Борьба за кадры
Проблемы профессионального образования обсудили на Совете Народного Хурала
Система среднего профессионального образования в Бурятии переживает не лучшие времена. Последствия кризиса последних лет ударили и по республиканским техникумам и колледжам. Цифры приема снижаются, количество ветхих зданий растет. Педагоги вынуждены работать на две ставки. А специалистов среднего звена в Бурятии не хватает.
Привлечь работодателей
Проблему среднего профессионального образования (СПО) обсуждали на недавнем заседании Совета Хурала. Министр образования республики Баир Жалсанов рассказал, что в Бурятии на сегодня действуют 20 учреждений СПО, подведомственных минобразу, два — подведомственных минздраву, два — минкультуры. А также пять заведений в составе вузов и два негосударственных.
Все они в недостаточной степени обеспечивают республику работниками среднего звена.
— Объем контрольных цифр приема (КЦП) устанавливается исходя из величины бюджетной системы. К сожалению. Анализ соотношения потребности и КЦП за пятилетний период свидетельствует о том, что выделяемые КЦП не обеспечивают потребности республики в кадрах. Сдерживающим фактором является объем бюджета СПО, который доводится без учета возможности увеличения контингента, — обозначил проблему Баир Жалсанов.
Вторая причина — предлагаемые колледжами и техникумами специальности не привлекают молодежь.
— Она не видит перспективы своего развития и дальнейшего трудоустройства. А также не удовлетворена условиями организации образовательного процесса, — пояснил Баир Жалсанов.
Есть определенная доля вины в происходящем и самих работодателей. По словам министра, они должны проявлять активность и заинтересованность в подготовке своих будущих работников.
— Одно из решений данного вопроса — введение дуальной формы обучения, которая предусматривает сочетание обучения с периодами производственной деятельности. То есть теорию студенты получают в образовательных организациях, а практику — на предприятиях. Таких учреждений, которые работают по дуальному обучению, всего два у нас. Это бурятский республиканский педагогический колледж и авиационный техникум, — рассказал Баир Жалсанов.
Остальные пока что нарабатывают связи. Насколько затянется этот процесс, сказать трудно.
Больше внимания медколледжам
Острее всего проблема с кадрами среднего звена стоит в здравоохранении. В Бурятии всего два колледжа, которые готовят специалистов такого рода. Это Республиканский медицинский колледж имени Раднаева и Байкальский базовый медицинский колледж с филиалом в городе Кяхте.
— Ключевой проблемой здравоохранения республики в настоящее время является дефицит медицинских кадров, в том числе средних медицинских работников. На первое октября 2018 года дефицит средних медицинских работников составляет 695 специалистов. В том числе 42 фельдшерско-акушерских пункта в отдаленных селах республики не укомплектованы медицинским персоналом, — рассказала депутатам Светлана Замбалова, директор республиканского медицинского колледжа имени Раднаева.
Особенно сложная ситуация складывается в селах. Средний возраст фельдшеров, работающих в ФАПах — 58 лет. Приток молодых специалистов — крайне низкий. И с каждым годом ситуация все хуже. Притом что колледжи в республике выпускают все меньше специалистов.
— В 2018 году на обучение на бюджетной основе принято в двух колледжах 233 студента, что на 31% ниже уровня 2013 года. Это связано с оптимизацией бюджетных расходов колледжей в 2015 году. Вследствие чего уменьшено бюджетное финансирование, которое не восстановлено по настоящее время, — рассказала Светлана Замбалова. — В связи с уменьшением КЦП за последние три года значительно уменьшилось количество выпускников колледжей. Соответственно, число трудоустроенных в медицинские организации.
В 2018 году в медицинские организации трудоустроено выпускников на 20% меньше, чем в 2013-м. И эта цифра с учетом приема 2015 года уменьшится в 2019 году еще на 34 специалиста.
Кроме низких цифр приема, есть еще ряд проблем, вполне характерных для любой отрасли бюджетной сферы. Это изношенная материально-техническая база, нехватка педагогов, вытекающая из низкого уровня оплаты. Чтобы выполнить «майские» указы президента 2012 года, преподаватели вынуждены работать на две ставки с огромной нагрузкой.
— Действительно, в последнее время мы очень мало внимания уделяем медколледжам, — согласился председатель бюджетного комитета Хурала Зоригто Цыбикмитов. — Самое главное — по кадрам. В прошлые годы по бюджетным местам выделялось 10 млн рублей. Эти деньги нам на февральской сессии поправкой надо вернуть. И не только 10 млн рублей. Там потребность у них выше. Поэтому где-то 15 млн рублей мы должны поставить на финансирование.
