14.06.2019
Одно из крупнейших промышленных предприятий загружено заказами и начинает выбираться из кризиса

Крупный бизнес для Бурятии – это локомотив, который ведет за собой всю экономику. Конечно, он существует в тесной связи с государством, властью. И такая связь, если она достаточно крепкая, может поднять экономику на новый уровень. Примеров множество: это и успехи авиационного завода, и кампания по спасению «Стальмоста». В том, куда движутся крупнейшие компании республики и как это отразится на нашем регионе, разбирался «Номер один». 

Локомотивы отрасли 

Говорить о значении и влиянии крупного бизнеса на экономику Бурятии – значит говорить очевидные вещи. Это и рабочие места, и доходы бюджета. Но это лишь верхушка айсберга, которая видна и понятна всем. Подводная часть же состоит из механизмов куда более сложных и значимых.

- На самом деле роль крупного бизнеса гораздо более важна, ведь крупные предприятия выступают в роли локомотивов. Которые прорываются на рынок, причем конкурируют с международными компаниями, - говорит советник главы Бурятии Алдар Бадмаев. - И чтобы пробиться на этот рынок, необходимо создать определенный задел. Необходима критическая масса материальных, инвестиционных, человеческих ресурсов, которые могут обеспечить только крупные предприятия. Малый и средний бизнес идут в шлейфе, который создают локомотивы. Это наиболее важно для крупного бизнеса.

Однако не весь крупный бизнес оказывает одинаковое влияние на экономику. Эксперты выделяют в особую категорию структурообразующие предприятия. То есть те, которые не просто работают на высоких оборотах, но и тянут за собой средний и крупный бизнес: закупают у них комплектующие, берут в субподрядчики и так далее. И чем шире эта сеть взаимодействий, тем важнее компания для республики.

Авиационные перспективы

Конечно, главным промышленным локомотивом в Бурятии по праву считается Улан-Удэнский авиационный завод. Тысячи работников, миллиардные отчисления в бюджет ежегодно, поставка продукции множеству стран.

Только в 2018 году авиазавод произвел продукции на сумму 31,5 млрд рублей. По сравнению с 2017 годом – в полтора раза больше. Крупнейшее предприятие республики при этом активно инвестирует в проекты по техническому перевооружению производства, в развитие учебного центра по подготовке кадров. Ведь не секрет, что кадровый вопрос для любого производства играет ключевую роль.

Немалая часть инвестиций идет на подготовку к серийному производству новых летательных аппаратов. Один из них - ТВС-2ДТС, которому уже дали название «Байкал». Этот самолет станет заменой самолетам Ан-2, производство которых было прекращено в СССР еще в 1971 году. Воздушное судно планируется использовать для решения проблемы низкой транспортной доступности отдаленных населенных пунктов регионов России, решения задач по оказанию экстренной медицинской помощи населению, выполнения работ по тушению лесных пожаров, выполнения сельскохозяйственных работ.

Кроме того, идет работа по подготовке к производству легкого многоцелевого вертолета VRT-500 и вертолета Ка-226. Сумма инвестиционных вложений во все три проекта составила 3,7 млрд рублей.

- Очень показательная ситуация по авиационному заводу, где мы активно работаем по локализации производства и замены комплектующих, что очень важно в свете той ситуации, которая сложилась у наших соседей, у корпорации «Иркут», когда ее обложили санкциями и начали ограничивать поставки двигателей и так далее. В этом направлении мы работаем по организации производства композитов здесь, на территории республики, для обеспечения потребностей нашего авиазавода и других предприятий, - рассказал нам Алдар Бадмаев.

Инвестиции в рост

Говоря о локомотивах, нельзя не сказать об Улан-Удэнском ЛВРЗ, филиале АО «Желдорреммаш» – заводе, который наряду с авиационным выполняет градообразующую функцию.

В прошлом году ЛВРЗ отремонтировал 944 секции электровозов, что является историческим максимумом для завода. Темп роста к уровню прошлого года составил 108,4%. Увеличивается и объем отгруженной продукции  в 1,2 раза по сравнению с 2017 годом. В денежном выражении – это 12,7 млрд рублей.

Как и авиазавод, ЛВРЗ инвестирует деньги в основной капитал. Причем объемы этих инвестиций растут довольно высокими темпами. В прошлом году, например, составил 188 млн рублей, что в 1,7 раза больше, чем в 2017-м.

В 2018 же году завод приступил к ремонту и производству колесных пар. Также освоен ремонт тяговых электродвигателей НБ-514Е электровоза. Плюс к этому предприятие реализует проект по увеличению выпуска сталлебабитовых вкладышей до 18 тысяч штук в год.

В том же ряду находится и Улан-Удэнское приборостроительное производственное объединение. В прошлом году предприятие отгрузило продукции на 1,3 млрд рублей, увеличив этот показатель в 1,2 раза по сравнению с 2017 годом. При этом оборонная направленность «Приборки» сейчас уравновешивается проектами по выпуску гражданской продукции, что позитивно сказывается на предприятии и делает его более независимым.

Пример – объединение Производственный участок по локализации выпуска интеллектуальных систем контроля и учета электроэнергии. Проще говоря, «умных» счетчиков, которые, по заверению руководства и представителей власти республики, позволят по-новому подойти к учету энергии в Бурятии.

