Французское вторжение

После открытия гипермаркета «Леруа Мерлен» в Бурятии могут разориться множество фирм по продаже стройматериалов
A- A+
В Бурятии у транснациональной корпорации «Леруа Мерлен», специализирующейся на торговле строительно-отделочными материалами и товарами для дома, возникли проблемы с разрешительными документами на строительство супермаркета в Улан-Удэ. Судя по всему, местные торговые сети строительных материалов административными путями попытались затормозить открытие конкурента. И неспроста: его приход грозит разорением и крупным игрокам, и мелкому бизнесу в этой сфере.

Однако это лишь временные трудности у французов. Ведь со времен Наполеона и Бородино, судя по всему, мы еще не сталкивались со столь масштабным вызовом, аналогичным сегодняшнему французскому нашествию.

Для справки: «Леруа Мерлен» – транснациональная корпорация, которая занимает первое место в Европе и третье место в мире по объемам продаж строительных материалов и товаров для дома. Сеть представлена в Греции, Бразилии, Франции, Италии, Польше, Португалии, Испании, России, Китае, Турции, Румынии и Украине. В России в 2017 году выручка компании достигла почти 300 миллиардов рублей.

Последние редуты

Судя по всему, проблемы с заходом в Бурятию французского ритейлера повлекли за собой вмешательство главы республики Алексея Цыденова, который даже был вынужден «ускорять решение вопроса» в Москве, о чем он сообщил в одном из недавних интервью. По словам главы республики, иностранный инвестор более полугода безуспешно пытался решить в Улан-Удэ вопрос с земельным участком, который находится на улице Борсоева, 87 – между СИЗО и фабрикой по производству валенок «Наран».

Муниципальные чиновники долго не выдавали разрешение на строительство, мотивируя это тем, что участок находится на обрыве, там слабые песчаные грунты, и все это может рухнуть в Селенгу. Кроме того, на участке есть объекты городской, республиканской собственности, земли РЖД и вдобавок гаражи и самовольные постройки. В общем, головная боль для инвестора, которую в мэрии Улан-Удэ не особо торопятся облегчать.

Дело в том, что, по всей видимости, на чиновников мэрии Улан-Удэ активное влияние оказывают лоббисты из фирм по продаже стройматериалов и товаров для дома – «Вегос М», «СМИТ», «Хозяин», «Колорит» и другие компании.  Часть из которых, судя по всему, объединилась против захода в регион французов. Ведь опасения по поводу того, что местный бизнес не выдержит конкуренции в случае захода «Леруа Мерлен», вполне обоснованны. 

Так, после появления в Новосибирске французской компании разорилась местная сеть «Домоцентр». В Красноярске эта же участь постигла сеть магазинов товаров для дома и ремонта «Армада», в Иркутске – «ТехноНИКОЛЬ». Печальных примеров сворачивания бизнеса по другим регионам, куда заходила эта сеть, немало.  И разговоры о том, что, мол, самое главное – это конкуренция и свобода рынка, явно от лукавого.

«Скажи-ка, дядя, ведь не даром...»

– Французский гигант, когда он заходит на новый рынок, проводит стратегию низких цен с целью привлечения покупателей, а после того как конкуренты разоряются, возвращает их на прежний уровень, – говорит один из улан-удэнских специалистов в области ритейла. – Поэтому в Улан-Удэ будут и бесплатные автобусы, которые начнут довозить и отвозить покупателей, и дисконты, граничащие с демпингом, и ходовой ассортимент. Практически они могут держать цены, какие захотят, ведь французы кредитуются на Западе под ноль процентов годовых, а наши ритейлеры – под 15–20 процентов, и тут никакая конкуренция невозможна в принципе.

– Приход таких крупных игроков в Бурятию – безусловно, событие, но событие двоякое, – говорит предприниматель и общественный деятель Алексей Машкович. – С точки зрения потребителя усиление конкуренции приведет к снижению цены и повышению качества и ассортимента товара. Другое дело – предприниматели, которые занимаются торговлей в этом сегменте, для них прибавится еще одна головная боль транснационального масштаба. Конечно, будет создано какое-то количество рабочих мест, но их «отнимут» у местных предпринимателей по принципу сообщающихся сосудов. 

Причем что-то принципиально новое французы нам вряд ли принесут.

– Однажды мне пришлось воспользоваться услугами «Леруа Мерлен» в Москве, и, на мой взгляд, наши местные сети продвинулись дальше французов в области качества обслуживания клиентов, – отмечает Машкович. – Сначала мы там долго ходили и искали нужный отдел на площади в несколько тысяч квадратных метров, потом искали продавца, на той же площади, а затем и службу доставки. Впечатления не лучшие.

Вместо заводов – торговля

Как считает предприниматель, довольно странно, что региональные власти так охотно открывают двери для крупного иностранного игрока в области торговли, вместо того «чтобы привлекать иностранные инвестиции в промышленное производство товаров с европейским уровнем технологий». Ведь, кроме местных торговых сетей, проблемы могут возникнуть и у более мелких ИП, работающих в области продаж стройматериалов.

Так, в октябре 2016 года гендиректор компании «Леруа Мерлен Россия» Венсан Жанти в своем интервью отметил: после вторжения их бизнеса в регионах «умирают, в первую очередь, стихийные строительные рынки». 

Понятно, что пока местным лоббистам удается сдерживать и оттягивать время до прихода иностранного гиганта. Однако остановить процесс вряд ли удастся. И возникает вопрос: а что в итоге получит Бурятия в результате подобных инвестиций в область торговли? Торговли, под которую и так отданы практически все крупные площади в Улан-Удэ, в том числе цеха разоренных промышленных предприятий. Денег-то в республике не прибавляется.

Без ума виноватые

Судя по всему, сворачивание бизнеса многих малых предприятий явно не за горами. Они и без того сверхжесткой кредитной и налоговой политикой поставлены государством в неравные условия с гигантскими транснациональными компаниями. Наверняка их персонал пополнит армию безработных, но кто подумал об этих людях и их семьях? Да никто! Это обычная российская стратегия: вначале наступить на грабли, расшибить лоб, а потом просить денег у центра на дополнительные пособия безработным.

Кроме того, мы знаем в Бурятии немало примеров, особенно в области большой энергетики, когда крупные компании, зарегистрированные в других регионах и странах, основную часть прибыли перегоняют туда.  Там же и платят большую часть налогов. А в местах получения денежного потока они в лучшем случае платят НДФЛ сотрудникам и ряд мелких налогов.

Так что каких-либо иллюзий на этот счет питать не стоит, как и радоваться приходу в торговлю иностранного инвестора. Просто в Бурятии может появиться очередной денежный насос, на этот раз транснационального масштаба. Как говорится, се ля ви... 

Дмитрий Родионов, «Номер один».
© 2012 — 2024
Редакция газеты GAZETA-N1.RU
Все права защищены.