06.01.2018
Бурятия в уходящем году обзавелась новыми дорогами и дешевыми авиабилетами

Впрочем, радоваться рано. Конечно, федеральные деньги, которые пришли в республику, можно назвать беспрецедентными. Однако этого далеко не достаточно, чтобы решить все проблемы. Тем не менее определенных успехов в этом плане мы все-таки достигли.

Колдобин стало меньше

Долгое время только ленивый не ругал дороги в республике. Оно и понятно: по итогам прошлого года лишь 23 процента региональных автодорог соответствовали нормативам. Выделяемых миллионов с трудом хватало на ремонт, однако все изменилось в 2017 году. Бурятия буквально успела впрыгнуть в приоритетный президентский проект «Безопасные и качественные дороги», который гарантирует вливание миллиардов рублей в дорожную инфраструктуру. Только в этом году республика получила 625 миллионов рублей из федерального бюджета и столько же из местного.

Напомним, Улан-Удэнская агломерация включает в себя столицу республики и районы с районными центрами: Иволгинский, Тарбагатайский, Заиграевский и Прибайкальский, где живет 526 тысяч человек. 

Программа реализуется, в первую очередь, по заявкам людей, больше всего жалоб собрала дорога в 100-е квартала Улан-Удэ. Данный участок дороги уже в этом году стал четырехполосным, что позволило резко сократить количество пробок.

В этом году в проект попали 70 объектов на 1,25 миллиарда рублей, отремонтировано около 60 километров дорог, в том числе въезды в город Улан-Удэ, на трассах установлены «умные» светофоры, дорожные знаки, заасфальтированы тротуары, обустроены остановочные карманы, нанесена разметка. Большинство районов не видело такого ремонта с советских времен.

В Москву за копейки
 
Добраться до Москвы – долгое время жители республики копили на эту мечту несколько месяцев, ведь цена авиабилета доходила до 20 тысяч рублей. Петиции, письма, обращения – сдвинуть с мертвой точки процесс снижения цен смог только приход в республику авиакомпании «Победа». Этот лоукостер известен тем, что отказывается от питания на борту в пользу более дешевых билетов. В итоге с октября жители Бурятии летают в Москву по ценам от 5000 рублей. За три месяца услугами низкобюджетной авиакомпании воспользовались более 12 тысяч человек.

Такой приток пассажиров пошел на пользу и аэропорту «Байкал». Воздушные врата региона в этом году сменили собственника и вошли в крупный авиахолдинг «Новапорт». Уже в июне 2018 года в аэропорту сдадут в эксплуатацию новую взлетно-посадочную полосу. Прочность и длина новой ВПП позволит принимать практически все существующие в мире суда, в том числе широкофюзеляжные, такие как «Боинг-777» и «Айрбас-330».

– В Улан-Удэ будет построен международный терминал, который обойдется в 1,7 миллиарда рублей. Его площадь составит восемь тысяч квадратных метров. Проектирование запланировано на 2018–2019 годы, строительно-монтажные работы – на 2019–2020 годы. Проект запланирован с учетом ускоренного роста въездного туризма из Китая, Монголии, Кореи, Японии с 2021 года. В результате к 2024 году аэровокзальный комплекс международного аэропорта «Байкал» составит 19700 квадратных метров, что обеспечит его ресурсами для пассажиропотока свыше одного миллиона пассажиров в год, – рассказал о планах «Новапорта» министр транспорта Сергей Козлов. 

Даешь вай-фай

Вопрос дешевой электроэнергии – один из самых насущных для любого жителя республики, начиная от домохозяйки заканчивая предпринимателем. В начале года удалось снизить цены на свет для населения, а уже с июля электричество подешевело и для бизнеса. Если говорить об эффекте в цифрах, то в 2017 году экономия от снижения электроэнергии для потребителей, финансируемых из республиканского и местного бюджетов, составила около 85 миллионов рублей, а для предприятий промышленности, малого и среднего бизнеса – более одного миллиарда рублей.

Не секрет, что в Бурятии еще остаются малые отдаленные села, в которых электричества нет, а людей спасает лишь дизельный генератор. Решить эту проблему поможет солнечная энергетика. В этом году в республике заработала первая электростанция, которая питается буквально от солнца. В Бичурском районе станцию построила компания «Хевел», по соглашению с правительством в республике появится еще несколько подобных электростанций. А для малых сел или чабанских стойбищ в Бурятию завезут автономные гибридные энергоустановки, которые смогут работать на солнце и дизеле.

В самые отдаленные уголки республики вместе с электричеством придет и Интернет, без которого трудно представить современную жизнь. Это стало возможным после выездного совещания под руководством заместителя председателя военно-промышленной коллегии России Олега Бочкарева, который пообещал, что к Интернету для Бурятии привлекут лучшие разработки военно-промышленного комплекса.

Благодаря станциям связи доступ к мобильной связи и Интернету получат жители 298 населенных пунктов республики, в которых отсутствует сотовая связь и Интернет, где проживают около 91 тысячи человек. В Бурятии на данный момент 298 сел, где отсутствует или слабая мобильная связь.

Конечно, все это лишь капля в море. Ведь на сегодня Бурятия нуждается в строительстве и обновлении инфраструктуры на миллиарды рублей. Износ сетей электро-, тепло- и водоснабжения, отсутствие очистных, мусорные проблемы. Да и дороги по большей части все еще требуют серьезных денег. Так что расслабляться рано.

Леонид Григорьев, «Номер один».
^