20.05.2019
Как помочь ребенку пройти через нелегкие испытания

У выпускников и их родителей горячая пора - сдача ЕГЭ у одиннадцатых классов и ГИА - у девятых.   Психологи не случайно этот период выделяют как особенный. Повышенная тревожность, нервозность не лучшим образом сказывается на наших детях. Как помочь выпускнику (и себе) справиться с паникой, когда ребёнка лучше оставить в покое, а когда пора бить тревогу,  обо всем этом разъясняет кандидат психологических наук Игорь Бадиев. 

Волноваться нужно в меру 

- Игорь Валерьевич, сдача экзаменов – дело ответственное, и переживания родителей вполне понятны. Как взрослым не навредить ребенку своими эмоциями?

- ЕГЭ – важное событие  в жизни выпускника, уже не школьника, но еще и не студента. От того, как будут сданы экзамены, от полученных баллов зависит многое – поступление, возможность обучения на бюджетной основе. Поэтому то, что волнуются и дети, и родители, и учителя - естественно. 

Нужно отметить, что волнение, переживание по поводу важных событий в некоторой мере необходимо. Когда человек переживает, испытывает тревогу, опасения, его организм и психика настраиваются на то, чтобы мобилизоваться и как можно лучше выполнить необходимые действия. Если совсем не волноваться,  то и результат будет не очень хороший. В психологии известен закон Йеркса-Додсона, где рассматривается связь степени мотивации с эффективностью деятельности. Согласно этому закону, чем выше тревожность и волнение, тем более эффективной становится деятельность. Однако если тревога слишком сильна, эффективность деятельности падает. Это и называется «переволновался», возникает излишняя тревога, которая не помогает сосредоточиться, а, наоборот, рассеивает внимание, мешает нормально подойти к экзамену и сдать его. 

Волнение должно достигнуть пика в день экзамена. Если оно начнется задолго до него, то к экзамену ребенок подойдет истощенным, поскольку израсходует весь энергетический запас. Большая ошибка при подготовке к ЕГЭ – это за год-два, а то и раньше начинать пугать экзаменами, создавая тревогу и страх и вызывая внутреннее напряжение.

Первое испытание в жизни

- Как родителям начать готовить детей к экзаменам?

- Во-первых, при подготовке или настройке на важное событие необходимо продумать план, какие будут варианты в случае неудачи. Наибольший стресс, дезадаптивную роль играет не сам экзамен, а его катастрофизация - это такая ситуация, после которой человек не видит дальнейшей жизни, то есть пан или пропал. Именно она не дает человеку возможность разглядеть, что будет дальше. 

Сами школьники часто задаются вопросом, что будет после ЕГЭ? Значимость экзамена так раздута, что заслоняет собой все остальное. Поэтому нужно ответить себе на вопрос, что будет, если не сдашь экзамен? Попробуйте сначала сами, а затем и вместе с ребёнком представить, что по каким-то причинам он провалил ЕГЭ и учёба в вузе мечты ему в ближайший год не светит. Обдумайте несколько вариантов дальнейших действий, а их на самом деле немало. Это и вуз попроще, и среднее специальное образование, и самообразование, и работа, и различные курсы, и много чего ещё. Очень важно, чтобы ваш ребёнок понял: неудача на ЕГЭ ни в коем случае не ставит крест на его мечтах о будущем, а лишь делает путь к ним чуть более извилистым. Ситуации ведь бывают разные, и экзамен можно завалить и по случайным обстоятельствам: отравиться накануне, подвернуть ногу. Всегда нужно иметь альтернативу. После того, как она будет найдена, необходимо распланировать, как будет проходить подготовка. При этом нужно понимать, что планировать, готовиться, выбирать экзамены должен сам ребенок. 

Задача родителя – помочь ребенку, а не делать за него. Необходимо подумать, какую помощь по силам вам предложить в плане  подготовки к экзаменам: это может быть освобождение от каких-то домашних обязанностей, обеспечение спокойных условий, репетиторы. То есть организационная помощь. Нежелательно, чтобы она навязывалась помимо желания ребенка, иначе будет вызывать лишь протест или повышать уровень тревоги. 

Помимо организационной помощи, от родителей требуется оказание старшекласснику психологической поддержки – она очень важна. Ребенку необходимо не стимулирование и мотивация, а именно поддержка. 

Многие взрослые, чем ближе экзамен, тем больше нагнетают тревогу и страх, внушая детям, что на кону их будущее. Этим они пытаются, как им кажется, мотивировать к наилучшему результату, но фактически получается обратная ситуация: повышение тревоги приводит к появлению вторичной тревоги и наносит вред, а не пользу. Вторичная тревога в данном случае – это не страх самого экзамена, а страх забыть все полученные знания.

Помогает рассеять тревогу спорт. Можно даже просто гулять, ходить быстрым шагом — это снижает уровень напряжения. Конечно же, родителям нужно, в первую очередь, справиться со своими страхами и не говорить о них при ребёнке. Это только усилит тревогу. Со взрослыми работает всё то же самое: найти кого-то, с кем можно поговорить, и уделять время тому, что успокаивает, будь то вязание или езда на велосипеде.