Подумать о будущем
Между тем, учитывая планы по развитию экономики, Бурятии в ближайшие годы понадобится еще больше кадров. В том числе среднего звена.
— Принято стратегическое решение о строительстве промышленного технопарка на авиазаводе. Там 142 специалиста нужны. Как-то вы будете отрабатывать? Потому что возможности авиационного техникума тоже ограничены. А у нас уже со следующего года стройка начнется, уже федеральные деньги обозначены, — обратился к министру образования председатель экономического комитета Хурала Анатолий Кушнарев.
По словам Баира Жалсанова, вопрос касается не только системы СПО, но и высшего образования.
— Есть необходимость проработать с центрами компетенции по увеличению бюджетных мест. Там Миннауки и высшей школы ссылается на контрактно-целевой заказ по такого рода точечным проектам. Но, тем не менее, я думаю, что при переходе нашего региона в Дальневосточный округ у нас появляются рычаги воздействия на центры компетенции и на Министерство науки и высшей школы, для того чтобы выделялись контрольные цифры приема вузам Бурятии выше среднего по РФ, — пояснил он.
Звучали вопросы и о том, как связывается потребность в кадрах по Бурятии и планы республиканских средних профессиональных и высших учебных заведений.
— Для выявления потребностей экономики республики в 2017 году совместно с Министерством экономики республики было подготовлено и главой издано распоряжение о принципах формирования потребности. Исходя из этого следует, что все отраслевые министерства и ведомства, не только хозяйствующие субъекты, собирают всю потребность по отрасли в республике, аккумулируется эта потребность в Министерстве экономики республики. Как правило, потребность на порядок, на 60%, превышает те ресурсные возможности, которыми обладают высшие учебные заведения и которые доводит по бюджетным местам Министерство просвещения РФ, — рассказал министр образования.
Ежегодно общереспубликанская потребность удовлетворяется примерно на 35–45%. Однако не все зависит от вузов или регионального Министерства образования. Необходимо, чтобы потребность экономики республики совпадала с потребностью молодежи, чтобы работодатели создавали привлекательные рабочие места.
По итогам заседания Народный Хурал рекомендовал правительству заняться укреплением материально-технической базы учреждений среднего профессионального образования. Также провести мероприятия по антитеррористической защищенности, пожарной безопасности, оснастить колледжи и техникумы системами видеонаблюдения и обеспечить их учебной литературой.
Кроме того, было рекомендовано увеличить контрольные цифры приема в медицинских колледжах, обеспечить финансирование питания студентов и провести работу по рациональному использованию учебных площадей.
Станислав Сергеев, «Номер один».
Привлечь работодателей
Проблему среднего профессионального образования (СПО) обсуждали на недавнем заседании Совета Хурала. Министр образования республики Баир Жалсанов рассказал, что в Бурятии на сегодня действуют 20 учреждений СПО, подведомственных минобразу, два — подведомственных минздраву, два — минкультуры. А также пять заведений в составе вузов и два негосударственных.
Все они в недостаточной степени обеспечивают республику работниками среднего звена.
— Объем контрольных цифр приема (КЦП) устанавливается исходя из величины бюджетной системы. К сожалению. Анализ соотношения потребности и КЦП за пятилетний период свидетельствует о том, что выделяемые КЦП не обеспечивают потребности республики в кадрах. Сдерживающим фактором является объем бюджета СПО, который доводится без учета возможности увеличения контингента, — обозначил проблему Баир Жалсанов.
Вторая причина — предлагаемые колледжами и техникумами специальности не привлекают молодежь.
— Она не видит перспективы своего развития и дальнейшего трудоустройства. А также не удовлетворена условиями организации образовательного процесса, — пояснил Баир Жалсанов.
Есть определенная доля вины в происходящем и самих работодателей. По словам министра, они должны проявлять активность и заинтересованность в подготовке своих будущих работников.
— Одно из решений данного вопроса — введение дуальной формы обучения, которая предусматривает сочетание обучения с периодами производственной деятельности. То есть теорию студенты получают в образовательных организациях, а практику — на предприятиях. Таких учреждений, которые работают по дуальному обучению, всего два у нас. Это бурятский республиканский педагогический колледж и авиационный техникум, — рассказал Баир Жалсанов.
Остальные пока что нарабатывают связи. Насколько затянется этот процесс, сказать трудно.
Больше внимания медколледжам
Острее всего проблема с кадрами среднего звена стоит в здравоохранении. В Бурятии всего два колледжа, которые готовят специалистов такого рода. Это Республиканский медицинский колледж имени Раднаева и Байкальский базовый медицинский колледж с филиалом в городе Кяхте.
