«Таких балерин больше нет»

Запорошенный снегом памятник Ларисе Сахьяновой и Петру Абашееву встречает зрителей у Бурятского театра оперы и балета
A- A+
Став легендой при жизни, они увековечены в металле такими, какими были, когда ковали театру славу и звание «академического». И будто не было горечи, бед, а только балет.

Тайны, покрытые мраком 

Имя Ларисы Сахьяновой навсегда связано с историей бурятского балета. Считается, что именно с нее он и начался. Став первой профессиональной бурятской балериной и единственной народной артисткой СССР, Лариса Сахьянова навсегда закрепила за собой звание «великой». В этом году Бурятия официально празднует ее 90-летие, хотя сама дата рождения балерины доподлинно неизвестна. Кто-то утверждает, что она родилась в 1927 году, кто-то – в 1928, а иные - в 1930. Не для кого не секрет, что возраст в паспорте балерина меняла.

Даже место ее рождения до сих покрыто тайной. Все запутано. Считается, что будущая балерина родилась в Кырене Тункинского аймака. По другим данным, она родилась где-то в Иркутской губернии. Выросла Лариса Сахьянова в Москве. Ее тетя – Мария Михайловна Сахьянова - была членом коммунистической партии с 1916 года и внесла большой вклад в образование и становление Бурят-Монгольской АССР.

Правда, известно, что «в качестве уполномоченного Комиссии партийного контроля при ЦК ВКП(б) М.М. Сахьянова приняла самое активное участие в уничтожении партийных и советских кадров Чувашской АССР и Башкирской АССР». После XX съезда партии, реабилитировавшего репрессированных, встал вопрос об исключении Марии Сахьяновой из партии. Огненная революционерка дожила свой век скромным сотрудником партийной библиотеки.

Ее именем сегодня названа одна из улиц столицы Бурятии. Именно эта женщина воспитала племянницу Ларису, отдав ее в Московское хореографическое училище при Большом театре СССР. Так, косвенно Мария Сахьянова встала не только у истоков республики, но и балета. Как место, где она родилась – село Бильчир Осинского района Иркутской губернии, было затоплено при строительстве Братской ГЭС, так теперь не узнать тайн, скрытых временем.

40 лет танца

Сохранились воспоминания педагога Ларисы Сахьяновой Суламифи Михайловны Мессерер, в которых она отмечала, что девочка великолепно танцевала. В то время с ней училась Майя Плисецкая, но уже в 1942 году обучение пришлось прервать. После войны балерина окончила училище в 1946 году экстерном, после чего была принята в труппу Бурятского музыкально-драматического театра в Улан-Удэ.

Первая профессиональная балерина Бурятии поначалу участвовала в массовых сценах, исполняла небольшие сольные партии. В 1948 году она станцевала ведущую партию Одетты-Одиллии в спектакле «Лебединое озеро» П.И. Чайковского, и с этого момента началась ее головокружительная история, сплошь состоящая из ведущих партий, которые она исполняла 40 лет.

- Некоторые говорят, что она танцевала 20 лет, но это неправда! Лариса Петровна танцевала на сцене 40 лет. Только в «Красавице Ангаре» она станцевала 400 раз, - хором вспоминают ее ученицы - Зоя Ильина, президент федерации восточного танца Бурятии, Галина Бадмаева, бывшая солистка балета БГАТОиБ имени Г.Ц. Цыдынжапова, и концертмейстер Дарима Баторова, заслуженный работник культуры Республика Тыва.

Небожители

- Нам казалось, что они - почти небожители и не могут жить обычной жизнью – есть, пить, ходить в туалет, - с улыбкой вспоминают бывшие ученицы.

В каком-то смысле это было правдой: Лариса Сахьянова категорически не умела готовить и, приглашая в гости, угощала воспитанниц соком и шоколадом. В училище был настоящий культ личности великой балерины. Когда она шла по коридору, все выстраивались по стенкам, приседая в книксенах. Все, к чему прикасалась их педагог, казалось ученицам почти священным, даже если это было оставленное в классе яблоко или пуанты, в которых балерина выступала на сцене.

- Она подарила мне свои пуанты, но я никогда не надевала их и берегла как реликвию, - говорит выпускница 1981 года Зоя Ильина.

Когда вместе с мужем и партнером Петром Абашеевым они шли по улице, люди оглядывались – настолько необычной, высокой, красивой была балетная пара.

- С виду Лариса Петровна была мягкой, женственной. Они медленно плыли, она – в светлой шубке или в красивом черном пальто, в неизменном платочке, и Петр Тимофеевич, словно оберегавший ее, светлый, добрый, веселый человек, который, когда входил в класс, казалось, все вокруг заливает солнцем, - вспоминают ученицы.

По характеру они были абсолютно разными. При воспоминании о Петре Абашееве лица людей до сих пор светлеют. Лариса Петровна была другой – эмоционально сдержанной. Застолий и бесед не любила, выражая эмоции на сцене и в зале.

- Когда перед спектаклем она разогревала себя, то, выходя на сцену, начинала бушевать, что что-то не там стоит. Она уже была прима-балерина, понимаете? Но когда ее не было в театре, казалось, становится пусто и безжизненно, – продолжают ученицы.

