встретить и достаточно состоятельных людей, которые не испытывают серьезных материальных затруднений. 

Здесь, в  первую очередь, нужно говорить не сколько об объективных трудностях, с которыми сталкивается человек, сколько о его субъективном неблагополучии. Понимаете? Ведь потребности у всех людей разные – для кого-то щи жидки, а кому-то жемчуг мелкий. Но неудовлетворенность в социально-экономическом плане в принципе толкает людей к противозаконному зарабатыванию денег. То есть это такой достаточно общий фактор для совершения тех или иных преступлений. Почему же они выбирают именно эту стезю, идут по пути торговли телом, а не по пути совершения кражи? 

Это ставит вопрос о неких специфических психологических особенностях человека, занимающегося проституцией. И на первый план здесь выходит отношение человека к своему телу и то, как он относится к сексуальным отношениям. 

Феномен отделения «Я» от своего тела

Сначала поговорим об отношении к сексу. Не во всех случаях и не всегда, но можно выделить определенную категорию людей, у которых секс выступает как самоцель, когда сексуальное удовлетворение выходит на первый план. Такая сексуальная аддикция (зависимость) может выступать способствующим фактором для занятия проституцией.

Однако данное явление гораздо сложнее, чем кажется. Сексуальная аддикция может объяснить сексуальную распущенность, но не объясняет торговлю телом. То есть почему за деньги? И вот здесь мы переходим к феномену очень специфичного отношения к своему телу. 

Надо сказать, что у этого феномена еще нет постоянного, общепринятого термина. Известный отечественный специалист в области криминальной психологии Юрий Антонян предложил термин «десомотизация». Это отделение своего «Я», своей личности от своего тела. Свое тело человек воспринимает как нечто, что ему не принадлежит. Тело – это не ты. В этом плане тело очень удобно рассматривать как средство достижения каких-либо целей. 

Этот феномен десоматизации наблюдается во многих случаях, например, при различного рода членовредительствах, самоповреждениях. Он включается как некий механизм психологической защиты. У проституток десоматизация позволяет торговать своим телом, воспринимая половой акт как нечто, что совершается не лично с ними. Десоматизацией объясняется тот факт, что женщина, занимающаяся проституцией, сохраняет верность мужчине, которого любит. Казалось бы, парадоксальная ситуация, ведь она вступает в сексуальные связи с множеством мужчин, но при этом она действительно любит только одного мужчину. 

- Вы сказали, этот феномен рассматривается как механизм психологической защиты? Но как и на что он включается? 

- Это самый важный вопрос – откуда же складывается такое специфичное отношение к своему телу и к сексу? Здесь мы переходим к проблемам детства. Десоматизация часто возникает после перенесенного акта насилия. Чтобы защитить свою психику от большого объема негативных эмоциональных переживаний, человек десоматизируется от собственного тела. Это позволяет ему не чувствовать боль. Есть такое распространенное клише, что проститутки – это жертвы насилия в детском и подростковом возрасте. Оно рассматривается как клише, но оно имеет под собой определенную основу, и это не обязательно насилие сексуального характера. Это насилие как таковое.

- Даже моральное? 

- В первую очередь, моральное, психологическое, чем сексуальное. К слову, нужно отметить, что сексуальное насилие может порождать не только утилитарное отношение к своему телу и сексу, но и давать обратный эффект – отвращение к телу и сексу, в результате чего у человека могут отмечаться нарушения в сексуальной сфере. 

Любовь близких как предохранитель

Психологическое насилие в широком понимании это не только унижения и оскорбления. Это и эмоциональное отвержение, и холодность. Психологическое насилие формирует чувство неуверенности, тревоги, чувство собственной неполноценности. 

В этом плане занятие проституцией в отдельных случаях может рассматриваться как гиперкомпенсация комплекса неполноценности. Женщина, не уверенная в своей женственности и сексуальности, таким образом может гиперкомпенсировать этот комплекс, доказывая всем вокруг и самой себе, что она женщина и она сексуальна. Ведь под женственностью понимаются определенные социальные роли, некий образ, которому, по ее мнению, женщина не соответствует.  

И здесь мы опять приходим к вопросу глубокой неудовлетворенности собой, своим статусом, своим положением, своей ролью. Эта глубокая неудовлетворенность в большинстве случаев является психологическим основанием для занятий проституцией. 

По сути своей, личность «ночной бабочки» - это личность дезадаптивная. Многие люди не удовлетворены собой и своим социальным положением, но неспособность к этому приспособиться, изменить свое поведение или свое отношение к тем или иным вещам приводит к состоянию дезадаптации и ухода на путь социально неодобряемого поведения. В этом плане мы можем говорить о том, что у человека очень мало личностных ресурсов для совладания с теми или иными трудностями, с чувством собственной неудовлетворенности и прочим. 

А ресурсы – это любовь, поддержка близких и родных, это базовое доверие к миру как таковому. Вот что является тем предохранителем, что оставляет человека в рамках адаптивного просоциального поведения. Та микросистема, в которой он с раннего детства находился. 

В зоне риска - дети из детдомов

Именно поэтому среди проституток очень много выходцев из детских домов. Это депривированные дети, которым в принципе патологически не хватает человеческого тепла и участия. Кроме того, в ситуации казенного учреждения личные границы тела ребенка оказываются нарушенными, стертыми. 

- Вы говорите о десоматизации? 

- Да. У ребенка из казенного учреждения складывается впечатление, что его тело ему не принадлежит – слишком много посторонних взрослых вторгаются в очень интимные для него вещи. Это врачи, воспитатели, нянечки, перед которыми надо раздеться, помыться и прочее. И такое положение вещей воспринимается ребенком как в порядке вещей. 

Если вернуться к эмоциональной депривации, то она появляется не только в детских домах, но и во внешне благополучных семьях, которые на деле могут оказаться очень неблагополучными в эмоциональном плане. Ребенок в таких семьях может находиться в условиях эмоционального отвержения, холодности и не чувствовать любви и поддержки. Его границы тоже в итоге оказываются стертыми. И, как итог, не формируется ресурс, который помог бы ему в дальнейшем.  

Повторюсь, явление проституции очень неоднородное и очень сложное. Вполне возможно, это результат травматизации, эмоционального отвержения или пережитого насилия. Возможно, это результат развращения, оно ведь может происходить не только путем сексуального насилия. Если ребенок оказывается в обстановке, где царит сексуальная распущенность или он становится свидетелем сексуальных контактов, то это тоже способствует его развращению.

Поэтому заявлять, что занятия проституцией – это результат распущенности, плохого воспитания или безнравственности, нельзя. Такое объяснение слишком поверхностно и слишком обще для этого очень сложного явления. 

Беседовала Любовь Ульянова, «Номер один». 
Вопросы психологу вы можете задать по адресу: pismo77@inbox.ru 
© 2012 — 2024
Редакция газеты GAZETA-N1.RU
Все права защищены.