«Распил» «БайкалБанка» продолжается

На что тратит сотни миллионов временная администрация сгинувшего гиганта
A- A+
Итак, идет уже третий год банкротства «БайкалБанка». Агентство страхования вкладов неторопливо пытается распродать имущество почившего юрлица, кредиторы столпились в очереди за деньгами, а процесс все не заканчивался и не заканчивается. Видимо, у тех, кто занимается «уборкой», есть какой-то резон затягивать дело. Возможно, причина в колоссальных тратах на проведение процедуры банкротства.

Кредиты на 11 млрд

Агентство регулярно выкладывает в Сеть информацию о том, как происходит процедура, что удалось сбыть, а что не получается. Сколько должников и какие суммы им причитаются и прочее.

Так, в одном из последних отчетов значится, что задолженность кредиторов первой очереди составляет 13,65% от общей суммы. И по состоянию на первое апреля 2019 года им выплачено 956 млн рублей.

За счет чего? В первую очередь, за счет продаваемого с молотка имущества «умершего» банка. Только в период с 3 декабря 2018 по 5 февраля 2019 года от продажи имущества в конкурсную массу поступили деньги в размере 23 млн рублей. Что в масштабах банкротства банка не так уж и много.

К слову, балансовая стоимость непроданного пока еще имущества по состоянию на 1 апреля сего года составляет 11,2 млрд рублей. Из них кредиты юрлицам (которые тоже являются своего рода товаром – их может выкупить любой банк) - на сумму примерно 1,5 млрд. Кредиты физлицам – 2,6 млрд, ценные бумаги – 3,8 млрд, основные средства – 1,2 млрд. И прочие активы – почти 2 млрд рублей.

Впрочем, эти суммы условны. Ведь сейчас происходит переоценка по многим позициям. Когда она закончится, есть вероятность, что стоимость их сильно упадет.

Во-вторых, деньги приходят (или должны приходить) от взыскания задолженности с должников банка. На данный момент в суды подано примерно 4,5 тысячи исковых заявлений на сумму в 6,5 млрд рублей. Из них уже удовлетворено 2,3 млрд. Отказали суды в исках на сумму более чем 0,5 млрд рублей. Еще на 436 млн оставлены без рассмотрения. Остальные  в процессе.

Аресты и приговоры 

Агентство по страхованию вкладов сильно осложнило жизнь бурятским приставам, загрузив их работой по самую макушку. На основе решений судов возбуждено аж 11 тысяч 707 исполнительных производств на сумму более 2,2 млрд рублей. Из них почти 1,5 тысячи на сумму 264 млн рублей завершены актами о невозможности взыскания задолженности. То есть эти деньги потерялись навсегда.

Третий способ вернуть деньги обратно в банк – оспаривание сделок, совершенных до краха «БайкалБанка». Напомним, когда запахло жареным, банкиры начали спешно выводить деньги разными путями, не всегда законными. Агентством подано 31 заявление на общую сумму в 371 млн рублей. Пока что удовлетворено 25 заявлений, в трех отказано. В результате оспаривания этих сделок удалось вернуть 318 млн рублей.

Этому косвенно способствуют и силовики. Так, 9 ноября 2016 года МВД возбудило уголовное дело по факту преднамеренного банкротства банка. 12 января 2017 года – еще одно дело, на этот раз по факту хищения имущества банка под видом выдачи кредита физическому лицу. 24 апреля того же года МВД возбуждает третье дело по фактам хищения принадлежащих банку драгоценных металлов и покушения на хищение принадлежащего банку недвижимого имущества. Еще два дела по хищению возбуждены 5 октября и 15 ноября 2017 года.

Приговоров же пока вынесено только три. Один – 19 апреля 2018 года, в нем сказано, что председатель совета директоров банка виновен в присвоении и растрате. Ему назначено наказание в виде лишения свободы сроком на 3 года условно и штраф в размере 200 тыс. рублей. Еще два приговора по той же статье признают виновными соучастников произошедшего.

«Европа» возрождается? 

Но вернемся к торгам. Начнем с тех, которые состоялись. Некоторые известные бурятские бизнесмены активно раскупают недвижимость, некогда принадлежавшую «БайкалБанку». Так, депутат горсовета Дмитрий Путилин приобрел жилое помещение в клубном жилом комплексе «Европа», что на Верхней Березовке. Квартира площадью 373 квадратных метра ушла к нему по довольно выгодной цене. Ее балансовая стоимость превышала 16 млн рублей, оценочная – более 13 млн рублей. В итоге Дмитрий Путилин заплатил за нее около 8 млн рублей. То есть в два раза меньше балансовой стоимости.

Еще одну квартиру в том же комплексе приобрел некий С.В. Покацкий. Балансовая стоимость – почти 19 млн, итоговая цена – чуть более 12 млн. Является ли приобретатель родственником известного в Бурятии бизнесмена, депутата Хурала Вячеслава Покацкого – доподлинно неизвестно. Но если так, то можно предположить, что бизнес-элита решила вложиться в элитную недвижимость, которая сегодня считается не очень рентабельной.

