Побуждая к действию

Как мотивы влияют на нашу личность и жизнь?
A- A+
Каждый из нас всю жизнь находится в движении – учится, работает, изобретает. Наши успехи и неудачи, победы и поражения, взлеты и падения определяются теми действиями, которые мы совершаем. Но что заставляет нас действовать? Почему мы выбираем определенный способ достижения цели, об этом расскажет кандидат психологических наук Игорь Бадиев. 

Деньги не мотивируют ребенка

- Игорь Валерьевич, расскажите, как мотивировать себя к действию?

— Это, наверное, один из самых сложных и центральных вопросов психологии. Чаще всего люди обращаются к психологу в связи с нехваткой мотивации, когда вроде и хочется что-то делать, и не хочется. По сути, большая часть психологических проблем  это так называемые внутриличностные конфликты, связанные с противоборствующими мотивами.

Что же такое мотив? Существует несколько терминов, которые пытаются объяснить эту движущую силу человека, стремление к той или иной деятельности. Мотив – одно из понятий, которое объясняет эту человеческую активность, однако не единственное. Родственными мотиву понятиями можно считать потребности и стимулы. Как они друг с другом соотносятся? Что «делают» в нашей голове, как происходит изменение мотивов? Как все это влияет на человека? Давайте разберемся.

Начнем с разграничения понятий «мотивация» и «стимуляция», потому что в обыденном языке мы очень часто путаем их. Например, даем ребенку деньги за хорошие оценки и полагаем, что этим мотивируем его на учебу, на самом же деле стимулируем получение им хороших оценок. Это не мотивация, а стимуляция.

В чем разница? Стимул – это воздействие внешней среды на организм. Причем среды в самом широком ее понимании – физической, социальной, микросоциальной, да и внутренней, потому что реакция нашего организма, например, боль, эмоции – это тоже стимулы, которые оказывают воздействие на нас. Эти стимулы среды могут быть либо положительными, либо отрицательными, то есть будут приносить либо удовлетворение, либо неудовлетворение, либо могут быть нейтральными. То, какие стимулы сопровождают деятельность, определяет и то, какое поведение подкрепляется, закрепляется, а какое угнетается. Здесь все идет по механизму научения, о котором мы не раз разговаривали. Помните метод кнута и пряника?

Для того, чтобы понять, что такое мотив, нам нужно сначала обратиться к понятию «потребности». Любой живой организм испытывает нужду в чем-нибудь. И чем сложнее организм, тем этих нужд больше, тем они сложнее. Сама по себе потребность не несет активационную функцию, не заставляет действовать. Она просто существует. 

Когда потребность сталкивается с определенной системой стимулов, она может быть удовлетворена или не удовлетворена, т.е. может закрепить или нет то или иное поведение. На достаточно примитивных животных со слабо развитой центральной нервной системой это достаточно хорошо работает, например, в плане дрессуры. У собаки нет мотива выполнять команду «сидеть», почему же она выполняет ее? Потому что благодаря определенной стимуляции у нее сформировался такой способ реакции, такое поведение. 

Какой способ выбрать?

Когда же дело касается человека, с ним все несколько иначе, ведь устройство его психики гораздо сложнее. Здесь в дело включается то, что еще академик Павлов назвал второй сигнальной системой, то есть ни что иное как смыслы и значения. 

Понимаете, когда у человека появляется та или иная потребность, она сама по себе не заставляет его действовать. Она принуждает действовать лишь тогда, когда человек находит способ ее удовлетворения. Этот способ и есть мотив. 

Например, я нуждаюсь в том, чтобы меня уважали. Я хочу быть значимым в социуме, это моя социальная потребность. Я ищу и нахожу способ ее удовлетворения. Для примера, могу стать высококвалифицированным профессионалом, и меня как профи буду уважать и ценить. Чтобы стать профессионалом, буду прилагать много усилий - учиться, работать, развиваться. Профессиональный рост станет моим мотивом деятельности.

Второй способ удовлетворения потребности в уважении – буду вести себя так, чтобы меня боялись. Раз боятся, значит, уважают. Когда буду видеть страх в глазах окружающих, это будет удовлетворять мою потребность. Поэтому буду действовать соответствующим образом – вести себя агрессивно, унижать слабых, всячески доказывать свою силу и превосходство. 

Согласитесь, потребность одна и та же, но способы ее удовлетворения разные. То есть у людей разные мотивации. Удовлетворяя потребность, один пытается развиться, другой пытается самоутвердиться за счет других путем унижений, а третий, допустим, будет всем угождать и подстраиваться под всех. 

- От чего зависит выбор способа поведения?

- Здесь велика роль стимуляции. Человек тем или иным образом пробует различные варианты, и тот, который дает результат, то есть получает положительную стимуляцию, начинает закрепляться. А затем все больше укрепляться, при этом этот закрепившийся мотив начинает генерализироваться – расширяться и на другие сферы деятельности. Вплоть до того, что захватывает всю личность, делая ее цельной, и это мы называем ценностными ориентациями, мировоззрением человека.  

