30.11.2018
Чиновники потратят на «непредвиденные» командировки десятки миллионов

Прошлая неделя в Бурятии ознаменовалась обвальным снижением билеты авиакомпании «Победа» на рейсы Улан-Удэ - Москва. В отдельные дни цены снижались до 400 рублей в одну сторону, правда, потом эти супердешевые предложения исчезли. Однако и сегодня можно в декабре слетать в российскую столицу за 4-5 тыс. рублей. Между  тем бурятские чиновники продолжают регулярно отправляться в Москву по ценам в 3-10 раз дороже. В проблеме разбирался «Номер один». 

Полеты за государственный счет

Как известно, большинство чиновников Бурятии летают в Москву за госсчет  на самолетах авиакомпании  S7. Это объясняется тем, что с авиакомпанией давно подписаны соответствующие соглашения и контракты на перевозку чиновников.  И S7 традиционно любит возить бурятских чиновников. Так было и когда у авиакомпании были конкуренты на московском направлении, и когда она единолично держала в Бурятии рейс Улан-Удэ – Москва - Улан-Удэ.

Конкуренция - великая вещь. Стоило благодаря инициативе главы Бурятии Алексея Цыденова запустить на московском направлении более дешевого перевозчика – «Победу», как цены у S7 стали более реальными. Хотя и сегодня они в три раза дороже, чем у лоукостера (эконом-класс - 34 тыс. в обе стороны). Еще дороже обходится полет в Москву и обратно бизнес-классом. Его стоимость заявляется на поисковиках в 100 тыс. рублей и выше. И этими услугами охотно пользуются чиновники. Так, бизнесс-классом S7 в Бурятию регулярно летают депутаты-«единороссы» Николай Будуев и Алдар Дамдинов. 

Добавим, что в Бурятии уже давно критикуют чиновников за сверхдорогие перелеты за государственный счет. Так, еще в 2016 году, когда выяснилось, что чиновники правительства Бурятии истратили слишком крупные суммы на полеты в бизнес-классе, а депутаты Народного Хурала подняли по этому поводу шум, тогдашний глава РБ Вячеслав Наговицын запретил чиновникам летать с комфортом.  Внеся с целью экономии изменения в указ «О порядке и условиях командирования лиц, замещающих государственные должности».

Бизнес-класс по чину

Правда, для самого главы Бурятии было сделано исключение, поскольку по должности он считается часто летающим пассажиром, да и статус главы обязывает путешествовать достойно. Впрочем, уже к концу 2017 года в правительстве Бурятии посчитали, что летать эконом-классом для высокопоставленных чиновников  это слишком тяжелое испытание и оплачивать командировки по высшему разряду стали еще и шестерым заместителям главы правительства Бурятии. Что касается глав министерств и ведомств, то им бизнес-класс уже не полагается. 

При этом, если каждый зампредседателя правительства Бурятии летает в Москву хотя бы один раз в месяц (по факту больше), то в случае перевода их в эконом-класс ежегодная экономия республиканского бюджета, по самим скромным расчетам, превышала бы 5 млн рублей.  Это только по шести чиновникам, если же пересадить большую часть чиновников на «Победу», где стоимость билетов в три раза ниже, то экономия может составить десятки миллионов рублей в год. За пару-тройку лет на эти деньги можно было и детский сад построить.

- Учитывая сложную ситуацию с бюджетами всех уровней, мы можем получить существенную экономию, если часть командировочных из числа госслужащих будет пользоваться услугами лоукостера «Победа», - сообщил Алдар Бадмаев, советник главы региона. - Особой проблемы здесь я не вижу. С другой стороны, если мы говорим по первым лицам, то командировки с использованием бизнес-класса необходимо сохранить.   

В «Победе» чиновники недосыпают

Между тем большинство чиновников видят проблему как раз при полетах «Победой».

- Да, самолеты у этого лоукостера новенькие, но проблема даже не в том, что в полете не кормят, на «Победе» спинки  кресел не откидываются назад и не позволяют поспать в полете, - рассказывает информированный источник с площади Советов. – И, прилетев из Москвы, долгое время приходишь в себя. 

По словам чиновника, комфорт в самолете много значит, поскольку он «знает коллег, которые настолько часто летали в Москву на совещания, что подорвали свое здоровье».  

Именно поэтому в замкнутом пространстве самолета особое внимание уделяется комфорту. Ведь на улан-удэнском рейсе «Победы» нет бизнес-класса, а в  S7 он есть. Соответственно, там еще более увеличено расстояние между креслами и  можно откинуть спинку и поспать во время полета. Впрочем, некоторые чиновники продолжают бодрствовать и в пути. К слову, не так давно, как уверяет наш источник, возник вопрос: первый зампредседателя правительства Бурятии Игорь Шутенков настолько часто  летал в Москву в 2018 году, что выработал весь командировочный лимит на подобные цели. Однако на предложение сэкономить, временно отказавшись от бизнес-класса, зампред якобы ответил решительным отказом. Мотивируя это тем, что «он и во время полета продолжает работать». 

Пока же, несмотря на очевидность многократной экономии бюджетных средств при использовании  более дешевого авиаперевозчика, чиновники Бурятии придерживаются традиционной ориентации: комфорт дороже денег.

Так, при обсуждении проекта бюджета на 2019 год в Народном Хурале Бурятии на финансирование статьи «непредвиденные расходы  по командировкам», куда входит возмещение авиабилетов и гостиниц, предполагается израсходовать более 54 млн рублей. В эту сумму будут входить также и незапланированные зарубежные командировки.

Дмитрий Родионов, «Номер один».
^