Доступ к пенькам запрещен

В Бурятии жителям снова не разрешают собирать в лесу валежник
A- A+
Дачники и владельцы частных домов Улан-Удэ так и не успели воспользоваться благами нового федерального закона о бесплатном сборе валежника, сучков и пеньков. С весны закон фактически не работает, а граждан, намеревающихся собрать остатки древесины в лесу, ждут драконовские штрафы. В проблеме разбирался «Номер один».

Напомним, депутаты Госдумы в 2018 году решили отрегулировать вопрос сбора ненужного для лесной отрасли древесного хлама, законодательно разрешив гражданам ходить в лес и собирать то, что упало. Законодатели определили, что валежником считаются остатки стволов деревьев, сучьев, пеньков, образовавшихся вследствие естественного отмирания деревьев, их повреждения насекомыми и погодными условиями: снегом или бурей. 

Также к лесным ресурсам, сбор которых не ограничивается, относятся береста, кора деревьев и кустарников, хворост, камыш, лесная подстилка и др. Для лесников принятие закона было выгодно, ведь еще в конце прошлого века было разрешено вывозить валежник из-за необходимости очистки лесов. Такие меры способствовали тому, чтобы лес не захламлялся, там не развивались вредители-насекомые, а в сухое время уменьшалось количество горючего материала.

Кто в лес, кто по дрова

Однако на местах, в том числе в Бурятии, населению, собирающему  валежник, продолжали ставить препоны. Что привело к принятию закона и единому подходу к проблеме - валежник должен быть доступным и бесплатным. Закон стартовал с 1 января 2019 года. Но уже в феврале автор поправок, депутат Госдумы от Иркутской области Николай Николаев возмущенно назвал несколько регионов, в том числе Бурятию, где власти тормозят его реализацию. Например, не разрешая населению собирать валежник с  использования пил. Хотя как заготовить дрова после падения крупных деревьев вручную, без использования инструмента? Кроме того, в Бурятии разрешили собирать валежник в строго установленных Республиканским агентством лесного хозяйства местах, координаты которых сообщались населению. Однако даже самые бывалые охотники, хорошо ориентирующиеся в лесной местности, те самые заветные «координаты» отыскать не могли. 

Впрочем, в Бурятии региональные власти постарались выкрутиться из щекотливой ситуации. Так, Министерство природных ресурсов РБ срочно подготовило изменения в порядок заготовки и сбора гражданами валежника для собственных нужд, по которым валежник в 2019 году можно собирать где угодно.

Однако в этом году население республики так и не смогло заготовить валежник для хознужд: в апреле гражданам вход в леса и вовсе запретили, грозя нешуточными штрафами. Дело в том, что правительство Бурятии выпустило постановление №189, введя на всей территории особый противопожарный режим.  Людям запретили показываться в лесу. Соответственно, ни о какой заготовке валежника теперь речи не идет. 

Не пускают в леса и частных заготовщиков дров. Как рассказал нам один из них, дрова в частный сектор и на дачи Улан-Удэ поставляются несколькими путями. Чаще всего рубщики получают деляны и там готовят дрова, используя сухостойный, больной вредителями, пройденный пожарами лес. Но есть и немало тех, кто деляны не берет, а занимается фактической очисткой леса от павших стволов. Особенно после сильных ветров, когда возникает бурелом, подпадающий под классификацию валежника и не требующий разрешений. Нужны только транспорт и пила. Эти граждане поставляют и себе, и населению дрова по более низкой цене. Но сейчас им доступ в лес закрыт. При этом сам противопожарный режим никто отменять не собирается. Несмотря на влажное начало лета и предстоящие дожди. 

Дикая республика

- Отмена особого противопожарного режима произойдет в случае установления устойчивой дождливой осенней погоды или образования снежного покрова, - сообщила «Номер один»  Дарья Лобанова, сотрудник пресс-службы РАЛХ. Подтвердив, что надеяться на скорую отмену запретов доступа в лес не стоит. 

Таким образом, собирать валежник население сможет лишь ближе к снегопадам. Однако, когда людей пустят в лес, топливо будет сырым со всеми вытекающими отсюда последствиями:  черными дымом из труб и низкой теплотворностью. 

На самом деле ситуация с валежником лишь показывает, в какой  дикости сегодня пребывает наша республика. Когда в соседней области огромные запасы газа и дешевая электроэнергия, вырабатываемая гидроресурсами Байкала, мы живем, как в 19 веке. Зато позиционируем себя как цивилизованный регион, бодро шагающий по пути реформ, цифровизации и прочих суперсовременных штучек. 

В реальности же мы впали в глубокую архаику: столица региона отапливается углем и дровами, и доля вредного топлива растет.  Хотя обеспечивать энергобаланс  Улан-Удэ давно можно было за счет нетоксичных газа и недорогой, по сути, байкальской электроэнергии. 

Подобные вещи происходят во многих дальневосточных регионах. И на этом фоне федеральная  властная верхушка якобы «облагодетельствовала» население, разрешив ему бесплатно собирать валежник. Добавим, что сам закон «единороссами» принимался не случайно, а параллельно с повышением пенсионного возраста. Добавил анекдотизма в далеко не смешную ситуацию вице-спикер Госдумы Петр Толстой («Единая Россия»),  тогда же посоветовав россиянам отказаться от дорогих импортных лекарств и «лечиться корой дуба и боярышником». 

Иначе говоря, политические деятели предложили гражданам страны в качестве компенсации за повышение пенсионного возраста, рост НДС и цен на бензин  бесплатно есть кору, пить настой боярышника и собирать валежник. Причем с последним пунктом, как выяснилось, возникают серьезные нестыковки на местах. Воистину, как говорится, все для народа, все для людей!

Дмитрий Родионов, «Номер один».
© 2012 — 2024
Редакция газеты GAZETA-N1.RU
Все права защищены.