Злосчастная любовь родителей

Почему дети из благополучных семей уходят на кривую дорожку?
A- A+
В нашем сознании укоренился стереотип, что из неблагополучных в социальном отношении семей выходят дети, от которых можно ожидать чего угодно. Они воруют, пьют, бродяжничают. Мы считаем – их плохо воспитали, вот они и выросли такими. Когда же ребенок из обеспеченной и всеми уважаемой семьи вдруг совершает неблаговидные поступки, уходит в криминал или забрасывает учебу, мы оказываемся в растерянности. Как же так, ведь у него такие хорошие родители? О причинах, толкающих детей из нормальных с виду семей уходить с пути истинного, расскажет психолог Игорь Бадиев.

Ребенку не хватает внимания

- Игорь Валерьевич, расскажите, почему дети из благополучных семей превращаются в негодяев и уголовников?

- Начнем с того, что в нашем обыденном сознании отмечается подмена таких понятий, как социально-экономическое благополучие и благополучие в принципе. Считается, что определенный уровень дохода обеспечивает благополучие семьи и ребенка. Это совсем не так, потому что на благополучие ребенка оказывают влияние не столько социально-экономическое положение семьи, сколько характер внутриличностных отношений в семье. Именно психологическое благополучие семьи определяет психологическое благополучие ребенка.

На первый план выходит характер отношений внутри семьи – между супругами и их отношением к ребенку. В современных условиях социально-экономическое благополучие очень дорого стоит в психологическом плане. Ведь для того, чтобы обеспечить необходимый уровень благополучия семьи, родителям зачастую приходится жертвовать психологическим. В итоге ребенку не хватает внимания. В этой связи социально неприемлемое поведение ребенка из хорошей семьи во многих случаях выступает показателем психологического неблагополучия в самой семье. 

Трудно обвинить в этом родителей, мотивация у них самая что ни на есть положительная. Они тратят все свое время и силы на зарабатывание денег, чтобы обеспечить ребенка всеми благами, но оборотной стороной медали оказывается то, что ребенок не получает то, что ему действительно нужно, – внимание. 

Гораздо сложнее, когда у родителей проявляются так называемые паталогизирующие стили воспитания, которые потенциально способны сделать поведение ребенка паталогичным или дезадаптивным.  

Такие стили воспитания мы уже обсуждали – это авторитарность, гиперопека, потакающая гипоопека. При этих стилях воспитания позиция родителей по отношению к ребенку играет деструктивную роль. Естественно, что стили воспитания практически никак не связаны с уровнем благосостояния родителей. Однако есть связь между уровнем благосостояния и уровнем образованности. 

Вина перед детьми

Как правило, образованные люди более осознанно подходят к процессу воспитания. Казалось бы, такое ответственное отношение к воспитанию должно сбалансировать не очень адекватные воспитательные стили. Парадоксально, но здесь подключается их направленность на социально-экономическое благополучие ребенка. Так, тратя много времени на работу, родитель часто начинает чувствовать свою вину перед ребенком за то, что он недодал ему внимания. Пытаясь искупить свою вину, он лишь еще больше усиливает свой паталогизирующий стиль воспитания. 

Например, родитель может считать, что раз он все время на работе и не уделяет ребенку внимания, то он хотя бы не будет жестко его ограничивать и предоставит полную свободу.  Так рождается стиль гипоопеки. Или родитель испытывает вину, поэтому пытается в любой ситуации защитить ребенка, встает за него насмерть, в результате мы получаем потакающую гипоопеку.

Родитель не просто не занимается воспитанием ребенка, но в силу вины потакает всем его желаниям, всячески защищает от любых проблем и конфликтов, не давая ребенку возможности разрешить их самому. В итоге порождает в нем ощущение безнаказанности и безответственности.

- Мы знаем множество примеров, когда сын имеет сотни штрафов за нарушения при управлении автомобилем, тем не менее богатый отец всячески его отмазывает.

- Да, родитель прикроет, оплатит штрафы, решит все проблемы. Так, в детях рождается чувство безответственности и безнаказанности, что еще больше подпитывает асоциальное поведение ребенка.

Баланс между семьей и работой

Но бывает наоборот – родитель, не уделяя достаточно времени ребенку, начинает испытывать чувство вины, которое пытается компенсировать тотальным контролем. Ребенок оказывается в четырех стенах под жестким прессингом, от него требуют хорошо учиться, соответствовать статусу родителя, не дают никакой свободы. Это авторитарный стиль воспитания.

- Как авторитарность родителей влияет на ребенка?

- Она убивает инициативу, ребенок оказывается абсолютно несамостоятельным, что может породить бунт. Или он может попасть под чье-то негативное влияние, поддаться влиянию алкоголя или наркотиков.

К сожалению, это оборотная сторона наших социально-экономических реалий. За материальный достаток очень часто расплачиваются наши дети. Современному человеку очень сложно найти баланс между семьей и работой, сохранить здоровые психологические отношения внутри семьи и не оказаться на грани выживания. 

