Кто ты: Родитель, Взрослый или Ребенок?

Как внутренние роли влияют на нашу жизнь?
A- A+
Наверняка каждый из нас замечал за собой, как меняется его отношение к тому или иному человеку или ситуации. К кому-то мы обращаемся с позиции более опытного наставника, с кем-то мы ведем себя как ребенок, а для кого-то мы равноправный партнер. Чем опасны «неправильно» выбранные роли и почему мы порой не можем найти общий язык с собеседником, расскажет психолог Игорь Бадиев.

Роли, которые мы играем

– Игорь Валерьевич, все мы знакомы с проблемами в общении. Бывает, недопонимание возникает из-за ерунды – говоришь человеку одно, а он понимает и реагирует на твои слова совсем не так, как ожидаешь. В чем причины?   

– Известный психоаналитики Эрик Берн предложил теорию коммуникационных игр. В чем ее суть? Структура личности по Берну – это три социальные роли: Родителя, Взрослого и Ребенка. Вступая в контакт с окружающей средой, человек, по мнению Берна, всегда находится в одном из этих трех эго-состояний. 

Родитель – это позиция наставничества, требовательности. Когда человек входит в эту роль, он говорит с позиции родителя, он ставит себя выше другого человека, чувствуя, что  сильнее и умнее, у него больше прав, и он может говорить, кому как и что делать. 

Позиция Взрослого – это позиция равноправия, уважения, признания равенства со своим собеседником. Роль Взрослого характеризуется четким разграничением ответственности, признанием независимости другого человека, который имеет право делать так, как ему нужно. 

Эго-состояние Ребенка – это позиция подчиненности. Другие люди воспринимаются человеком как стоящие выше него. Они более сильные и умные, обладающие большими правами. Ребенок может быть капризным, плаксивым, жалостливым. Обращение к другим людям – просящее или требующее. 

– Эти роли присущи каждому из нас? 

– Да, эти эго-состояния характерны для всех людей. Суть в том, что эффективность общения между людьми зависит от того, в какой позиции человек находится и к какой позиции собеседника он обращается. Бывает, между людьми возникнет конфликт, казалось бы, на пустом месте и они никак не могут найти общий язык. Почему? Просто один человек «включает» одну роль, а второй – другую. 

Например, общаются два человека – один стоит на позиции Родителя, второй – Ребенка. Родитель с позиции наставничества говорит Ребенку, что делать, тот  подчиняется и, в свою очередь, что-то выпрашивает у него. Родитель чувствует, что он ответственен за Ребенка, а тот понимает это и подчиняется. Эти роли дополняют друг друга, поэтому общение между людьми будет эффективным.  

Когда два человека стоят на позиции Взрослый-Взрослый, коммуникации между ними также будут эффективными. Они признают независимость друг друга и равные права. У них выстраиваются партнерские взаимоотношения. Они могут договориться и разделить свои зоны ответственности.  

А вот когда Родитель начинает обращаться к Родителю, или оба человека стоят на позициях Ребенка, или находятся в эго-состояниях Взрослый-Ребенок, то эти коммуникации эффективными не будут. Потому что они не позволяют выстроить нормального взаимодействия, ведь восприятие партнерами друг друга совершенно разное, они ждут и требуют друг от друга абсолютно другого. Представьте, общаются два Родителя, и оба говорят: «Ты должен делать так-то и так-то, потому что я умней тебя». Что получится? Возникнет конфликт, они не смогут друг с другом договориться. 

– Возможно ли, что у человека доминирует какая-то одна роль? 

– Да, проблема личностного развития заключается в том, что человек застревает на какой-то роли и не может ее поменять тогда, когда поменялась ситуация или партнер по общению. 

Семейные ссоры в ролях

Несоответствие ролей зачастую выступает источником конфликтов, делает неэффективными взаимоотношения, будь то профессиональные, семейные или дружеские. 

Для примера возьмем супружеские отношения. По сути своей отношения между мужем и женой должны выстраиваться на основе партнерства – оба участника должны стоять на позициях Взрослого. В этом случае у них есть разделение ответственности, они признают права и уважают друг друга и, как следствие, могут выстраивать нормальные взаимоотношения. Что же происходит, когда кто-то из супругов оказывается не на той позиции? 

Например, муж возвращается вечером с работы, голодный, уставший, а дома беспорядок, жена не приготовила ужин. Муж заявляет: «Что это такое? Почему ты так ко мне относишься?». Жена тоже пришла уставшая с работы, и для нее слова мужа обидны, потому что в этой ситуации муж с позиции Родителя обращается к жене, как к Ребенку, который не сделал домашнее задание.  

Между тем жена находится на позиции Взрослого и ожидает, что вернувшийся муж поймет ее, и они вместе приготовят ужин. Несоответствие позиций вызывает конфликтную ситуацию. Что может сделать жена? Она может либо с позиции Взрослого обратиться к позиции Взрослого мужа и сказать: «Дорогой, извини, я тоже с работы и тоже устала, давай решать проблему вместе», либо занять ту позицию, которую ей приписывает муж – роль Ребенка. 