Почему первый выбрал путь саморазвития? Потому что где-то, когда-то и почему-то именно этот способ удовлетворения потребности оказался положительно подкреплен. В этом-то и заключается функция воспитания. Соответственно произошло у второго и третьего. Каждый раз, когда мы что-либо стимулируем, то при этом подкрепляем тот или иной мотив. 

- Получается, что мы все отчасти дрессированные собачки?

-  В конечном счете да. Это та первоначальная основа, с которой начинается общее движение. Но вернемся к воспитанию. Когда даем ребенку деньги за хорошие оценки, мы стимулируем получение хороших отметок, а не знаний. Отношения к учебе это не имеет. Так мы стимулируем в ребенке утилитарную, меркантильную мотивацию. 
 
- А потом родители удивляются, кого вырастили…

- У ребенка есть множество потребностей, а мы предлагаем ему один очень «хороший» способ удовлетворения их всех – деньги. В конечном итоге денежные купюры могут стать для него единственным способом удовлетворения всех остальных его потребностей.

Сдвиг мотива на цель

Но не все так страшно, поскольку человеческая деятельность гораздо сложнее, и она не ограничивается системой стимулов, потребностей и мотивов. Человек способен в своей деятельности ставить цели. То есть не просто каким-то образом автоматизированно действует, а действует целенаправленно. У него есть представление о конечном результате того, что он делает. И каждый раз, когда выполняется какая-то деятельность, у человека явно или скрыто, но это представление имеется. Естественно, деятельность более осознанна тогда, когда имеется ясное представление о конечном результате. И тем более осознанными становятся мотивы. 

Суть в том, что когда человек выполняет эту деятельность и достигает каких-то определенных целей, то он получает определенную стимуляцию. В процессе этой деятельности он получает удовлетворение. Благодаря этому происходит изменение целей деятельности и мотива. Этот механизм Алексей Николаевич Леонтьев назвал сдвиг мотива на цель. 

- Объясните, что это значит?

- Иными словами то, что раньше было мотивом, становится еще и целью деятельности. И если изначально цель деятельности задавалась извне, то в случае втягивания в  нее именно мотив становится целью. Тогда деятельность приобретает такую целостную форму, которая приносит удовлетворение, удовольствие. 

Например, человек получает образование. Какие у него потребности, цель, мотивация? 

На первоначальном этапе он учится для того, чтобы получить работу. Она нужна ему, чтобы удовлетворять множество своих потребностей, начиная от физиологических, заканчивая социальными: чтоб не умереть с голоду и занять какое-то положение в социуме. Он понимает, что его цель - получить какую-то должность, для этого необходимо получить образование.

Человек начинает учиться, и если у него это получается, он втягивается, ему это нравится, и постепенно мотив получения образования становится целью. И он учится, потому что ему нравится учиться, а не только и не столько для получения работы, какой-то должности. В результате поставленных целей он достигает, потребности удовлетворяются и появляются новые потребности более высокого плана, и он уже не просто учится, а занимается саморазвитием для того, чтобы удовлетворить эти более высокие потребности в саморазвитии и самоактуализации.  

Получается, что единственный способ изменения мотивации человека заключается в том, чтобы включить его в деятельность, где присутствует данный вид мотива в качестве мотива или цели. Чтобы он там присутствовал хотя бы в каком то виде. Далее путем стимуляции этот мотив будет подкрепляться, расширяться и генерализироваться, изменяя деятельность и изменяя всю личность. 

Другого способа изменения мотивов нет. Можно сколь угодно посещать мотивационные тренинги, читать мотивирующие книги, но ничто из этого работать не будет до тех пор, пока не будет деятельности, которая будет приносить ту или иную степень удовлетворенности. Это как учиться плавать на берегу: ты можешь выучить всю теорию, но пока не попадешь в воду, не будешь знать, умеешь ты плавать или нет. 

Также и в системе мотивации: до тех пор, пока этой деятельности нет, ни о какой мотивации и речи не может быть. Для того, чтобы появился мотив, нужно начать что-то делать. Неважно из-за чего, для чего и ради чего – это может быть что угодно. Цель может быть абсолютно внешней, мотив может быть другим, потребности тоже. Здесь главное – включиться в эту деятельность, и она будет наполняться смыслом тогда, когда будем понимать, осознавать и выстраивать эту систему. Поэтому заставить себя что-то делать никак нельзя – нужно просто начать это делать.    

Беседовала Любовь Ульянова, «Номер один». 
Вопросы психологу вы можете задать по адресу: pismo77@inbox.ru 
© 2012 — 2024
Редакция газеты GAZETA-N1.RU
Все права защищены.