10.01.2019
Почему в Улан-Удэ разбился вертолет с пассажирами

Обстоятельства крушения на Верхней Березовке частного вертолета, принадлежавшего главе ТРЦ «Пиплс Парк» Сергею Рогову по-прежнему остаются невыясненными.  Есть только некоторые предположения. 

Напомним, утром 30 декабря потерпел аварию вертолет Аgusta A-119, на котором летели Сергей Рогов, двое его друзей и пилот. Никто не выжил. Вертолет летел по маршруту Улан-Удэ - Еравнинский район - друзья хотели порыбачить за заимке бизнесмена. Но из-за непогоды вертолету пришлось вернуться обратно. Однако, не дотянув  пары сотен метров до посадочной площадки, винтокрылая машина камнем вдруг свалилась вниз. Все четверо людей, находившихся на борту, погибли. 

Добавим, что расследование аварии взяло на себя Восточно-Сибирское следственное управление на транспорте СКП РФ (г. Иркутск). Причем с самого начала расследования оно было наглухо засекречено. Соответственно, вакуум информации тут же стал заполняться слухами и предположениями, многие из которых весьма правдоподобны.                             

Так, лежащие на поверхности обстоятельства крушения вертолета, жесткий удар о землю и его воспламенение исключали обычную причину для подобных крушений: неприспособленность европейской авиатехники к сильным сибирским морозам.    

- На таких вертолетах летать в холода это просто безумие, - сообщил нам информированный источник. - Они не относятся к арктическим вариантам, очень чувствительны к качеству  авиакеросина, и в морозы у них нередко происходят перебои с подачей топлива. 

Для чего же экипажу вертолета необходимо было идти на столь рискованное путешествие? Повторимся, предновогодняя экспедиция понадобилась для перелета на таежную заимку, которая использовалась Сергеем Роговым для охоты и рыбалки. При этом говорят, что сам полет был неофициальным: пилот якобы не уведомил диспетчера воздушного движения о маршруте полета. 

Таким образом, пока вырисовываются две основные причины крушения вертолета. Во-первых, это могли быть проблемы с двигателем. Напомним, что это явно не первый случай отказа  вертолетных моторов в суровые морозы (в то утро в Улан-Удэ было минус 30 с ветром).  

- В подобных экстренных случаях есть отработанные варианты спасения, -  продолжает информированный источник. - Следует быстро перевести машину в режим авторотации, когда лопасти продолжают раскручиваться за счет потоков набегающего воздуха и вертолет опускается на землю, а не летит камнем вниз. Я сам на Севере попадал в подобную ситуацию: отказал двигатель, и мы спускались в таком свободном полете. Да, было жестко приземляться, но травм никто не получил.       
По словам источника, в таких инцидентах  пилоты часто медлят, хотя для успешного приземления необходимо просто быстро отключить двигатель и перевести судно в режим медленного  снижения.    
  
- Пилотам, которые всегда надеются на безотказную работу двигателя, психологически сложно отказаться от желания снова запустить его, и они тратят на это драгоценное время, - продолжает источник. -  Более того, очень сложно самому отрубить в полете  движок и довериться лишь  воздуху.   

Однако аэродинамика в таких случаях выручает. Эксперт полагает, что если бы режим авторотации был включен, вертолет просто опустился бы на лес на Верхней Березовке и летевшая в нем четверка осталась бы в живых. 

Эксперты называют и вторую предположительную причину крушения. По свидетельству очевидцев, вертолет падал вниз с вертикально сложенными лопастями. Это говорит о том, что кто-то, возможно, непреднамеренно, нажал на расположенную на панели приборов кнопку сложения лопастей, переведя полет винтокрылой машины в неуправляемый режим. Иначе говоря, возможно, была непреднамеренная ошибка в пилотировании винтокрылой машины. 

Между тем митрополит Улан-Удэнский и Бурятский Савватий Антонов, хорошо знавший погибшего (меценат Сергей Рогов, судя по всему, также финансировал и епархию), а также его пилота - 59-летнего Сергея Бондаря, уже спустя несколько часов после аварии заявил, что человеческий фактор исключен. «Я хорошо знал этого дисциплинированного пилота, никакого пьянства и разгильдяйства там не было», - сообщил в Фейсбуке Савватий. Митрополит убежден, что причиной крушения стала техническая неисправность воздушного судна.        

Источник «Номер один» отмечает, что, по его данным, на следствие «сразу начали выходить весьма влиятельные фигуры с целью повернуть ход расследования в одну определенную сторону». Речь идет о версии неисправности двигателя. 

По факту крушения вертолета следователи возбудили уголовное дело по статье «Нарушение правил безопасности движения и эксплуатации воздушного транспорта, повлекшее гибель двух и более лиц». 

Расследование трагического инцидента завершится  нескоро, поскольку необходимо проведение многочисленных технических и иных экспертиз. Но создается впечатление, что общественность всей правды об этом роковом полете так до конца и не узнает. 

Дмитрий Родионов, «Номер один».
^