Это одна из серьезных проблем современности. Причем касается она даже не очень богатых людей. Мы сейчас стоим перед вопросом о том, что даже обычный человек для того, чтобы удержать уровень благосостояния своей семьи, вынужден очень много работать, жертвуя семьей.  

- Как же сохранить баланс между семьей и работой? 

- Баланс найти можно. Но сложность состоит в том, что человеку придется постоянно работать со своим чувством вины. Это всегда внутренняя работа, нацеленная на то, чтобы не позволить этому чувству вести себя деструктивно.

- Как вести себя родителям, чтобы оно не появилось? 

- Чувство вины не обязательно появляется. Это очень глубокий личностный вопрос о жизненных приоритетах, это всегда проблема выбора – тебе нужно много работать, чтобы семья не нуждалась, а с другой стороны, если ты будешь столько работать, ты можешь потерять семью. Нет универсального рецепта, как решить эту дилемму.

Часто человек говорит: «я же работаю для того, чтобы прокормить семью», но каждый раз, оказываясь в ситуации выбора, он отдает предпочтение в пользу работы. По сути, в системе его иерархии мотивов работа находится выше семьи. 

- Получается, он сам себя обманывает?

- Утверждая, что для него семья важнее работы, он обманывает себя. Он не в полной мере осознает систему иерархии своих мотивов, из-за этого человек находится в состоянии внутриличного конфликта. Конфликт налицо: я работаю для семьи, а семья недовольна и разваливается. 

Осознать свою иерархическую систему мотивов и построить ее так, как ты действительно хочешь, вот на что должна быть направлена внутренняя работа. 

Если на ребенка кричат

Гораздо более тяжелая и нелицеприятная ситуация складывается тогда, когда в экономически-благополучных семьях используется насилие, как физическое, так и психологическое. Мы привыкли считать, что насилие – это удел социально-неблагополучной прослойки населения. Да, здесь насилие встречается чаще, но не исключительно. Насилие процветает повсеместно. То, что творится в экономически-благополучных семьях, мы не видим, но оно есть. 

Относительно физического все понятно, хотя до сих пор многие считают, что ремнем и подзатыльниками можно кого-то воспитать. Когда встает вопрос о психологическом насилии, многие люди даже не понимают, что они используют его постоянно.  

Что такое психологическое насилие? В первую очередь, это оскорбление личности. «Лентяй, бездельник, у тебя руки-крюки, почему ты ничего нормально сделать не можешь?» – вот привычные фразы, которые мы, не задумываясь, выдаем ребенку. Это насилие. Мы говорим вещи, которые унижают человеческое достоинство. Когда человек становится жертвой насилия, то он, как правило, чаще реализует насилие в отношении других людей. 

Поэтому, если на ребенка кричат и орут, то, скорее всего, он будет кричать и орать на других, более слабых людей. Он будет их унижать, это будет средством его самоутверждения, получения того уважения, которое он потерял вследствие унижения его личности. 

Угроза и шантаж – это тоже средства психологического насилия. Мы используем их, не задумываясь. Для нас фраза «не сделаешь уроки, никакого компьютера и телевизора, друзей и развлечений», «не дай бог получишь двойку, всыплю по первое число» - это тоже формы психологического насилия.

Синдром обученной беспомощности

Систематический отказ в положительной оценке – это тоже форма психологического насилия. Когда мы не хвалим ребенка, не говорим, что он действительно чего-то достиг, сделал что-то хорошее. Можно часто встретить такое мнение: а что хвалить-то? Это же нормально. Что ему, теперь медаль повесить? Это насилие. Любой человек заслуживает положительной оценки своей деятельности.

Отказ ребенку в этой положительной оценке приводит к синдрому обученной беспомощности, когда ребенок отказывается выполнять какую-то деятельность, мотивируя это тем, что он все равно не справится. Если учитель заваливает ребенка двойками, то он отказывается учиться. Зачем мне что-то делать, если это все равно никто не ценит? И это касается не только детей, но и в принципе всех людей. 

Такие формы психологического насилия чаще всего родителями совершаются по незнанию. Их трудно обвинить в злонамеренности, очень часто это происходит из благих побуждений. Родитель искренне считает, что таким образом он приносит добро своему ребенку. Это результат заблуждений, которые укоренились в нашем сознании. По сути, это насилие, а насилие разрушает личность и всегда влияет на поведение человека. 

Вопрос, какой путь изберет ребенок, это вопрос случая. Пойдет ли он по кривому пути нарушения закона или будет кричать на домашних, заниматься самоедством или захочет уйти из жизни – неизвестно. Дезадаптивное поведение может проявиться в любых формах.

Беседовала Любовь Ульянова, «Номер один». 
Вопросы психологу вы можете задать по адресу: pismo77@inbox.ru
© 2012 — 2024
Редакция газеты GAZETA-N1.RU
Все права защищены.