«Вальс Бостон» от бурятского летчика

Как из США через Сибирь перегоняли на фронт бомбардировщики
A- A+
Накануне очередного празднования 9 Мая  вновь обострилась дискуссия на тему: выиграли бы мы войну с Гитлером в одиночку - без США, Англии, Канады и десятков других стран-союзников? 

Прежде всего, без США, мощная экономика которой, помимо войны с Германией и Японией, умудрялась снабжать по ленд-лизу Англию, СССР, Францию и Китай. А также своими «летающими крепостями» стирала с лица земли немецкие города и  целые секторы гитлеровской экономики - от танковых заводов до ракетных. Именно во Вторую мировую войну роль авиации, особенно бомбардировочной, стала решающей. Уроженец Бичурского района Григорий Носков поделился своими воспоминаниями о  том, как в 1943 году он перегонял американские бомбардировщики А-20 «Бостон» по маршруту «Аляска – Сибирь» и далее на советско-германский фронт. Всего по ленд-лизу США и союзники поставили нам 22 тысячи самолетов, что позволило нашей армии с 1943 года получить господство в воздухе над немецкими самолетами. Что стало одной из составляющей нашей общей победы над врагом.

Из землемеров в летчики

Григорий Носков родился в 1922 году в с. Топка Бичурского района. После окончания школы и получения диплома Кяхтинского землеустроительного техникума собирался работать в селе. Но началась война, и он попал в Иркутское военное авиационное училище, став летчиком бомбардировочной авиации. Учился на отлично и, как признавался, даже успел сдавать летные экзамены за своих нерадивых сокурсников. Эти многократные пересдачи и опыт впоследствии спасли ему жизнь при одной из аварий, случившейся при перегоне самолета. После училища в 1943 году он попал в авиадивизию, перегонявшую своим ходом изготовленные в США самолеты. Она получила название  «Аляска – Сибирь» («Алсиб»).

Григорий Анисимович летал на бомбардировщиках «Дуглас А-20» «Бостон». Комфортные для пилотирования, с мощными печками для отопления салона.  Американцы снабжали наших летчиков арктической униформой и специальной меховой обувью. И если в самолетах было тепло и уютно, то за бортом царил тихий ужас. Дело в том, что Григорий попал в состав полка, который перегонял «Бостоны» на одном из самых сложных участков трассы «Алсиба» - в Якутии. 

По словам фронтовика,  приходилось  лететь через горы, тундру, тайгу, абсолютно безлюдную местность. Часто при плохой видимости, не зная, что ждет по курсу. Нередко самолеты настигало обледенение и лобовые стекла машин приходилось отскребать вручную прямо во время полета. Поломка мотора часто означала неминуемую гибель. Хотя у летчиков была возможность выпрыгнуть с парашютом, вызволить людей  из ледового плена не могла никакая экспедиция. Вертолетов тогда еще не было. Как рассказывал ветеран, вначале не приспособленные к нашему климату самолеты не заводились, гидросистемы замерзали, шланги лопались. Но потом  американцы быстро наладили поставку незамерзающих жидкостей, и к 1943 году число аварий снизилось. Но летать было все равно очень страшно.

- После каждого перегона мы несколько дней пили всем экипажем, в основном спирт, - рассказывал Григорий Анисимович. Кстати, спирт тоже поставлялся из США. 
Большинство персонала были уроженцами западной части СССР и во время суровых зим некоторые даже впадали в депрессию.

- Один из бортмехаников решил свести счеты с жизнью и начал лупить кувалдой по бомбе, висевшей на самолете, к счастью, она не взорвалась, еле его оттащили, - вспоминал летчик.

Жили авиаторы в наспех сколоченных казармах при аэродромах, холодных, с минимумом удобств. В более привилегированном положении были летчики первого авиполка в американском городе Фэрбенкс. Туда стремились попасть Григорий Носков и его товарищи, но не всем это удавалось.  

Исследователь трассы «Алсиб» Валерий Ярославцев, ссылаясь на архивы, отмечает, что: «Бытовые условия в Фэрбенксе, в отличие от сибирских полков дивизии, были хорошие. Личный состав располагался в теплых и светлых помещениях. Питались экипажи в американской офицерской столовой, где круглогодично на столах лежали фрукты. Вначале общались в клубе американских летчиков, где были почетными гостями. Многие учили английский, но к концу войны сносно изъяснялись на иностранном языке немногие. 

В сам город наших авиаторов обычно не отпускали во избежание соблазнов. За покупками в магазины выпускали группами. Ресторан посещать запрещалось. Отсюда самоволки и пьянки со скандалами и драками. Обычно виновных откомандировывали из полка в распоряжение отдела кадров дивизии. А уж там законопатят проштрафившегося в какую-нибудь глухую дыру трассы, где ни магазинов, ни ресторанов. Или на фронт».