— Ключевой проблемой здравоохранения республики в настоящее время является дефицит медицинских кадров, в том числе средних медицинских работников. На первое октября 2018 года дефицит средних медицинских работников составляет 695 специалистов. В том числе 42 фельдшерско-акушерских пункта в отдаленных селах республики не укомплектованы медицинским персоналом, — рассказала депутатам Светлана Замбалова, директор республиканского медицинского колледжа имени Раднаева.
Особенно сложная ситуация складывается в селах. Средний возраст фельдшеров, работающих в ФАПах — 58 лет. Приток молодых специалистов — крайне низкий. И с каждым годом ситуация все хуже. Притом что колледжи в республике выпускают все меньше специалистов.
— В 2018 году на обучение на бюджетной основе принято в двух колледжах 233 студента, что на 31% ниже уровня 2013 года. Это связано с оптимизацией бюджетных расходов колледжей в 2015 году. Вследствие чего уменьшено бюджетное финансирование, которое не восстановлено по настоящее время, — рассказала Светлана Замбалова. — В связи с уменьшением КЦП за последние три года значительно уменьшилось количество выпускников колледжей. Соответственно, число трудоустроенных в медицинские организации.
В 2018 году в медицинские организации трудоустроено выпускников на 20% меньше, чем в 2013-м. И эта цифра с учетом приема 2015 года уменьшится в 2019 году еще на 34 специалиста.
Кроме низких цифр приема, есть еще ряд проблем, вполне характерных для любой отрасли бюджетной сферы. Это изношенная материально-техническая база, нехватка педагогов, вытекающая из низкого уровня оплаты. Чтобы выполнить «майские» указы президента 2012 года, преподаватели вынуждены работать на две ставки с огромной нагрузкой.
— Действительно, в последнее время мы очень мало внимания уделяем медколледжам, — согласился председатель бюджетного комитета Хурала Зоригто Цыбикмитов. — Самое главное — по кадрам. В прошлые годы по бюджетным местам выделялось 10 млн рублей. Эти деньги нам на февральской сессии поправкой надо вернуть. И не только 10 млн рублей. Там потребность у них выше. Поэтому где-то 15 млн рублей мы должны поставить на финансирование.
Подумать о будущем
Между тем, учитывая планы по развитию экономики, Бурятии в ближайшие годы понадобится еще больше кадров. В том числе среднего звена.
— Принято стратегическое решение о строительстве промышленного технопарка на авиазаводе. Там 142 специалиста нужны. Как-то вы будете отрабатывать? Потому что возможности авиационного техникума тоже ограничены. А у нас уже со следующего года стройка начнется, уже федеральные деньги обозначены, — обратился к министру образования председатель экономического комитета Хурала Анатолий Кушнарев.
По словам Баира Жалсанова, вопрос касается не только системы СПО, но и высшего образования.
— Есть необходимость проработать с центрами компетенции по увеличению бюджетных мест. Там Миннауки и высшей школы ссылается на контрактно-целевой заказ по такого рода точечным проектам. Но, тем не менее, я думаю, что при переходе нашего региона в Дальневосточный округ у нас появляются рычаги воздействия на центры компетенции и на Министерство науки и высшей школы, для того чтобы выделялись контрольные цифры приема вузам Бурятии выше среднего по РФ, — пояснил он.
Звучали вопросы и о том, как связывается потребность в кадрах по Бурятии и планы республиканских средних профессиональных и высших учебных заведений.
— Для выявления потребностей экономики республики в 2017 году совместно с Министерством экономики республики было подготовлено и главой издано распоряжение о принципах формирования потребности. Исходя из этого следует, что все отраслевые министерства и ведомства, не только хозяйствующие субъекты, собирают всю потребность по отрасли в республике, аккумулируется эта потребность в Министерстве экономики республики. Как правило, потребность на порядок, на 60%, превышает те ресурсные возможности, которыми обладают высшие учебные заведения и которые доводит по бюджетным местам Министерство просвещения РФ, — рассказал министр образования.
Ежегодно общереспубликанская потребность удовлетворяется примерно на 35–45%. Однако не все зависит от вузов или регионального Министерства образования. Необходимо, чтобы потребность экономики республики совпадала с потребностью молодежи, чтобы работодатели создавали привлекательные рабочие места.
По итогам заседания Народный Хурал рекомендовал правительству заняться укреплением материально-технической базы учреждений среднего профессионального образования. Также провести мероприятия по антитеррористической защищенности, пожарной безопасности, оснастить колледжи и техникумы системами видеонаблюдения и обеспечить их учебной литературой.
Кроме того, было рекомендовано увеличить контрольные цифры приема в медицинских колледжах, обеспечить финансирование питания студентов и провести работу по рациональному использованию учебных площадей.
Станислав Сергеев, «Номер один».