Дело - труба

ТГК-14 предложили раскошелиться на экологию
A- A+
В мэрии Улан-Удэ состоялось совещание по проблемам загрязнения атмосферного воздуха, где чиновники попытались определиться с тем, как сокращать выбросы вредных веществ в атмосферу. Напомним, что Улан-Удэ по этому показателю входит в десятку самых загрязненных городов России. Однако те решения, которые были предложены чиновниками и энергетиками, не приведут к заметному очищению воздуха зимой. 

В зоне риска

Во времена СССР пропаганда ярко изображала загазованные западные города, где  регулировщикам выдавали противогазы для того, чтобы они не умерли на рабочем месте. Сегодня Запад закрыл вредные производства, а мы по-прежнему живем словно в каменном веке - топим углем. 

Среди наиболее пострадавших горожан – сотрудники Управления ГИБДД по РБ. Их ведомство расположено в паре сотен метров от крупнейшей в Улан-Удэ ТЭЦ-1, где гаишники дышат самым смертоносным воздухом, который можно себе представить. Ведь эта теплоэлектроцентраль выбрасывает в воздух 33% от всего вала загрязнений от стационарных источников атмосферы города. Однако регулярно болеющим ОРЗ и бронхитами сотрудникам, у которых рабочие помещения стало трудно отмывать от сажи, респираторы и маски не выдают - не положено регламентами. 

Помимо гаишников, в опасной зоне находится почти треть населения Улан-Удэ, а это около 130 тысяч человек, живущих в нескольких километрах от ТЭЦ-1. И, значит, также ежечасно подвергающих себя риску развития болезней легких.

Что касается Улан-Удэнской ТЭЦ-2, то вклад в загрязнение атмосферы города от нее поменьше, но тоже велик - почти 19% всех выбросов приходится на эту станцию. И, наконец, 17,5% загрязнений от стационарных источников приходится на Улан-Удэнский энергетический комплекс, речь идет о котельных «Юго-Западная», «Загорск», «Заречный», «Аэропорт» и др. На них приходится 17,5% выбросов от стационарных источников. 

При этом на недавнем совещании в мэрии Улан-Удэ, посвященном аномально высоким уровням загрязнений воздуха и путям решения проблемы, были определены довольно странные приоритеты. 

Так, в докладе и.о. председателя комитета по городскому хозяйству Улан-Удэ Александр Тюрюханов почему-то основной упор сделал на переводе части котельных Улан-Удэнского  энергетического комплекса на тепло ТЭЦ. Для этого необходимо построить тепломагистрали стоимостью свыше 33,6 млрд рублей.

- Разработан 1-й этап проекта по переводу потребителей микрорайона Стеклозавод на ТЭЦ-1, который пока отапливают мазутные котельная 10-го квартала, котельная «Стеклозавод», а также угольные котельные Республиканского психоневрологического диспансера и Республиканского противотуберкулезного диспансера, - сообщил чиновник. - В результате ликвидации четырех котельных  улучшится экологическая обстановка в микрорайоне п. Стеклозавод.

Также Тюрюханов выразил надежду, что «в перспективе к централизованному теплоснабжению будет подключаться частный сектор». Однако это весьма эфемерная перспектива, учитывая огромные деньги, которые энергетики берут за «техприсоединение».

Не туда идем

Чего-то более серьезного в плане борьбы со смогом в докладе не прозвучало. Попробуем понять, почему. Дело в том, что и энергетики, и чиновники (а г-н Тюрюханов является выходцем из ТГК-14) заинтересованы в освоении бюджетных средств на многомиллиардные по стоимости тепломагистрали. В том числе на дорогостоящую магистраль №7. А с увеличением длины теплотрасс можно будет еще и списывать большие теплопотери на транспортировку. Это целая история, которая заслуживает отдельной темы и прямо влияющая на величину тарифа на тепло. Тарифа, который был и остается одним из самых дорогих в Сибири.

Причем в своем же докладе г-н Тюрюханов упоминает двух главных загрязнителей воздуха в Улан-Удэ - две городские ТЭЦ, на которые приходится 52% загрязнений от стационарных источников. С  ними ничего кардинального делать не собираются (за исключением ремонтов). Хотя если бы захотели, то предпринятые в этом направлении меры сразу же отразились бы на состоянии воздушного бассейна города. 

Но вместо этого энергетики почему-то берутся за мелкие котельные, на которые приходятся всего 17,5% загрязнения. И даже если в этом направлении удастся снизить выбросы, то, по сути, ничего не изменится - город будет продолжать задыхаться в дыму. Просто вместо сожжения угля на котельной «Стеклозавод» его будут сжигать на ТЭЦ-1. На Стеклозаводе экологическая ситуация, безусловно, улучшится, а вот в центре города  ухудшится за счет увеличения нагрузки на ТЭЦ-1. 

