Лес рубят по-красному

«Черные лесорубы» выжигают тысячи гектаров тайги в Бурятии
A- A+
Предъявление обвинения министру лесного комплекса Иркутской области Сергею Шеверде по делу о махинациях с лесом привлекло внимание общественности к массовому уничтожению «зеленого моря тайги» вокруг Байкала, в том числе и в Бурятии. Сегодня лес там окрашен в красный цвет опасности с проплешинами массовых вырубок древесины. Конечный пункт заготовок ворованного леса - Китай. Масштаб уничтожения лесов, питающих Байкал и реки Восточной Сибири, отчетливо виден на карте спутниковых снимков высокого разрешения Google (Global Forest Change). 

Красная область

Судя по спутниковым данным, наибольшие зоны исчезновения лесов произошли в прошлом и позапрошлом годах в прилегающей к Байкалу северо-восточной части Иркутской области. Красным цветом обозначены гигантские вырубки 2017 года, голубым - чуть менее масштабные 2018 года. Кстати, министра лесного комплекса Приангарья Сергея Шеверду назначили в 2016 году, и, судя по всему, чиновник сразу же пошел в сторону лесоповала. В прямом и переносном смысле, поскольку в отношении него возбуждено уголовное дело по статье «Превышение должностных полномочий». Чиновник разрешил извести лес в одном из заказников под видом «санитарных рубок» на экспорт в Китай. Лес был вырублен на площади 120 гектаров, ущерб составил около 748 млн рублей.

Добавим, что рекордные по масштабу исчезновения лесов у соседей наблюдатели связали с деятельностью «народного» правительства области во главе с губернатором-коммунистом Сергеем Левченко. Не случайно, ссылаясь на данные 2018 года, руководитель Рослесхоза Иван Валентик заявил, что «максимум незаконных вырубок в России приходится на Иркутскую область, где фиксируется более 65% ее объемов по стране». Так что можно сколько угодно распространяться о народном счастье, но и статистика воровства, и всевидящее око американского «гугла» четко раскрашивают в красный цвет уничтоженную иркутскую тайгу.

«Гугл» в помощь

Со спутника и Бурятия выглядит не блестяще. Причем лес вырубается не только в прилегающих к Байкалу районах, но и на территориях, где зеленые массивы питают реки и притоки, впадающие в священное озеро. Речь идет о Бичурском, Баунтовском и ряде других районов. Зоны тревоги также можно определить по красно-голубой раскраске территорий.

Причем нередко параллельно с заготовками леса, а речь в основном о незаконных вырубках, идут и умышленные поджоги. С целью замести следы воровства. Подобная схема, похоже, была задействована в мае при поджоге леса в районе села Гутай Бичурского района.  Напомним, этот пожар стал крупнейшим в этом году в Бурятии с площадью поражения 1322 гектара, из которых 554 пройдено верховым огнем.

-  Лесной массив к северу и востоку от села Гутай - все это места масштабных незаконных вырубок, - рассказывает источник «Номер один». - Там стоят китайские пилорамы, зарегистрированные на местных «фермеров». В день они вывозят по 2-3 фуры пиломатериала, который на 100% выпилен из ворованного леса, отправляют его в Китай.
 
По словам источника, речь не идет о каких-то единичных «черных лесорубах», которые под покровом ночи срубают пару-тройку деревьев и везут их на пилораму, чтобы сдать китайцам. Безусловно, обнищавшее и частично спивающееся население Бичурского района тоже этим промышляет, но это капля в море. Большинство заготовителей в открытую незаконно рубят лес, прикрываясь «липовыми» документами.

- Как они могут добывать в подобных масштабах, если в районе нет такого количества лесобилетов? - удивляется источник.

Кроме того, видимо, возникает и вторичная выгода от пожаров.  Вернее, от медлительности. 

- 21 мая 2019 года в 16:00 был обнаружен лесной пожар на территории Бичурского и Буйского лесничеств в местности Большой Гутай, а его ликвидация произошла 27 мая 2019 года в 8:00 утра, - сообщает Республиканское агентство лесного хозяйства по ситуации с пожаром в Гутае.

Даже с Улан-Удэ при желании перебросить пожарную технику можно за несколько часов. Это ведь не труднодоступные сопки Курумканского района, здесь, в Бичурском районе, все рядом, как на ладони. Но тушили неделю!

Похоже, пока огонь был небольшим, он не представлял интереса. Ведь известно, что на тушение больших пожаров выделяются большие деньги...

Вопросов много. Кроме того, в результате из-за масштабных рубок ворованного леса вдоль ручьев и рек последние пересохли и не дают возможности эффективно заниматься животноводством и растениеводством. Получается, что лесорубы это не только враги уничтожаемой природы, но и враги экономики региона и их самих давно пора отправлять на лесоповал.

Запрет экспорта в Китай 

Однако если в Иркутске что-то сдвинулось в этом направлении, то в Бурятии ничего подобного не наблюдается.  Системной борьбы с незаконными заготовками нет, ловят одну мелочь, для статистики. Вот и пожар в Гутае начался в местах незаконных вырубок, заваленных верхушками и ветками спиленных ранее деревьев, которые стали горючим материалом для распространения огня. Хотя пресс-служба Республиканского агентства лесного хозяйства, отвечая на запрос газеты, отметила, что «лесоделян в местности, на которой произошел пожар, не имеется».

Это только подтверждает слова местных жителей, что в окрестностях Гутай официальных лесоделян не существовало, а все вырубалось незаконно. Ведь известно, что огонь вспыхивает и легко переходит на верховой исключительно благодаря брошеным порубочным остаткам, хвоя которых высыхает до желтизны и при пожаре горит с огромной температурой. В результате чего вспыхивают зеленые кроны деревьев и начинается верховой пожар.

- У нас тут МЧС регулярно вещает, что, мол, наступает пожароопасный период, окурки нельзя кидать на землю и так далее, но все это как-то смешно выглядит, и, поверьте, частота пожаров не зависит от погоды, - отмечает он. - А зависит только от одного - когда наступает момент, чтобы плеснуть канистру бензина в валежник для сокрытия следов незаконных вырубок. Такой вот «человеческий фактор».

Кстати, сверху на карте «Гугл» хорошо видны не только китайская пилорама возле села Гутай, но и заваленный овраг с опилками, куда свозят отходы лесопиления. Горы опилок там не горят - смысла поджигать их нет, сами сгниют. А вот лес горит не просто так. Именно поэтому настала пора разобраться с «лесными братьями» и временно приостановить экспорт леса в Китай, что недавно предложила спикер Совфеда Валентина Матвиенко. С тем, чтобы навести порядок в отрасли и не остаться в итоге с одними пеньками и верхушками. На бывших ландшафтах «зеленого моря тайги».

Дмитрий Родионов, «Номер один».
© 2012 — 2024
Редакция газеты GAZETA-N1.RU
Все права защищены.