При этом в 2018 году произошло снижение производства продукции двойного назначения с высокой добавленной стоимостью - на 23% к 2017 году. Это, в свою очередь, привело к уменьшению количества работающих на предприятии на 274 человека, или на 23%.

Тем не менее «Приборка» реализует программу технического перевооружения производства, что позволяет сделать позитивный прогноз относительно его будущего.

Зеленое золото

В тесной связке работают еще два ключевых для республики предприятия. Это Селенгинский целлюлозно-картонный комбинат и Байкальская лесная компания.

СЦКК несколько лет назад оказался в тяжелейшей ситуации, практически на грани закрытия. Причем, учитывая, что котельная комбината отапливает поселок Селенгинск, это событие едва не привело к социальному взрыву.

Однако после смены собственников предприятие начало выбираться из кризиса, и сегодня можно с уверенностью сказать, что ему это удалось. В этом году, к примеру, СЦКК увеличил объем производства и отгрузки в 1,5 раза к уровню прошлого года. В денежном выражении – это 4,8 млрд рублей. Тарного картона выпущено 97,5 тысячи тонн, что на 20,5% выше, чем в 2017 году, гофропродукции произведено 42,8 млн квадратных метров – плюс 10,6%.

Более того, комбинат продолжает дальнейшую модернизацию целлюлозно-картонного производства, в том числе привлекая заемные ресурсы. Инвестиции в основной капитал в 2018 году составили 215 млн рублей. Это на четверть выше, чем в 2017 году, а прогноз на 2019 год – 470 млн рублей.

Байкальская лесная компания, в свою очередь, считается флагманом деревообрабатывающей промышленности республики. В прошлом году ею было отгружено продукции на 1,5 млрд рублей.

В натуральном выражении объем круглого лесоматериала увеличился на 10% к уровню прошлого года. Правда, произошло снижение объема производства пиломатериалов на 27%, погонажных и клееных изделий - на 15%, технологической щепы - в 2 раза. Но здесь стоит понимать, что БЛК работает по большей части на экспорт и зависит от международных процессов.

Тем не менее инвестиции в основной капитал выросли почти в два раза – до 38 млн рублей.

Первые победы

Пожалуй, самым проблемным в последние годы было предприятие под названием ЗАО «Улан-Удэстальмост». Оказавшись в глубоком финансовом кризисе, «Стальмост» оказался на грани исчезновения.

С мая прошлого года на ЗАО «Улан-Удэстальмост» введена процедура конкурсного производства. Проведены работы по инвентаризации имущества, оценки стоимости имущественного комплекса. Первые торги проведены 20 мая 2019 года на сумму 825 млн рублей и признаны несостоявшимися из-за отсутствия поданных заявок. В этой связи прием заявок начался с 25 мая, цена снижена на 10% и составляет 750 млн рублей.

Тем не менее в прошлом году в части спасения предприятия есть определенные результаты. Реализована «Дорожная карта» по выводу из кризисной ситуации завода с сохранением производственных мощностей для республики, проведены реорганизационные процедуры.

Сейчас производством на мощностях ЗАО «Улан-Удэстальмост» занимается одноименное ООО. У предприятия сформирован портфель заказов, обеспечена загрузка и своевременное исполнение контрактов на поставку профильной продукции. К концу отчетного года ликвидирована задолженность по заработной плате перед работниками предприятия.

В прошлом году ООО «Улан-Удэстальмост» выпустило продукции в количестве 5,5 тысячи тонн металлоконструкций (к 2017 году – 133%), отгружено продукции на сумму 200 млн рублей. Численность работающих на сегодняшний день - 650 человек, среднемесячная заработная плата - 25 тыс. рублей.

- По «Улан-Удэстальмосту» уровень загрузки уже превысил 70% от производственной мощности. Предприятие, которое последние два-три года находилось в тяжелейшем положении, сейчас перешло к двухсменной работе. Очень высокий уровень объема заказов, - говорит Алдар Бадмаев. - При этом оно провело очень серьезные изменения в организационной структуре, системе управления, системе ценообразования. В настоящее время продукция завода очень конкурентоспособна на рынке. И при этом получает поддержку республики и лично главы Алексея Самбуевича Цыденова.

Более того, на этот год предприятие планирует выпустить около 10 тысяч тонн продукции. Сейчас в процессе изготовления находятся: мостовой переход через реку Марха автодороги Вилюй «Усть-Кут - Мирный» в Республике Саха (Якутия), строительство и реконструкция участков автодороги «Вилюй Мост» через реку Сасар-Юрях. Также мостовой переход через реку Чумыш автодороги «Новосибирск - Бийск», Алтайский край; мостовой переход через реку Кия, обход Мариинска, Кемеровская область; мост через реку Кан (обход г. Канск), Красноярский край; железнодорожный мост через реку Каспа, участок «Междуреченск - Тайшет». Также в процессе изготовление промышленных гражданских металлоконструкций на 1500 тонн.

ООО «У-УСМ» уже освоено производство горнодобывающего оборудования скруббер-бутара, промышленных гражданских металлоконструкций.

Таким образом, климат на крупнейших предприятиях Бурятии позволяет сделать вывод, что экономика республики движется в рост. Конечно, проблемы есть, однако все они решаемы. В том числе  при содействии руководства этих предприятий и правительства региона.

- Здесь очень важна атмосфера открытости, атмосфера отношений партнерства между предприятиями и руководством республики. Там, где у нас налаживается эффективное взаимодействие, результаты налицо, - считает Алдар Бадмаев.
^