Путевка в небо

Авиакомпания «Панх», выполнявшая рейсы в труднодоступные районы Бурятии, уже несколько лет находится в предбанкротном состоянии
A- A+
Перевозками по республике сейчас занимается иркутская «Ангара». Как получилось, что в Бурятии не осталось своей малой авиации? 

Авиакомпания «Панх» была зарегистрирована в 2009 году и начала работу с шестью арендованными самолетами Ан-2 и подготовленным экипажем. Предприятие выполняло лесоавиационные полеты, рейсы санавиации, проводило аэрофотосъемку, боролось с вредителями леса. 

Благодаря слаженным действиям руководства в 2011 году у авиакомпании было уже 12 самолетов Ан-2 и итальянский Р-2006Т, начались коммерческие воздушные перевозки пассажиров и груза в северных районах республики. В 2012 «Панх» приобрел в лизинг три новых самолета Cessna 208B. Компания переучила в США летно-подъемный состав и инженерно-технический персонал в России, обучила комендантов посадочных площадок, а также ввела в эксплуатацию посадочные площадки по всей Бурятии. В следующем году авиапредприятие приобрело в лизинг два новых самолета Л-410 УВП Е20. 

В 2015 году общий налет составил 8864 л/часа, из них 80% - коммерческие воздушные перевозки. В том году «Панх» перевез более 35 тысяч пассажиров. 

Нужно отметить, что компания получала субсидии из республиканского бюджета на лизинговые платежи. Государственная поддержка, согласно протоколу совещания, проведенного у главы Республики Бурятия 19 мая 2015 года №01.08-008-И 3476, должна была 
оказываться до 2024 года, однако в 2015 году субсидирование прекратилось по непонятным причинам. Обещания главы Бурятии решить финансовые проблемы компании выполнены не были.

Главе республики Вячеславу Наговицыну и правительству Бурятии были известны последствия прекращения субсидирования, но никаких мер с их стороны предпринято не было. В результате лишения господдержки «Панху» стало не по силам самостоятельно выплачивать лизинговые платежи. Более 140 квалифицированных специалистов осталось без работы, а все приобретенные в лизинг самолеты изъяты и проданы в другие страны.

Несмотря ни на что, руководство «Панха» надеется возродить малую авиацию в Бурятии. В 2016 году учредители зарегистрировали авиакомпанию «Байкалавиаком». Авиапарк состоит из 12 самолетов. Выполняются полеты по заявкам санавиации, лесоавиационные, аэрофотосъемка. Сейчас руководство «Байкалавиакома» намерено увеличить парк воздушных судов, расширить географию полетов и сферу деятельности, ведется работа по привлечению инвестиций. Новому правительству республики было бы выгоднее поддержать своего перевозчика, ведь сейчас «Ангара» за полеты на север Бурятии получает из бюджета республики более 60 млн рублей в год.

Сергей Базаров, «Номер один». 
© 2012 — 2024
Редакция газеты GAZETA-N1.RU
Все права защищены.