Поэтому родители должны быть сами уверены в том, что ребенок справится, а если даже не сдаст, все равно будет любим своими близкими. Такие фразы, как «завалишь экзамен, домой не приходи», «только попробуй нас опозорить» и прочие не только не помогают, не мотивируют,  а нагоняют тревогу и еще больше усиливают катастрофизацию, что негативно сказывается не только на результатах экзамена, но и на личности. Нужно понимать, что это не последнее испытание, которое ждет на жизненном пути. Впереди будет еще много экзаменов. Нужно учить ребенка справляться с такими испытаниями, не вгоняя его в состояние тупика. Если ребенок не справился, жизнь на этом не закончилась.

Залог успеха – правильная мотивация

- Игорь Валерьевич, что делать, если у ребенка на экзамене возникнет ступор?

- Наибольший пик волнения приходится перед началом экзамена, поэтому перед ним важно провести предварительную подготовку. Есть множество способов саморегуляции собственного психоэмоционального состояния, дыхательных упражнений, визуализации. Я обычно рекомендую остановиться, чтобы поймать минутку спокойствия или абстрагироваться, еще раз подумать, чего боишься, признаться себе, что боишься, почему возник страх. Когда проговоришь это хотя бы про себя, то станет легче. 

- Бывают ситуации, когда выпускник, наоборот, слишком расслаблен и спокоен. Как сделать, чтобы он собрался с мыслями и силами? 

- Когда нагнетается давление, ответственность, давит тяжесть момента, то одна из защитных реакций организма – отказ. Человеческая психика очень плохо переносит состояние тревоги и всячески пытается от него избавиться. Поэтому и возникает обесценивание деятельности или отказ от нее. Для ребенка это способ справиться с тревогой. Эта ситуация гораздо более сложна, чем излишнее волнение, так как нельзя заставить бояться того, чего он уже не боится. Можно принять ситуацию такой, какая она есть, но лучше не допускать этого.  

Ребенка нужно мотивировать не страхом, как часто бывает. Родители часто говорят, что никуда не поступит, будет дворником, но такой способ стимулирования непродуктивный, он дает противоположный результат. Необходимо находить положительный стимул, отвечать на вопросы, для чего нужно учиться, зачем учиться хорошо? Что ребенок получит, чего достигнет – об этом никто не говорит, в результате дети сами не знают, зачем нужно учиться, поэтому ходят в школу, чтобы избежать наказания, а не достичь успеха. 

- Что делать за несколько дней до ЕГЭ и как поддержать в день экзамена?

- Сама подготовка должна происходить задолго до экзамена. Нужно помнить, что память бывает оперативной, кратковременной, долговременной. Все они работают по-разному: кратковременная - до 30 секунд, оперативная - пока выполняется деятельность, долговременная хранит информацию годами и десятилетиями, она структурирует знания. Если готовиться непосредственно перед экзаменом, то будет задействована оперативная память, которая может подвести. Мозг устроен так, что когда мы думаем, что информация нам нужна лишь на короткий период времени, а потом ее можно забыть, то все знания отложатся только в оперативной памяти. Пока учим – помним, а на утро можно все забыть. Оперативная память забирает много сил и при любой возможности очищается. Когда мозг считает, что деятельность закончена, то память сбрасывается. Ведь как бывает? Мы что-то делаем, допустим, на кухне, необходимо что-то принести, идем в другую комнату и уже не помним, что хотели взять. Так происходит, потому что обстановка резко сменилась и память очистилась. Также и у студентов, школьников. Поэтому к экзамену нужно готовиться заблаговременно. 

В период подготовки к экзаменам нельзя кардинально менять  режим дня ребенка. Обязательно чередовать физические и умственные нагрузки. Время на занятия должно определяться индивидуально. Для кого-то нормальной считается полуторачасовая нагрузка и больше, а потом можно перейти к легким упражнениям или прогулке, у кого-то меньшая работоспособность, ему на занятия нужно отводить времени поменьше. Обязательно нужно высыпаться и нормально есть. За день до экзамена необходимо выспаться и отдохнуть, перед экзаменом заучивать материал не рекомендуется. В ночь перед экзаменом нужно спать, а что-то зубрить – это худшее, что можно сделать. Если ребенок плохо отдохнул, не выспался, то на экзамене мозг у него будет уставшим. В день экзамена, когда кажется, что от волнения все вылетело из головы, нужно сосредоточиться, глубоко подышать. Внимательно и несколько раз прочитать все вопросы и начинать готовиться к ответу. Главное, ничего не делать в спешке, каждый пункт обдумывать по несколько раз, мысленно проговаривая ответ.

Что касается поддержки, то найти такие слова, которые помогут ему собраться, но при этом не слишком напрягут. У каждого родителя, как у опытного тренера, такие слова свои. В любом случае не помешает напомнить ребёнку, что вы его любите.

Беседовала Лариса Ситник, «Номер один».
^