В классе она могла проводить целые дни. Кто-то не вспомнит, чтобы она хоть раз повысила голос, а кто-то помнит ее жесткость. В балете, к слову, к этому относятся иначе, чем везде. Если ругает, значит, учит. Хуже, когда никто не обращает внимание. «Сахьяновские» ученики всегда читали, знакомились с работами художников. Потому что «московская штучка» Лариса Сахьянова считала балет искусством, требующим глубины и хорошего вкуса.

Ее ученикам не позволялось быть мещанами и неучами. Сама она хорошо знала оперу, порой ставя в тупик своего концертмейстера. Это потом дома, по воспоминаниям ее ученицы, ведущей балерины Бурятского театра оперы и балета Лии Балдановой, они учили «небожительницу» Ларису Петровну варить яйца.

Великих балерин могло быть две

Сегодня Бурятский хореографический колледж носит имя Ларисы Сахъяновой и Петра Абашеева. Указывая на их портреты, педагоги иногда строго напоминают ученикам: «Лариса Петровна и Петр Тимофеевич смотрят на вас». В 1983 году директором хореографического училища стала Нина Базарон, уволившая Ларису Сахьянову с должности худрука.

На два года художественным руководителем училища стала Ольга Короткова – балерина, которая, по мнению многих, могла стать не менее великой бурятской балериной. Выпускница Ленинградского хореографического училища имени А.Я. Вагановой была моложе Ларисы Сахьяновой, обладала блестящей техникой, но главных партий не получала, проведя годы в тени. На протяжении многих лет её постоянным партнёром и мужем был Виктор Ганженко.

О негласном противостоянии пар знали все. Но в 1985 году Короткова ушла из театра и оставила должность худрука училища. Молодую женщину неожиданно сразила тяжелая болезнь. По воспоминаниям современников, Ольга Короткова высохла на глазах, оказавшись в инвалидной коляске, слегла на оставшиеся 20 лет жизни. Она пережила Ларису Сахьянову на три года. Но даже смерть их не уравняла, оставив Ольгу Короткову в забвении для новых поколений.

Оставлены в нужде

«Вы должны любить балет больше, чем жизнь», - говорила Лариса Сахьянова своим ученикам. Ее жизнь была полностью подчинена балету. У нее не осталось наследников. И это была их общая с Петром Абашеевым боль до конца дней. Все последние годы, что вандалы крушили памятник на ее могиле, его некому было восстановить. Только хореографический колледж, в котором она многие годы проработала художественным руководителем и педагогом, восстанавливал могилу на спонсорские деньги.

Великая Сахьянова, станцевавшая десятки звездных партий Одетты-Одиллии, Жизели, Китри, Кармен, Клеопатры и т.д., бывшая депутатом Улан-Удэнского городского Совета, депутатом Верховного Совета Бурятской АССР, депутатом Верховного Совета СССР 7-го созыва (1966—1970), однажды оказалась никому не нужна.

Сам уход со сцены был драматичен. Ее сняли со спектакля во время гастролей, заставив уступить место новой солистке балета  Екатерине Самбуевой. Долгий срок царствования на сцене был прерван по решению обкома партии. На этот раз великая балерина смирилась. 

По воспоминаниям современников, Лариса Сахьянова, несмотря ни на что, была скромным человеком, что особенно проявилось с возрастом. Говорят, сама балерина признавалась, что в жизни ее было много горечи и много на них с Петром Абашеевым было вылито грязи. Что даже из гримерной ее попросили грубо. В конце жизни они оба сильно нуждались. Кто-то видел знаменитую чету покупающей в магазине ровно четыре сосиски. Кто-то, как Лия Балданова, со слезами вспоминает, как радовались старики мешку картошки и мясу, которые однажды привез кто-то из бывших учеников.

- Я помню, как она кормила нас во время репетиции «Щелкунчика» бутербродами. С каждой зарплаты отдавала деньги на балетную обувь воспитанникам училища, - вспоминает Зоя Ильина. Кто-то потом своих учителей не оставил.

Занавес

Была и другая горечь: из энциклопедии русского балета в 90-е годы убрали информацию об артистах автономных республик, перечеркнув их значение и роль в истории отечественного балета. И с этим звездная пара дожила остаток дней.

Сегодня молодое поколение не знает, за что именно Лариса Сахьянова была названа великой. Только редкая кинохроника хранит волшебство ее движений и изящество «поющих рук». Сохранена запись «Персидского танца» - коронного номера балерины, за исполнение которого турецкий шейх подарил ей персидский ковер. Но может ли быть, что великая она только потому, что  первая? Говоря о ней, многие испытывают разные чувства, но есть одно, в чем все проявляют единодушие.

- Такого уровня балерин на нашей сцене больше нет, - говорят ученицы и концертмейстер, пришедшие вспомнить первую балерину Бурятии, с которой, как они признаются, им, все-таки посчастливилось в этой жизни соприкоснуться. О мертвых - либо хорошо, либо ничего.

Диляра Батудаева, «Номер один».
© 2012 — 2024
Редакция газеты GAZETA-N1.RU
Все права защищены.