Что делает ребенок, когда его ругают? Он начинает вести себя агрессивно или пассивно-агрессивно, поэтому жена может либо начать ругаться, либо обидится и перестанет разговаривать. А возможно, жена как Ребенок начнет чувствовать себя виноватой перед Родителем.    

– Будут ли такие отношения конструктивными?   

– Это супружеские, а не детско-родительские отношения, поэтому говорить о том, что они будут функционировать как муж и жена, мы не можем. В первую очередь дисфункциональность отношений отразится на воспитании детей. Если в этой семье есть ребенок, то, скорее всего, жертвой этих дисгармоничных отношений станет именно он, потому что воспитание ребенка требует от обоих родителей ответственности, а они в это время играют в свои игры – Родителя и Ребенка. 

Вернемся к примеру. Муж может изменить свою позицию и уйти на позицию Взрослого: «Извини, я действительно погорячился, я понимаю, ты тоже устала», и тогда выстраиваются нормальные партнерские отношения. Но если жена встала на позицию Взрослого, муж может взять роль Ребенка и обидеться на нее. Возникает зеркальная ситуация: она ожидает от него реакции Взрослого, а он дает реакцию Ребенка, коммуникации нарушаются. Если же жена уйдет на позицию Ребенка, то мы увидим двух кричащих друг на друга детей, которые разругались и разошлись на разные углы песочницы. 

– Несоответствие ролей может грозить большими проблемами, вплоть до распада семьи? 

– Происходит нарушение коммуникаций, отношения начинают страдать. В позициях Родитель-Ребенок супруги могут жить очень долго, эта система отношений может быть вполне устойчива, потому что они взаимно дополняют друг друга. Проблема в том, что эти отношения будут не вполне себе супружескими. Насколько распространена такая модель отношений? Вспомните общеизвестную фразу женщины, которая жалуется, что у нее двое детей – ребенок и муж. 

Без роли Взрослого

Все роли, которые человек может на себя принимать, формируются еще в детстве. Поэтому если ребенок растет в семье, где родители занимают роли Родителя и Ребенка, он усваивает только эти позиции. Роль Взрослого будет для него недоступна. Ему придется самостоятельно ее осваивать, прикладывая усилия. 

– Но человеку свойственно идти по линии наименьшего сопротивления – гораздо легче использовать уже известные роли.  

– Да, именно поэтому люди воспроизводят модели семьи своих родителей. Поэтому нам бывает трудно выстроить деловые взаимоотношения в профессиональной сфере. Человек, который не усвоил роль Взрослого, и в профессии использует роли Родителя или Ребенка. Классическим примером будут служить роли начальника и подчиненного. По сути своей эти взаимоотношения – партнерские отношения, и они предполагают взаимодействие с позиции Взрослых: у начальника своя зона ответственности, у подчиненного – своя. 

Очень часто начальник принимает на себя роль Родителя, а подчиненный – роль Ребенка. Руководитель начинает кричать, требовать, контролировать и нести ответственность за все, что делает подчиненный, с позиции, что он сильнее, умнее и выше. А подчиненный соответствующим образом реагирует – обижается, как ребенок, злится, начинает обвинять руководителя. Такие отношения будут достаточно устойчивыми, но не будут эффективными, потому что не соответствуют социальной ситуации.    

И когда начальник с позиции Взрослого обращается к подчиненному, как к Взрослому, а у того нет такой позиции, может случиться конфликт – начальник ожидает принятия ответственности, а подчиненный будет ждать от начальника четкого контроля, жестких указаний, требовательности, наказаний за непослушание или поощрений за хорошее поведение. 

Смело меняйте роли

Трансактный анализ Эрика Берна объясняет, каким образом люди взаимодействуют друг с другом и почему они не могут найти общий язык, из-за чего происходят конфликты.  Начиная общаться с кем-то, нужно отдавать себе отчет, с каких позиций и как мы выстраиваем эти отношения. Чего мы ждем от нашего собеседника, каких реакций и какие соответствующие стимулы мы ему даем. Потому что один и тот же стимул будет восприниматься одним и тем же человеком по-разному, в зависимости от того, в какой роли тот сейчас находится.   

Нужно знать и помнить о том, что дети усваивают те роли, которые демонстрируют родители в общении между собой. Поэтому, если в семье нет взаимоотношений по типу Взрослый-Взрослый, скорее всего, ребенок не усвоит этот тип взаимоотношений. Он будет или авторитарным Родителем, или безынициативным Ребенком.

Мы не должны допускать, чтобы в нашем поведении доминировали роли Родителя и Ребенка. Конечно же, это не значит, что нам постоянно нужно быть Взрослым. В различных ситуациях мы принимаем на себя разные роли: в каких-то нам нужно побыть Родителем, в каких-то Взрослым, а когда-то необходимо побаловать Ребенка внутри себя.  

Беседовала Любовь Ульянова, «Номер один». 
Вопросы психологу вы можете задать по адресу: pismo77@inbox.ru 
© 2012 — 2024
Редакция газеты GAZETA-N1.RU
Все права защищены.