Сельчанам вернут землю

Животноводам улуса Шэнэ-Буса отдают 1,5 тысячи гектаров
A- A+
Улус животноводов втайне от жителей оставили без земли. Право пользования 1,5 тыс. гектаров было отнято у тех, кто исконно владел этой землей, и передано неизвестному предпринимателю. 

Напомним, в №16 газеты «Номер один» от 24 апреля 2019 года вышла статья на эту тему «Грядет война народная» корреспондента Диляры Батудаевой, рассказывающая об отчаянном положении жителей улуса Шэнэ-Буса Заиграевского района.
 
Реакция на публикацию была довольно быстрой, и уже через два дня после выхода номера жителей уверили в том, что договор с предпринимателем из Киргизии будет расторгнут. Причиной тому, со слов Ирина Господиновой, главы поселения Илькинское, к которому относится улус Шэнэ-Буса, стали «прения», возникшие по данному вопросу.

В то время, когда статья готовилась к публикации, «Номер один» тщетно пытался связаться с главой администрации Заиграевского района. Как выяснилось, в этот день, 22 апреля,   Александр Бурлаков был задержан по подозрению в махинациях. Операцию провело Следственное управление СК России по Бурятии совместно с Управлением ФСБ по РБ. Рабочий телефон Ирины Господиновой, который нам дали   в приемной районной администрации, не отвечал. Минсельхоз Бурятии передал через находившегося в отпуске пресс-секретаря, что вопрос не их, а районной администрации и Минимущества Бурятии.  

Приоритет земледелия 

То, что земли были переданы в аренду, Минимущества Бурятии объяснило тем, что в российском законодательстве регулирование земельных отношений зависит от того, к какой категории принадлежат те или иные земельные участки и установлен приоритетный режим земель сельскохозяйственного назначения: «Огромные площади земель сельскохозяйственного назначения на территории Республики Бурятия не используются по целевому назначению. Одним из основных направлений является вовлечение в оборот неиспользуемых земельных участков сельскохозяйственного назначения».

И тут встает вечный вопрос, обострившийся еще в начале 20-го столетия, когда буряты хотели разводить скот, а русские  сеять. И проблема была в том, что важнее. Для бурят важнее было традиционное скотоводство, для которого требовались пастбища. Но иными этот способ хозяйствования признавался за разновидность лени. Об этом писали бурятские деятели Элбэг Ринчино, Цыбен Жамцарано и др. Проблема была большая, но в итоге коллективизация всех уравняла. В том числе и предков шэнэ-бусинцев, вступивших в колхоз и отдавших туда свои земли. В 90-е годы колхоз распался, и потомкам пришлось снова оформлять земельные доли в собственность, да только не у всех это получилось. О мытарствах улусников подробно написано в статье «Грядет война народная».

«Проспали» свои земли

Вина шэнэ-бусинцев в том, что они не использовали землю под пашни, не занимались выращиванием сельскохозяйственных культур. Кроме того, согласно ответу Министерства имущественных и земельных отношений Бурятии, «сложная ситуация сложилась с земельными долями». Шэнэбусинцы должны были ознакомиться, что такое невостребованная земельная доля. А они не знали, что если хозяин не использовал по назначению земельную долю, пусть и находящуюся в собственности, или не использовал ее по назначению, не передал в аренду или не распорядился ею иным образом в течение трех и более лет, она может быть изъята через суд в пользу органа местного. За которым будет признано право собственности.

«Таким образом, учитывая то, что жителями у. Шэнэ-Буса более 15 лет не приняты меры по оформлению своих земельных долей, органами местного самоуправления МО «Заиграевский район» были обеспечены меры по признанию права муниципальной собственности в счет невостребованных земельных долей. Так, на основании решения Заиграевского районного суда Республики Бурятия от 08.10.2014 года указанные в обращении земельные участки были выделены в счет невостребованных земельных долей и в последующем изъяты у граждан в собственность МО СП «Илькинское», - гласит ответ и.о. министра имущественных и земельных отношений Республики Бурятия Марины Коротич.

Пока наивные жители улуса пасли скот на «своих» землях, «в 2014 году Фондом регионального развития Республики Бурятия был проработан вопрос с администрацией МО «Заиграевкий район» и МО СП «Илькинское» и была подготовлена заявка для включения земельных участков, которые длительное время не используются, в реестр инвестиционных площадок на территории Республики Бурятия». В 2014 году Минэкономики Бурятии внесло эти земельные участки в реестр инвестиционных площадок, информация об этом была размещена на инвестиционном портале Республики Бурятия. Это жители Шэнэ-Бусы тоже упустили.

