Бурятия вошла в «рыбную реформу»

Какие изменения в отрасли ждут республику
A- A+
Власти Бурятии отменили собственное решение от 2011 года, которым был утвержден перечень рыбопромысловых участков, созданных на водоемах республики. Это сделано во исполнение требований федерального закона, вступивших в силу с января нынешнего года. 

Полномочия по организации промышленного, традиционного и любительского рыболовства, как известно, переданы РФ региональным властям. Если с последним все ясно, то первые два стали темой для обсуждения.

Дело в том, что промышленное, а также традиционное рыболовство коренных малочисленных народов Севера можно теперь вести как с использованием созданных рыболовных участков, так и без использования их.

Рыболовную новинку рассмотрели на заседании круглого стола, проведенного в Народном Хурале.

Если Бурятия будет создавать рыболовные участки, то их перечень утвердят региональные власти по согласованию с федеральным центром. Но будет ли республика создавать? Обмен мнениями состоялся большой и полезный. Основная мысль заключалась в том, что к созданию участков надо подойти дифференцированно – где-то создать, где-то нет.

На Байкале участки не нужны?

В среде рыбопромышленников, ведущих лов рыбы на Байкале, превалирует мнение, что на Байкале лучше не устанавливать рыболовные участки. 

Пользователь, получивший участок, сможет ловить рыбу только в его границах. Но Байкал большой, и рыба мигрирует. Так зачем ограничивать местные рыбзаводы, «привязывая» их к рыболовным участкам... Промвылов омуля запрещен, и рыбопромышленники не хотят упустить шанс выловить доступные им квоты по разрешенным соровым, частиковым видам.

- Мы разделяем практически единодушное мнение, что на Байкале не должно быть рыболовных участков, - сказал Владимир Покровский, и.о. руководителя Ангаро-Байкальского ТУ Росрыболовства (АБТУР).

Один из аргументов байкальских  рыбопромышленников республики - существует риск, что если на рыболовный участок перестанет заходить рыба, то они не смогут осваивать предоставленную квоту. Такая проблема есть в дельте Волги. Пользователь, взявший участок на одном из «рукавов» реки, один год имеет улов - рыба прошла по этому «рукаву». В следующем же рыба идет другим путем, и предприятие сидит без улова.

- Если в течение двух лет подряд осваивается менее 70% распределенного общего допустимого улова, то после этого следует прекращение права на добычу водных биоресурсов в принудительном порядке. Мы загоним наших рыбопромышленников в такие условия, - поддержал на круглом столе опасения «рыбных» предприятий Байкала Владимир Покровский.

В южном промысловом районе Байкала ситуацию осложняет то, что при промышленном лове там  используют сплавные сети. Если введут рыболовные участки, то ловить будет сложно (с юридической стороны).

- За период лова такие сети могут пересекать большие пространства. Течения в Байкале не признают участки. Выставил сеть, а она потом оказалась за пределами участка. В таких условиях установление участков не представляется возможным, - подчеркнул и. о. руководителя АБТУРа. Ведомство считает, что на Байкале не  надо организовывать рыболовные участки. А на небольших озерах республики участки вполне возможны.

В подобном ключе выступили многие другие.

- На Байкале участки не нужны, - убежден Владимир Петерфельд, директор Байкальского филиала ФГБНУ «Госрыбцентр». Он по своему многолетнему опыту рыбака-любителя знает, что рыба в Байкале непредсказуема.

Ученый привел примеры из личной рыбацкой жизни.

- Свою подледную рыбалку я ежегодно открываю в Провале. Приехав в те же точки (по GPS), где в прошлом году рыба просто стояла, видеокамера не фиксирует ни одной мало-мальской рыбки. На Байкале рыба на одном месте не стоит, площадь обитания обширна, - рассказал он участникам заседания.

Если предприятие попадется на лове рыбы в Байкале вне закрепленного за ним участка, то его ждет наказание. 
- Штрафы за незаконный вылов взлетели, - напомнил Леонид Михайлик, начальник Байкальского филиала ФГБУ «Главрыбвод».

А представитель одного из рыбзаводов Байкала прямо заявил – омуль под запретом, и если предприятие сейчас начнет работать по разрешенным видам на участке, то, чтобы не попасть в долги, придется закрыться. 

- Мы дальше жить не сможем. На участке ничего не добудем, - огорчил директор завода.

Выживают, как могут

Бурятские рыбзаводы, лишившиеся промышленной добычи омуля, и без больших штрафов находятся в упадническом положении.

Например, Кабанский рыбзавод традиционно ловит в Посольском соре, Провале. Это немаленькое предприятие, оснащенное нужной техникой, на котором работают довольно много людей. 

