14.03.2019
Один за другим сельские районы Бурятии отменяют всенародные выборы глав

Возможность отказа от прямых выборов в сельских районах узаконили около года назад. Муниципалитетам дали право самостоятельно решать, какой из двух способов закрепить в своем Уставе – прямые выборы или избрание райсоветом. 

Процесс пошел

Хоринский, Заиграевский, Муйский и Северо-Байкальский районы уже перешли на альтернативный вариант.

Он заключается в следующем. Специально созданная конкурсная комиссия проводит предварительный отбор среди претендентов, оценивает их предвыборные программы и выдвигает минимум двух на сессию райсовета. На ней утверждают лучшего, который и наделяется полномочиями главы района.

Всенародные выборы глав районов давно превратились в «конкурс кошельков», соревнование мастеров политических технологий с обильным использованием «черного пиара», битву различных групп влияния. Учитывая неискушенность избирателей на местах, существует большой риск, что рычаги управления районом попадут в руки удачливого популиста, а не человека, способного решать проблемы района.

Для жителей целого ряда муниципальных образований альтернативный способ выбора главы – это надежда на то, что районом начнет руководить человек, равноудаленный от «групп влияния». Он не будет участвовать в политических играх, заниматься сведением счетов, вести «войну» с противоборствующей группой, а сконцентрируется на решении ключевых проблем и будет работать на развитие района.

Собственно, по словам людей, знакомых с жизненными реалиями на селе, там всенародные выборы во многом являются ими только по названию.

- Сейчас прямые выборы имеют большой минус - низкую явку избирателей. В итоге главу избирает малочисленное, но активное, сплоченное меньшинство, стоящее на стороне того или иного кандидата. Эти группы имеют свои интересы и цели, которые не совпадают с интересами основной массы жителей района. В такой ситуации говорить о торжестве демократии при прямых выборах не совсем справедливо, - резонно замечают наблюдатели.

Адвокат, общественный деятель Биликто Дугаров согласен с таким мнением. 

- Введение указанной альтернативы никоим образом не может повредить развитию демократии, развитию гражданского самосознания и гражданского общества. Надо понимать, что депутаты районных Советов это как раз таки самым демократическим образом избранные авторитетные люди местного сообщества, а не активисты, говорящие от имени народа и за народ, но при этом, как правило, не живущие в этих районах, - говорит он.

Неготовых «отсеивают»

- Люди, которые считают себя достойными быть руководителями районов, могут участвовать как в прямых выборах, так и в конкурсном отборе. Это право никто не отменяет. Сила конкурсной процедуры в том, что человек доказывает способность работать в изменившихся условиях без долгой раскачки вхождения в должность, - говорит руководитель аппарата Народного Хурала Цыденжап Батуев, который ранее в республиканском парламенте возглавлял комитет по государственному устройству, местному самоуправлению и законности.

Изменившиеся условия заключаются в том, что с вхождением Бурятии в ДФО сложились предпосылки для поступательного развития республики, прихода больших инвестиций в строительство социальной инфраструктуры и развития всего социально-экономического комплекса республики. 

- Очевидным преимуществом конкурсной комиссии является возможность отсева: кто хочет, но не готов на сегодняшний день к работе главой района, - подчеркивает Цыденжап Батуев.

- А то, что 50% членов конкурсной комиссии это представители правительства и главы республики, означает, что за результаты деятельности утвержденной кандидатуры они несут равную ответственность с районным Советом. И поэтому резко возрастает значение депутатов районного Совета избранных и работающих в своих избирательных округах. Теперь они будут нести прямую ответственность за успешную деятельность районной администрации, что неизбежно усилит их взаимную требовательность в работе с утвержденным главой, но и в то же время будет способствовать установлению согласованных и скоординированных действий для развития района, - отметил эксперт

Районы, выбор за вами

Для хронически дефицитных районных бюджетов немаловажен и финансовый аспект. Альтернативный способ избрания дает экономию средств. На организацию и проведение выборов главы бюджет выделяет в среднем до 4 млн рублей. К примеру, чтобы провести выборы в Бичурском районе, понадобилось порядка 3 млн рублей.

Прямые выборы оказались не способны нормализовать положение, допустим, в Иволгинском или Баргузинском районах. 

- Мы прекрасно помним, как почти год лихорадило Тункинский район после всенародных выборов главы района. Целый год население района было втянуто в политическое противостояние и открытый конфликт двух противоборствующих групп, - напоминает Биликто Дугаров.

Порой «всенародный» районный глава не может наладить нормальные, рабочие взаимоотношения с республиканскими министерствами и другими ведомствами, договориться о реализации инвестпроектов, проработать вопрос финансовой поддержки и др.

Да, райсоветы имеют право сохранить прямые выборы. Альтернативный вариант потому и альтернативный, что не является обязательным.

Тут депутаты должны каждый для себя решить, что важнее: якобы всенародное голосование, итоги которого постоянно «консервируют» противостояние между районными группировками, или назначение райсоветом совместно с главой и правительством республики подготовленного, независимого человека.

Сергей Базаров, «Номер один». 
^