Правда, дополнительно выработку теплоэнергии предлагают перевести на ТЭЦ-2. И Тюрюханов делает вывод, что снижение воздействия выбросов на жителей города «произойдет за счет перевода нагрузок на более удаленную ТЭЦ-2». Также, по словам чиновника, будут использоваться «высокие дымовые трубы ТЭЦ-1 и ТЭЦ-2, характеризуемые существенно большим рассеиванием». Но, как ни рассеивай дым, он все равно осядет, не в центре города, так дальше, в Октябрьском районе. Тут уж как ветер задует. 

Что касается ТЭЦ, то о них упоминалось в докладе как-то вскользь. Текущие ремонты, кое-где капремонт, замена некоторого оборудования и прочее,  которые вряд ли приведут к значительному снижению выбросов. Например, говорится о завершении строительства Улан-Удэнской ТЭЦ-2. Но там речь идет не о модернизации старых котлов, а всего лишь об установке двух турбин по 115 МВт. Это повысит выручку за счет дополнительной выработки электроэнергии. Как это отразится на экологии? Да никак! 

Выход есть

Между тем главное, с чего необходимо начинать, это с масштабной замены старых угольных котлов ТЭЦ-1, построенной, как известно, еще в 1936 году. Причем ТГК-14 пора бы раскошелиться на замену котлов станции на новые, с гораздо меньшим уровнем  выбросов.

- Котельное оборудование устарело и морально, и физически, а КПД установленных на станции котлов очень низкий, что с ними ни делай, особого толку не будет, необходима установка котлов нового поколения, - считает депутат Улан-Удэнского  городского Совета депутатов Сергей Иванов. - Есть котлы с КПД в 95%, выбросы от которых минимальны. 

По словам депутата, современные котлы работают в диапазоне 850-950 градусов, когда бензапирен просто сгорает без остатка, двуокись азота (чрезвычайно токсичный газ) при таких температурах не образуется, а выбросы сульфатов пропускают через водные среды и нейтрализуют. Кстати, подобные технологии внедрялись еще во времена СССР. Как отмечает Сергей Иванов, замена котлов на ТЭЦ на новые, которые к тому же работают на гораздо менее качественном и дешевом угле, позволит кардинально улучшить экологическую ситуацию в столице Бурятии. 

А найти источники финансирования подобных работ вполне реально, главное - разработка проектно-сметной документации и работа с федеральными органами власти с целью обоснования необходимости выделения средств на экологические программы. Речь идет о федеральном проекте «Чистый воздух»,  по которому регионам выделяются крупные суммы для модернизации тепловых мощностей. Однако туда республика подала заявки не на замену котлов на ТЭЦ, а на строительство тепломагистралей. Чтобы опять-таки продолжать сжигать во все больших количествах  уголь не на котельных, а на ТЭЦ. 

Судя по всему, энергетиков сегодня устраивает сложившаяся ситуация, в том числе большие объемы сгораемого угля и, соответственно, объемы денежной выручки. А также тариф, в который включаются все затраты и теплопотери. Насколько можно судить, монополизм нигде не приводил к прорывам. Разве только к прорывам старых труб.    Особенно в российской энергетике, где энергоэффективные технологии, которые давно применяются на Западе, у нас просто игнорируются. Так что не приходится особо удивляться, что Улан-Удэ в зимний период задыхается от сажи и газов. Раз сложившаяся ситуация кому-то выгодна, то это и будет продолжаться. 

Не случайно никто из топ-менеджмента главных загрязнителей воздуха города ТЭЦ ОАО «ТГК-14» на совещание не явился (нашлись более важные встречи), продемонстрировав свое отношение к проблеме. Судя по всему, вопросы экологии для этой бизнес-публики не столь важны. 

Дмитрий Родионов, «Номер один». 

Справка:  В Улан-Удэ в числе веществ, концентрация которых в атмосферном воздухе превышает предельно-допустимые концентрации (ПДК), на формальдегид приходится 3% загрязнения, на азота диоксид – 9%, углерода оксид – 11%. На взвещенные вещества (пыль и сажа) – 32%, на бензапирен – 45% от общего объема веществ с превышением ПДК. Наиболее значительное увеличение концентраций бензапирена, обладающего канцерогенным действием, наблюдается зимой, достигая максимума в январе – до 24 ПДК. Основные источники бензапирена - ТЭЦ, котельные,  печи частного сектора и дизельный автотранспорт.
© 2012 — 2024
Редакция газеты GAZETA-N1.RU
Все права защищены.