- Мы в очень тяжелом положении. Сегодня живем за счет того, что продаем что-то из оборудования, техники. Буквально чтобы покрыть затраты на электроэнергию, ГСМ, как-то заплатить небольшую зарплату людям. И жить все тяжелее и тяжелее, - признался директор этого рыбзавода.

Его коллега сообщил, что омуль был дорогостоящим видом. Он приносил основной доход, но омулевое время прошло.

Представитель Кабанской райадминистрации Сергей Балдаков поддержал земляков-рыбопромышлеников: «Если сделаем в районе участки, то практически поставим на них крест».

Торопиться не следует

Отметим, что не все однозначно поддерживают отказ от рыболовных участков на Байкале. 

Сергей Палубис, председатель правления Ассоциации «Бурятрыбпром», напомнил, что если будут участки, то их распределят, и больше никто прийти на них не сможет. Даже имея квоту.

-  Квота есть, а участка нет. У нас нагрузка и так достаточно солидная. Отказавшись на Байкале от участков, мы попадаем в определенную дилемму.

Создание рыболовных участков на мелких озерах Бурятии тоже вызывает вопросы.

Цырен-Даши Доржиев, заместитель спикера Хурала, обратил внимание на защиту интересов предпринимателей, если те возьмут в свое ведение малые озера.
- Финансовое состояние у рыбаков сложное. Они вкладываются в зарыбление, борьбу с водорослями и т. д., но охранять не могут. А человек на джипе из Читы приехал и стал вылавливать. Они подойдут к нему, он и  разговаривать не будет. Пока приедет полиция, рыбоохрана, человек исчезнет, - так описал зампред Хурала возможные события на озерах Еравнинского района, граничащего с Забкраем. Он призвал подумать в направлении усиления охраны.

Создавать рыболовные участки или нет? Вопрос следует рассмотреть очень тщательно. Хорошо бы принять во внимание реакцию общества.

- Население Еравнинского района тоже может возмутиться – почему только этот предприниматель там хозяйничает, ловит рыбу. А как мы? Если рыболовный участок занимает все малое озеро, то плюсы есть – предприниматель его развивает, содержит в чистоте… Но в то же время основную массу людей мы ограничим. Очень сложный вопрос, - предостерег от торопливости Даба-Жалсан Чирипов, министр сельского хозяйства республики.

Проблему с рыболовными участками в Бурятии, Байкальском регионе планируется обсудить на совещании с представителями федерального Росрыболовства. Да, сейчас большинство склоняются к тому, что на Байкале участки не вводить, а на малых озерах ввести. Но надо дополнительно уточнить – можно ли так делать?

В декабре наступит ясность

- У рыбохозяйственников есть право переоформить используемые ими рыбопромысловые участки на рыболовные  до 1 января 2020 года. Пока ни один не переоформлен, - говорит Петр Носков, глава комитета Хурала по земельным вопросам, аграрной политике и потребительскому рынку.

По словам Сергея Палубиса, нельзя исключить, что ситуация изменится.

- Может получиться, что те, у кого есть (рыбопромысловые. – Прим. ред.) участки, заявят о переоформлении, и автоматически вступит в силу законодательство, что все должны иметь участки, – предположил он.

Представители эвенков, которым государство выделяет квоты на добычу омуля (даже сейчас, когда запрещен промышленный лов) для поддержания традиционного образа жизни, выступают за рыболовные участки.

- Мы не будем отказываться от закрепленных участков -  провели у себя совещание и пришли к такому решению. Не надо говорить, что это именно для омуля – это для жизни нашего народа, - прямо заявил представитель одной из семейно-родовых общин.

Если говорить о Байкале, то на бурятской части  озера было создано 89 рыбопромысловых участков  (74 - для промлова и 15 - для традиционного лова коренными малочисленными народами Севера).

Из них 77 участков закреплены за пользователями (62 - за рыбодобывающими предприятиями и все 15 - за общинами малочисленных народов). 

Обсуждение на круглом столе в Народном Хурале показало, что добыча рыбы является чувствительным вопросом. Как будет выглядеть рыболовная Бурятия после завершения реформы, предсказать трудно.

Круглый стол вынес рекомендации правительству республики все же применить дифференцированный подход к формированию участков на разных водоемах. АБТУР попросили дополнительно связаться с Росрыболовством для разъяснения насчет дифференцированного подхода к созданию участков.

Всем, кто ведет в Бурятии лов в рамках традиционного рыболовства малочисленных народов Севера, рекомендовали направить предложения по корректировке Правил рыболовства для Байкальского рыбохозяйственного бассейна по проблеме применения запретных орудий и способов лова водных биоресурсов при традиционном рыболовстве.

Петр Санжиев, «Номер один». 
© 2012 — 2024
Редакция газеты GAZETA-N1.RU
Все права защищены.