Напомним, клубный жилой комплекс «Европа» возводился с надеждой на ВИП-покупателей, которые готовы платить за элитные апартаменты, охрану по периметру и прочие прелести жизни в подобных комплексах. Но потом грянул кризис, и выяснилось, что дорогущие квартиры никому не нужны. Поэтому их начали сбывать по сильно заниженным ценам – лишь бы купили. Одним из покупателей тогда и стал «БайкалБанк».

То, что сегодня крупные игроки на рынке недвижимости начали интересоваться этим комплексом, может говорить о том, что у него все же есть перспективы. И оживающий после кризиса рынок недвижимости может придать ускорение и обеспечить удорожание еще недавно спорному активу.

«Рыцарь» и «Лаура»

Теперь  к тому, что продать не удается. Пожалуй, один из самых крупных кусочков имущества «БайкалБанка», продаваемых единым лотом, это земельный участок площадью 50 тысяч квадратных метров в Московской области. Участок находится примерно в 500 метрах по направлению на северо-запад от с. Павловская Слобода. Назначение - для объектов торговли: торговые центры, торгово-развлекательные центры (комплексы). Стартовая цена – 350 млн рублей.

Пока что покупателей на землю под будущий торговый центр не нашлось. Возможно, бизнесмены, располагающие такими деньгами, ждут, когда цена упадет после нескольких безрезультатных торгов. Либо эта земля не такой уж ценный актив и никому она и даром не нужна.

Некоторые из гораздо менее крупных лотов могут вызвать у особо чувствительных жителей республики приступ ностальгии. Однако таковых, видимо, либо нет, либо у них нет денег. Ведь до сих пор не нашлось ни единого желающего приобрести памятную монету «К 350-летию добровольного вхождения Бурятии в состав Российского государства» из серебра 925-й пробы. А ведь всего 81 тыс. рублей за штуку. Нет желающих и приобрести серебряные и золотые слитки, серебро в гранулах, юбилейные знаки «Бурятия - 170 лет».

Мертвым грузом повисли десятки банкоматов и платежных терминалов в Красноярске и Иркутске. Объявлены торги по предметам с поэтичными названиями «Рыцарь» и «Лаура». Это  инкассаторские автомобили. Видимо, на сегодня уже устаревшие и никому не нужные. Даже за каких-то 400 и 800 тыс. рублей.

По-прежнему кормушка 

Судя по всему, такими темпами банкротство «БайкалБанка» продлится еще не один год. Одной из причин столь неторопливого движения могут быть суммы, которые закладываются на проведение процедуры.

Давайте взглянем на документ под названием «Отчет об исполнении сметы расходов (затрат) по проведению мероприятий конкурсного производства в отношении «БайкалБанка» (ПАО) за период с 24 октября 2016 года по 31 марта 2019 года». В перечне расходов и затрат – административно-хозяйственные расходы на сумму 474 млн рублей. Да-да, почти полмиллиарда  только на административно-хозяйственную часть. Еще почти 300 млн – расходы на содержание аппарата. Итого  более 750 млн на проведение банкротства банка.

Впрочем, это запланированные значения. По факту потратили меньше. По первому пункту – 332 млн, по второму – 165 млн, что тоже немало. «Экономия обусловлена переносом планируемых расходов, не произведенных в период действия смет, в сметы следующего квартала по причине несвоевременного предоставления контрагентами первичных документов, подтверждающих факт оказания услуг и несвоевременного обращения уволенных работников за пособиями, предусмотренными законодательством», - объясняют несовпадение цифр авторы отчета.

Что же входит в эти гигантские суммы? Давайте посмотрим на более подробный список затрат за период с 1 октября по 31 декабря 2018 года.

Итак, за три месяца административно-хозяйственные расходы составили 51 млн 774 тыс. рублей. Из них почти 5 млн - на содержание и охрану собственных и арендованных зданий; расходы на аренду помещений для хранения имущества банка; расходы на содержание собственных автотранспортных средств; расходы на перевозку имущества. Здесь же  почти 37 млн - судебные издержки, расходы по арбитражным делам и нотариальные расходы. Примерно 7,5 млн - расходы на обработку и хранение архивной документации. Около 3 млн - расходы на бухгалтерское сопровождение и на сопровождение программного обеспечения.

Расходы на содержание аппарата за три месяца – 6 млн 720 тыс. рублей. В том числе  зарплата, компенсации и командировки – 5 млн 420 тыс. рублей. И еще 1,3 млн  – начисления на зарплату.

Итого за три месяца процедура банкротства «БайкалБанка» «съела» почти 60 млн рублей. В среднем  по 20 млн в месяц. Неплохо даже по финансовым меркам.

Достанется ли при таком раскладе что-нибудь кредиторам? Скорее всего, достанется. Ведь, даже учитывая, что из банка перед крахом успели вывести значительные суммы, оставшихся средств должно хватить, если не на всех, то на многих. Ясно одно – «распил» «БайкалБанка» продолжается и после его банкротства. Правда, теперь это происходит в рамках закона.

Станислав Сергеев, «Номер один».
© 2012 — 2024
Редакция газеты GAZETA-N1.RU
Все права защищены.