Как сообщается в ответе Марины Коротич, в последующие годы Минсельхозом Бурятии проводилась работа для привлечения инвесторов в республику, в том числе и по инвестиционной площадке в МО СП «Илькинское», куда входит улус Шэнэ-Буса.

Но когда вопрос редакции был отправлен в Минсельхоз, заместитель министра Юлия Дагданова ответила через находившегося в отпуске пресс-секретаря, что вопрос не их: «либо района, либо Минимущества. Землями не занимаемся. Надо переадресовать». Мы в статье так и написали, что на запросы редакции пока не ответил никто – ни министерства, ни глава района Александр Бурлаков.

Закон, что дышло?

В общем, пока шэнэбусинцы «спали», некий Манатбек Султанов, глава крестьянского- фермерского хозяйства, 11 мая 2018 года подал заявление, после чего была проведена процедура предоставления земельного участка в аренду. Все в соответствии с Земельным кодексом РФ. Информация «о выделении земельного участка в аренду крестьянскому (фермерскому) хозяйству» вышла в газете «Вперед» от 17.05.2018 года и на официальном сайте Российской Федерации для размещения информации о проведении торгов от 16.05.2018 года. Жители улуса той газеты не читали и на сайт ведомственный не заходили, потому опять все проспали, незадачливые. В одном муниципальном образовании жили с главой Ириной Господиновой, а узнавать должны были из газет: «Заинтересованных в предоставлении земельного участка граждан в течение 30 дней со дня опубликования не поступало. Земельный участок был предоставлен в соответствии с Земельным кодексом РФ».

Обиделся и ушел 

26 апреля, через два дня после выхода статьи, «для урегулирования вопроса с местными жителями, а также разъяснения сложившейся ситуации» прошел сельский сход в Ильке. На нем глава поселения Господинова сообщила, что договор с Манатбеком Султановым будет расторгнут 1 мая 2019 года.

- 18 июня 2018 года был подписан договор, и из-за того, что в прошлом году никто не заявлялся, все прошло тихо и мирно, жители как косили свои сенокосы и угодья, так все и было. В этом году произошла вот такая ситуация… Это все узнали, пришел арендатор, начал какие-то проводить работы, и поднялось волнение… Вопрос этот я всегда держала на контроле, приглашала на сход, но сегодня получила такой ответ.

На этой фразе зал радостно зааплодировал, и кто-то выкрикнул, что Султанов – просто подставное лицо.

Как выяснилось, 6 мая договор еще не расторгнут, но, как уверяет староста Шэнэ-Бусы Гымпыл  Гындэнов,  именно сегодня Ирина Господинова «поедет расторгать договор». Вину шэнэбусинцев староста полностью признает и говорит, что «второго шанса не будет». Потому теперь скотоводы планируют заняться земледелием и учесть замечания Минимущества Бурятии, чтобы земельные доли больше никто не мог у них отнять.

- Мы, конечно, будем возделывать земли, многие у нас это хотят, но и скот надо где-то пасти. Раньше в колхозные времена железная дорога была ограждена. Но тогда было Министерство путей сообщения СССР, а потом РЖД такие заграждения не ставили. У нас с одной стороны железная дорога, с другой - пашня. На железной дороге сколько раз коров поезда сбивали, - размышляет староста.

В том, что «Манатбек Султанов – лицо подставное» Гымпыл Гындэнов тоже не сомневается. Говорит, что сам разговаривал с двумя киргизами, которые так и сказали, что земли эти арендовали китайцы, только у них есть такие деньги.

Ну а автор статьи в письме была обвинена в том, что изложила информацию об отчаянном положении людей в «резкоотрицательной форме». «После опубликования статьи в газете «Номер один» инвестором (Манатбеком Султановым) подано заявление о расторжении договора аренды земельного участка с 01.05.2019 года в связи с крайне негативной информацией, изложенной в публикации, граничащей с клеветой и нежеланием входить в конфликт с местными жителями», - гласит ответ и.о. министра Марины Коротич.

Является ли клеветой рассказ о том, что происходит с простыми жителями бурятского улуса, несведущими в юридических тонкостях, обычно доказывают в суде. А на запросы редакции лучше хотя бы писать, что ответ готовится. Потому что публикация выйдет в любом случае. Люди имеют право рассказать о своей беде в газете, которую читают все, так же как чиновники имеют право опубликовать информацию о передаче их земель в газете, которую читают не все. Главное, что 1,5 тыс. гектаров земли в зоне рискованного земледелия жителям улуса все-таки возвращают.  

Диляра Батудаева, «Номер один».
© 2012 — 2024
Редакция газеты GAZETA-N1.RU
Все права защищены.