Когда опять откроется охота на эвенков?

Скандал с письмом жителей эвенкийского села Россошино пытаются «спустить на тормозах»
A- A+
Обращение жителей эвенкийского села Россошино к Владимиру Путину наделало много шуму не только в Бурятии. Обвинения эвенков в адрес «Забайкальского горнорудного предприятия» (ЗГРП) носили слишком серьезный характер. Оглашенный на сессии Народного Хурала документ стал причиной того, что глава Бурятии Алексей Цыденов создал специальную комиссию под председательством первого вице-премьера правительства республики Игоря Зураева. 

Комиссия съездила

- Забайкальское горнорудное предприятие» проводит внутреннюю проверку и оказывает полное содействие правоохранительным органам и межведомственной комиссии, назначенной главой Бурятии в связи с обвинениями предприятия в действиях, нарушающих права местных жителей, и природоохранных нарушениях,  - заявил в те дни генеральный директор АО «Забайкальское горнорудное предприятие» Александр Воронков.

А могущественная госкорпорация «Ростех» срочно открестилась от ЗГРП как от своей «дочки». Согласно данным СПАРК, в ЗГРП у «Ростеха» - 25% акций, у АО «Гранит» — 73,5% акций. Однако представитель «Ростеха» заявил РБК, что они вышли из состава акционеров два года назад. Как заявили в корпорации, базы данных СПАРК просто не обновились.

В район оперативно выехала комиссия, где состоялся сход жителей Россошино. В местных СМИ срочно тиражируется информация о том, что жители Россошино и ЗГРП нашли компромисс. 

О нем чуть ниже.

А пока совершенно новая информация. Как стало известно «Номер один», к уполномоченному по защите прав предпринимателей в Республике Бурятия Чингису Матхееву обратились соучредитель производственно-технологического предприятия «Каскад» Олег Коршунов и бывший директор ООО «ГП «Сибирьгеология» Александр Секерин «с убедительной просьбой разобраться в ситуации, сложившейся в нефритодобывающей отрасли Бурятии, защитив права легальных недропользователей, работа предприятий которых остановлена силовыми методами, а против них возбуждены уголовные дела по надуманным предлогам». 

Печальные истории предприятий

«Не скроем, наше обращение вызвано широким резонансом, вызванным письмом жителей эвенкийского села Россошино о правовом беспределе, который творит в Баунтовском эвенкийском районе Республики Бурятия «Забайкальское горнорудное предприятие», - пишут авторы обращения.  Им известно, что комиссия под председательством Игоря Зураева выезжала в район, где состоялся сход жителей Россошино. 

- Однако для объективной оценки деятельности ЗГРП необходимо рассмотреть не только жалобы местного населения Баунтовского эвенкийского района на ее деятельность, но и обращения представителей бизнеса, структуры которых ЗГРП последовательно устраняла из нефритодобывающей отрасли при поддержке руководства МВД по Республике Бурятия, - считают бизнесмены.  

О печальных историях их предприятий неоднократно рассказывали местные СМИ. Так, производственно-технологическое предприятие «Каскад» разрабатывало Харгантинское месторождение нефрита с начала 2000-х годов, имея на этот вид деятельности все необходимые документы. Однако государственные органы по непонятной причине стали мешать работе компании. До определенного момента споры решались в правовой плоскости - в судах. Однако в 2015 году начался правовой беспредел. 

«Начиналось с проведения различных доследственных проверок с изъятием законно добытой продукции, затем неизвестные стали вымогать денежные средства в размере 5 млн рублей для защиты от «людей в погонах». А когда соучредитель «Каскада» Олег Коршунов отказался от сомнительного предложения, началось уголовное преследование, в итоге возбудили уголовное дело по ч. 2 ст. 171 УК РФ (незаконное предпринимательство, совершенное организованной группой)», - отмечается в обращении.  

Олег Коршунов жаловался  во все инстанции, а также в администрацию президента РФ,  но ответы получал от тех, на кого жаловался. Сейчас дело в суде. Собранные доказательства рассыпаются. Имеются вступившие в законную силу судебные акты Верховного суда Республики Бурятия о законности добычи изъятого органами следствия нефрита, который был включен в конкурсную массу банкротящегося предприятия.  

В то же время, чтобы сохранить обвинительный уклон, опосредованно ему предлагают признать вину и закончить дело по ч. 1 ст. 171 УК РФ,  более легкой, прекратив уголовное преследование по срокам. Объективность судебного разбирательства стоит под большим вопросом.  

В отношении бывшего директора ООО «ГП «Сибирьгеология» Александра Секерина  Бурятская таможня 6 июля 2018 года возбудила уголовное дело по статье 226.1. УК РФ. Она предусматривает ответственность за контрабанду стратегически важных товаров и ресурсов, к которым относится и нефрит. Конфликт стал достоянием гласности весной того же года. МВД России тогда рапортовало о том, что в Окинском районе Бурятии пресечена незаконная добыча нефрита, которая якобы велась без лицензии. Было возбуждено уголовное дело. Главе «Сибирьгеологии» также инкриминировался  пункт «б» ч. 2 ст. 171 УК РФ (незаконное предпринимательство, сопряженное с извлечением дохода в особо крупном размере).  