«Клубничка» для летчика Ягодкина

Война-войной, но советские офицеры умудрялись крутить романы с американками. Правда, НКВД всеми силами выявлял случаи «тлетворного влияния Запада».

В итоговом докладе о работе 1-го полка в разделе, озаглавленном «Особо выдающиеся случаи аморальных явлений», названы командир звена лейтенант Романов и пилот лейтенант Дегтярев: отчислены из полка «за самовольный уход в город с посещением публичного дома». Штурман полка майор Кобин откомандирован на фронт «за связь с американскими женщинами». А вот старший лейтенант Ягодкин отделался выговором: он всего-навсего перефотографировал порнографические снимки. 

Впрочем, главным для летчиков были все же самолеты. Тем более что служба и опасна, и трудна. Так, на советском участке «Алсиба»  произошло 279 летных происшествий, в которых погибли 114 человек.

В конце 1943 года вынужденную посадку на аэродром совершил и экипаж Григория Носкова. В ходе жесткого приземления он сломал позвоночник. К счастью, в госпитале его поставили на ноги. Но на «Алсибе» ему летать уже не пришлось. В 1944 году он поступил в Оренбургское высшее военное авиационное училище - переучиваться на штурмана. Затем попал на фронт, но повоевать не успел. Война закончилась. 

Вернулся в Якутск, где проходила его летная служба, но и по профессии также поработать не довелось. Летчика  позвали в НКВД, где после  масштабных «чисток» не хватало кадров.  Далее вплоть до своей пенсии он служил в органах правопорядка.  Как и многие фронтовики, про войну рассказывал мало. Правда, несмотря на то, что помощь по ленд-лизу в СССР замалчивалась, ее значение он оценивал очень высоко. «Без их техники нам пришлось бы туго», - говорил ветеран. 

Не так давно Григория  Анисимовича Носкова не стало. Ветеран войны скончался от сердечного приступа. 

Хорошо выручили

Добавим, что объем помощи СССР по ленд-лизу составил около 9,8 млрд долларов. Сегодня эта сумма эквивалентна $203,4 млрд! Особенно ценными были поставки самолетов во время Сталинградской битвы. В начале  кампании гитлеровцы имели численное превосходство,  а к концу благодаря  поставкам из США мы захватили господство в воздухе, и в войне произошел перелом. 

Помимо самолетов, Запад поставил нам 10 тысяч танков, 375 тысяч грузовиков, в основном   «Студебеккеры», 51 тысячу внедорожников, 35 тысяч мотоциклов, 131 тысячу автоматов, 20 тысяч винтовок и пистолетов, 400 кораблей, 345 тысяч тонн взрывчатки  и 127 тысяч тонн пороха, 11 тысяч вагонов и 2000 локомотивов.  США поставили нам 2,6 млн тонн нефтепродуктов, в том числе авиакеросина. За всю войну мы получили  4,4 млн тонн продовольствия. Причем после прекращения в 1945 году поставок продуктов из США в СССР наступил голод (в 1946-1947 гг.). Маршал Георгий Жуков  отмечал, что когда в 1941 году Гитлер захватил основной промышленный потенциал СССР, нам даже нечем было стрелять: «Нечем было снаряжать винтовочные патроны, и американцы по-настоящему выручили нас тогда с порохом и взрывчаткой».

Добавим, что почти всю войну немцы несли меньшие, чем мы, потери: ведь они снарядов не жалели. Наши же артподготовку проводили скупо:  экономили боеприпасы. А сравняться по огневой мощи артиллерии мы смогли лишь к 1944 году благодаря поставкам пороха. Также критически важными были поставки алюминия и танковой стали. К тому же все антибиотики в госпиталях были из США.  

Сам Иосиф Сталин первостепенное значение придавал поставкам автотранспорта из США. Ведь благодаря тем же «Студебеккерам» и «Виллисам» армию поставили на колеса и заметно возросли темпы наступления. 

«Без этих машин мы бы проиграли эту войну», - неофициально говорил он своим соратникам. 

Позже глава страны Никита Хрущев в своих мемуарах подтвердил эту оценку. А нарком Анастас Микоян отмечал, что: «Без ленд-лиза мы бы наверняка еще год-полтора лишних провоевали». Потеряв на войне еще несколько миллионов солдат. 

Добавим, что за списанную на войне технику по условиям поставок платить было не нужно. Всего СССР, а затем Россия  заплатили за помощь по ленд-лизу около 0,4% от стоимости поставок. Таким образом, США, имея подавляющее преимущество в экономическом потенциале над Германией,  щедро снабжали вооружениями воюющие против Гитлера страны. И, несомненно, мужество советских солдат исключает все разговоры о том, что страны антигитлеровской коалиции могли проиграть Германии. 

Дмитрий Родионов, «Номер один». 
© 2012 — 2024
Редакция газеты GAZETA-N1.RU
Все права защищены.