28.11.2018
Проблемы профессионального образования обсудили на Совете Народного Хурала

Система среднего профессио­нального образования в Бурятии переживает не лучшие времена. Последствия кризиса последних лет ударили и по республиканским техникумам и колледжам. Цифры приема снижаются, количество ветхих зданий растет. Педагоги вынуждены работать на две ставки. А специалистов среднего звена в Бурятии не хватает.

Привлечь работодателей

Проблему среднего профессионального образования (СПО) обсуждали на недавнем заседании Совета Хурала. Министр образования республики Баир Жалсанов рассказал, что в Бурятии на сегодня действуют 20 учреждений СПО, подведомственных минобразу, два — подведомственных минздраву, два — минкультуры. А также пять заведений в составе вузов и два негосударственных.

Все они в недостаточной степени обеспечивают республику работниками среднего звена.

— Объем контрольных цифр приема (КЦП) устанавливается исходя из величины бюджетной системы. К сожалению. Анализ соотношения потребности и КЦП за пятилетний период свидетельствует о том, что выделяемые КЦП не обеспечивают потребности республики в кадрах. Сдерживающим фактором является объем бюджета СПО, который доводится без учета возможности увеличения контингента, — обозначил проблему Баир Жалсанов.

Вторая причина — предлагаемые колледжами и техникумами специальности не привлекают молодежь.

— Она не видит перспективы своего развития и дальнейшего трудоустройства. А также не удовлетворена условиями организации образовательного процесса, — пояснил Баир Жалсанов.

Есть определенная доля вины в происходящем и самих работодателей. По словам министра, они должны проявлять активность и заинтересованность в подготовке своих будущих работников.

— Одно из решений данного вопроса — введение дуальной формы обучения, которая предусматривает сочетание обучения с периодами производственной деятельности. То есть теорию студенты получают в образовательных организациях, а практику — на предприятиях. Таких учреждений, которые работают по дуальному обучению, всего два у нас. Это бурятский республиканский педагогический колледж и авиационный техникум, — рассказал Баир Жалсанов.

Остальные пока что нарабатывают связи. Насколько затянется этот процесс, сказать трудно.

Больше внимания медколледжам

Острее всего проблема с кадрами среднего звена стоит в здравоохранении. В Бурятии всего два колледжа, которые готовят специалистов такого рода. Это Республиканский медицинский колледж имени Раднаева и Байкальский базовый медицинский колледж с филиалом в городе Кяхте.

— Ключевой проблемой здравоохранения республики в настоящее время является дефицит медицинских кадров, в том числе средних медицинских работников. На первое октября 2018 года дефицит средних медицинских работников составляет 695 специалистов. В том числе 42 фельдшерско-акушерских пункта в отдаленных селах республики не укомплектованы медицинским персоналом, — рассказала депутатам Светлана Замбалова, директор республиканского медицинского колледжа имени Раднаева.

Особенно сложная ситуация складывается в селах. Средний возраст фельд­шеров, работающих в ФАПах — 58 лет. Приток молодых специалистов — крайне низкий. И с каждым годом ситуация все хуже. Притом что колледжи в республике выпускают все меньше специалистов.

— В 2018 году на обучение на бюджетной основе принято в двух колледжах 233 студента, что на 31% ниже уровня 2013 года. Это связано с оптимизацией бюджетных расходов колледжей в 2015 году. Вследствие чего уменьшено бюджетное финансирование, которое не восстановлено по настоящее время, — рассказала Светлана Замбалова. — В связи с уменьшением КЦП за последние три года значительно уменьшилось количество выпускников колледжей. Соответственно, число трудоустроенных в медицинские организации.

В 2018 году в медицинские организации трудоустроено выпускников на 20% меньше, чем в 2013-м. И эта цифра с учетом приема 2015 года уменьшится в 2019 году еще на 34 специалиста.

Кроме низких цифр приема, есть еще ряд проблем, вполне характерных для любой отрасли бюджетной сферы. Это изношенная материально-техническая база, нехватка педагогов, вытекающая из низкого уровня оплаты. Чтобы выполнить «майские» указы президента 2012 года, преподаватели вынуждены работать на две ставки с огромной нагрузкой.

— Действительно, в последнее время мы очень мало внимания уделяем медколледжам, — согласился председатель бюджетного комитета Хурала Зоригто Цыбикмитов. — Самое главное — по кадрам. В прошлые годы по бюджетным местам выделялось 10 млн рублей. Эти деньги нам на февральской сессии поправкой надо вернуть. И не только 10 млн рублей. Там потребность у них выше. Поэтому где-то 15 млн рублей мы должны поставить на финансирование.

Подумать о будущем

Между тем, учитывая планы по развитию экономики, Бурятии в ближайшие годы понадобится еще больше кадров. В том числе среднего звена.

— Принято стратегическое решение о строительстве промышленного технопарка на авиазаводе. Там 142 специалиста нужны. Как-то вы будете отрабатывать? Потому что возможности авиационного техникума тоже ограничены. А у нас уже со следующего года стройка начнется, уже федеральные деньги обозначены, — обратился к министру образования председатель экономического комитета Хурала Анатолий Кушнарев.

По словам Баира Жалсанова, вопрос касается не только системы СПО, но и высшего образования.

— Есть необходимость проработать с центрами компетенции по увеличению бюджетных мест. Там Миннауки и высшей школы ссылается на контрактно-целевой заказ по такого рода точечным проектам. Но, тем не менее, я думаю, что при переходе нашего региона в Дальневосточный округ у нас появляются рычаги воздействия на центры компетенции и на Министерство науки и высшей школы, для того чтобы выделялись контрольные цифры приема вузам Бурятии выше среднего по РФ, — пояснил он.

Звучали вопросы и о том, как связывается потребность в кадрах по Бурятии и планы республиканских средних профессиональных и высших учебных заведений.

— Для выявления потребностей экономики республики в 2017 году совместно с Министерством экономики республики было подготовлено и главой издано распоряжение о принципах формирования потребности. Исходя из этого следует, что все отраслевые министерства и ведомства, не только хозяйствующие субъекты, собирают всю потребность по отрасли в республике, аккумулируется эта потребность в Министерстве экономики республики. Как правило, потребность на порядок, на 60%, превышает те ресурсные возможности, которыми обладают высшие учебные заведения и которые доводит по бюджетным местам Министерство просвещения РФ, — рассказал министр образования.

Ежегодно общереспубликанская потребность удовлетворяется примерно на 35–45%. Однако не все зависит от вузов или регионального Министерства образования. Необходимо, чтобы потребность экономики республики совпадала с потребностью молодежи, чтобы работодатели создавали привлекательные рабочие места.

По итогам заседания Народный Хурал рекомендовал правительству заняться укреплением материально-технической базы учреждений среднего профессионального образования. Также провести мероприятия по антитеррористической защищенности, пожарной безопасности, оснастить колледжи и техникумы системами видеонаблюдения и обеспечить их учебной литературой.

Кроме того, было рекомендовано увеличить контрольные цифры приема в медицинских колледжах, обеспечить финансирование питания студентов и провести работу по рациональному использованию учебных площадей.

Станислав Сергеев, «Номер один».
^