При проведении обысков у компании изъяли якобы незаконно добытый нефрит в количестве 112 тонн стоимостью более 103 млн рублей. Тогда Александр Секерин публично заявил о том, что уголовное дело в отношении него может быть вызвано попыткой «рейдерского» захвата уже добытого камня, а также нескольких жил Горлыкгольского нефритового месторождения, на которых его предприятие работает на протяжении 18 лет. Ситуация здесь во многом напоминала Баунтовскую.  «Сибирьгеологии» открыто мешали работать сотрудники ЗГРП, перекрывая проезд к жилам. А конфискованный нефрит вывозился на машинах, которые ранее были замечены на участке ЗГРП.   

Удобным поводом для рейдерской атаки стала техническая ошибка, допущенная государственными органами при оформлении лицензии на право пользования недрами и никогда не являвшаяся секретом.  Роснедра к «Сибирьгеологии» претензий не имеют. Однако ЗГРП, зная о технической ошибке еще до получения своей лицензии на соседний участок, только лишь спустя два года после ее получения заявляет об этом в МВД, а не в Роснедра. МВД возбуждает уголовное дело без каких-либо признаков состава преступления. 

Дочери, дочери…

«Беспрекословное выполнение полицией прихотей ЗГРП может объясняться только одним – компания долгое время была «дочкой» могущественной госкорпорации «Ростех».  ЗГРП было создано в 2013 году, когда доля «Ростеха» в ее уставном капитале достигала 51%.    Тогда же МВД и «Ростехнологии» договорились о сотрудничестве. Министр внутренних дел России Владимир Колокольцев встречался с представителями госкорпорации «Ростехнологии». Обсуждалась тема посягательств на интересы корпорации. А чуть позже была ликвидирована семейно-родовая эвенкийская община «Дылача», которая разрабатывала Кавоктинское месторождение белого нефрита в Баунтовском эвенкийском районе Бурятии. То самое, на котором сейчас работает ЗГРП.  

Несмотря на то, что «Ростех» заявил о своем выходе из уставного капитала ЗГРП, полагаем, что сейчас крайне необходимо разобраться во всех нюансах работы в Бурятии этой компании. Кроме игнорирования интересов эвенков, за ней тянется история практически удавшейся попытки монополизации нефритодобывающей отрасли Бурятии с ликвидацией местных легальных недропользователей при поддержке силовых структур», - пишут авторы обращения к бизнес-омбудсмену Бурятии.

И, видимо, они правы. Формальный выход «Ростеха» из учредителей ЗГРП вовсе не означает, что последняя автоматически лишается покровительства госкорпорации. Как известно, любящие отцы заботятся о взрослых дочерях ничуть не меньше, если не больше чем о маленьких. Да и репортажи о сходе, состоявшемся в Россошино (а официальных выводов комиссии пока никто не видел), вызывают большие вопросы.  

Нефритовый Леопольд

В своем письме жители Россошино обвиняли ЗГРП, ее охранников и сотрудников полиции в диких вещах: в незаконном задержании людей и незаконном лишении их свободы; нанесении телесных повреждений; стрельбе по живым людям (охоте на живого человека); издевательствах - когда сельчан отпускали в тайгу с горстью крупы; сборе досье на эвенков; порче  имущества; оскорблениях по национальному признаку. Каждая из этих позиций «тянет» на очень серьезные статьи УК РФ, по которым нужно возбуждать уголовные дела. 

Однако пока дело закончилось тем, что  директор ЗГРП Александр Воронков встретился с жителями Россошино. 

- Администрация предприятия и я лично оказывают всяческую помощь работе межведомственной комиссии, которой предстоит разобраться в ситуации. Более того, ЗГРП само направило заявление в прокуратуру Бурятии с просьбой провести расследование по проверке указанной информации, - сказал он. 

Представители полиции и «Забайкальского горнорудного предприятия» заверили россошинцев, что дадут ответ на каждое заявление в течение нескольких дней, разберутся по каждому случаю задержания людей и техники. Последнюю вернут владельцам при наличии соответствующей регистрации и документов, подтверждающих право собственности на нее.          
                       
Ну а далее все, как у кота Леопольда:  «Ребята, давайте жить дружно!».  

Продолжится ли «сафари» на эвенков?

Конечно, давайте. Только очень сильно сдается, что власти, ЗГРП и МВД «дали слабину» не случайно. Так уж вышло, что обращение россошинцев появилось в дни прямой линии Владимира Путина с россиянами. Там оно не прозвучало, но сам факт, что эвенков до этого довели, уже о чем-то говорит и вызывает вполне понятное  желание замять скандал. Кроме того, он по срокам совпал с другим. А именно с задержанием по облыжному обвинению журналиста Ивана Голунова, которого полиции пришлось выпускать после общественных протестов. Более того, за это уже «полетели папахи» высоких чинов.  Не исключено, что будут и другие оргвыводы.

Не заметить этого в Бурятии не могли. 

А что будет, когда все стихнет? Кот Леопольд хлебнет «озверина»,  и снова начнется охота на эвенков? Хорошее оружие с хорошей оптикой - на месте, технические системы наблюдения и охраны в лесу отлажены. Какие львы, какая Африка, когда под боком такое увлекательное «сафари»! А там, в глуши, дело известное: тайга – закон, медведь – прокурор. 

Так что  правы авторы письма к бизнес-омбудсмену: деятельность ЗГРП в Бурятии давно нуждается в комплексной проверке, а не в организации экскурсий высоких гостей Улан-Удэ на нефритообрабатывающее предприятие «Ориентал Вэй». Это всего лишь производство сувениров. А призывы жить дружно у создателей частных тюрем в тайге могут вызвать лишь ухмылку.   

Александр Макурин, «Номер один». 
© 2012 — 2024
Редакция газеты GAZETA-N1.RU
Все права защищены.