С пешеходов спросят «по-взрослому»

Суды начали вставать на сторону автомобилистов в делах о ДТП
A- A+
Известное изречение «Пешеход всегда прав» и уверенность, что автомобилисты ему должны всегда уступать проезжую часть, порой играет злую шутку с некоторыми невнимательными улан-удэнцами. В результате, попав из-за своей беспечности под колеса проезжающих машин, пешеходам не только не удается взыскать деньги за ДТП, но еще и остаться в убытке от проигранного процесса в связи с впустую оплаченными юридическими издержками. О новой практике в судопроизводстве Бурятии  в материале «Номер один».

Не глядела по сторонам 

Полтора года назад жительница Улан-Удэ Татьяна Балдакова шла по проезжей части на улице Жердева, 136, и разговаривала по телефону. Пешеход была настолько увлечена дискуссией на линии, что, когда окончила разговор, быстро развернулась и шагнула на середину проезжей части.  Естественно, не посмотрев, кто там движется. А там ехала на «Тойоте-Королла» улан-удэнка Надежда Пермякова.

К счастью, автомобилист только проехала светофор и не успела набрать скорость. И когда пешеход стукнулась об зеркало машины и затем свалилась под нее, водитель успела нажать по тормозам и проехала всего пару метров. Впрочем, этого хватило для того, чтобы заднее колесо переехало и сломало ногу пешехода.

Водитель остановилась, вызвала ГИБДД и «скорую помощь». Позже Пермякова  навещала больную, которая пролежала в больнице 21 день, что в итоге подтвердило нанесение ей вреда средней тяжести. Балдакова обратилась к одному юристу, который заверил пострадавшую, что с автомобилиста можно взыскать 300 тыс. рублей.  Дело попало в Железнодорожный райсуд Улан-Удэ к судье Алексею Лебедеву.

В феврале 2018 года на суде Пермякова заявила, что она видела переходящего дорогу пешехода метров за 20 до нее, но не могла предвидеть, что последняя развернется и шагнет ей под колеса. Однако судья, как потом отметит вышестоящий суд, в подробности дела вникать не стал и быстро назначил виновной автомобилиста, назначив штраф в размере 10 тыс. рублей.

Добавим, что Пермякова не согласилась с данным постановлением, опротестовав его в Верховном суде РБ. 19 марта 2018 года ВС РБ в своем решении отметил, что по делу было необходимо провести автотехническую экспертизу, чего сделано не было. Кроме того, суд не допросил очевидца ДТП, который был свидетелем того, что пострадавшая переходила дорогу, разговаривая при этом по телефону. Это, по мнению суда, имеет существенное значение для выяснения обстоятельств дела.

Постановление было отменено и направлено на новое рассмотрение. Новый состав суда, в свою очередь, подошел к делу не формально, а опросил двух свидетелей. Они подтвердили, что пешеход находилась на середине проезжей части и разговаривала по телефону, поравнявшись же с едущим автомобилем, резко поменяла траекторию движения, попав, таким образом, под колеса машины. Сама потерпевшая призналась, что нарушила правила дорожного движения, переходя дорогу в неположенном месте.

В итоге суд посчитал, что наличие травм у пешехода не свидетельствует о виновности водителя и прекратил административное производство по делу.

На словах дали меньше

Тем не менее пострадавшую это решение не удовлетворило и она подала на этот раз в Октябрьский райсуд иск о взыскании 300 тыс. рублей морального вреда, мотивируя это тем, что автомобиль является источником повышенной опасности. На суде ответчик заявила, что, несмотря на то, что виновата пешеход, она испытывает к пострадавшей сочувствие и  согласна заплатить компенсацию. Однако, учитывая ее тяжелое материальное положение, лишь не более 10 тыс. рублей. Добавим, что сразу же после аварии автомобилист поехала в больницу, предлагала пострадавшей лекарства и продукты. Однако последняя почему-то отказалась от помощи и принципиально не отвечала на телефонные звонки. Видимо, рассчитывая подать потом в суд и взыскать сотни тысяч рублей с автомобилиста, как ее уверил адвокат. 

Райсуд снизил стоимость компенсации до 40 тыс. рублей. Однако Пермякова обжаловала решение в Верховном суде, где прокурор попросила суд снизить сумму компенсации морального вреда. И уже Верховный суд,  учитывая обстоятельства  дела и невиновность автомобилиста, удовлетворил исковое заявление частично, снизил цену вопроса до 20 тыс. рублей. При этом, как призналась пешеход, она заплатила своему адвокату 50 тыс. рублей, что привело ее к признанию процесса убыточным.

Однако дальше начались чудеса. В ходе исполнительного производства эта сумма взыскания вдруг удивительным образом выросла вдвое - до 40 тыс. рублей!

- Именно сумма в 20 тыс. рублей была озвучена судом в ходе оглашения решения по делу, что подтверждают участники процесса, - недоумевает адвокат Андрей Налетов. - Подобная нестыковка в решении суда может быть связана с технической ошибкой при изготовлении судебного решения.

По словам адвоката с подобной юридической коллизией он сталкивается впервые. И к делу Пермяковой, видимо, суду еще придется вернуться. Иначе получается, что слова судьи к делу не пришьешь?

Телефоны - в карман

В ГИБДД Бурятии «Номер один» сообщили, для того, чтобы снизить количество ДТП с участием пешеходов, всем участникам дорожного движения необходимо соблюдать предельную внимательность на дороге. Прежде всего, пешеходам необходимо воздержаться от телефонных разговоров при переходе проезжей части. Поскольку нередко они полностью сосредотачиваются на разговоре и не могут адекватно оценить изменяющуюся дорожную обстановку.

- В правилах дорожного движения четко указано, что пешеходы могут переходить через дорогу только в специально отведенных местах, на пешеходных переходах, - говорит инспектор Управления ГИБДД Саян Будаев. - В крайнем случае, если в зоне видимости нет пешеходного перехода, то можно переходить дорогу там, где нет разделительной полосы, только под прямым углом, и при этом дорога обязательно должна хорошо просматриваться в обе стороны.

Как отмечают в ГИБДД, очень часто пешеходы идут вдоль проезжей части, делая затем неожиданные развороты. И водители не всегда успевают избежать столкновения. В этих случаях пешеходы фактически провоцируют ДТП. Кроме того, в темное время суток они почему-то бывают убеждены, что водители их видят. Хотя на самом деле, учитывая, что большинство жителей Бурятии носят темную одежду, а фонари есть не везде, водители не всегда успевают заметить препятствие на дороге. Именно поэтому автомобилисты настоятельно рекомендуют гражданам, особенно детям, носить более яркую одежду со светоотражающими элементами.

Кстати, за первый квартал 2019 года, по данным УГИБДД, в республике произошло 76 наездов на пешеходов, 10 человек погибли и 70 были ранены. Из них по вине пешеходов зафиксировано 33 ДТП, при этом девять человек погибли и 25 были ранены. То есть почти в половине случаев пешеходы сами спровоцировали ДТП.

Добавим, что ранее пешеходы, попадающие в аварии, стабильно рассматривались как некие жертвы водительского произвола. Однако все больше становится подтверждений того, что все участники дорожного движения несут свою долю вины за ДТП. Причем все участники   равны перед законом и обязаны его соблюдать. 

Фамилия попавшего в аварию пешехода изменена, совпадения случайны.

Дмитрий Родионов, «Номер один».
© 2012 — 2024
Редакция газеты GAZETA-N1.RU
Все права защищены.