17.07.2019
С 12 по 14 июля в Бурятии вновь прошел творческий эксперимент, имя которому «Голос кочевников»

Это всегда большое событие, но единого мнения по этому поводу не бывает никогда. За последние годы у фестиваля появились постоянные поклонники, которых даже не смутила смена локации – из Улан-Удэ в Ацагат. 
 
Туристический комплекс «Степной кочевник», который расположен в селе Ацагат Заиграевского района Республики Бурятия - удачное место с точки зрения инфраструктуры и ландшафта. Находится в 40 минутах езды от Улан-Удэ. Для кого-то это препятствие, но трансфер из центра Улан-Удэ уже который год организован хорошо, и за 120 рублей можно без проблем добраться прямо до ворот комплекса.

В основу фестиваля создатели заложили идею этнофутуризма – «особого отношения к этническому многообразию культуры, обращенного не в прошлое, а в будущее».  Фестиваль подчеркнуто позиционируется как «диалог культур, а не показательное костюмированное фольклорное представление».

Диалог культур

В принципе, и на этот раз фестиваль получился диалогом культур: на территории мирно соседствовали представители разных национальностей, предлагая посетителям игры, развлечения и угощения.

Под полуденным палящим солнцем корреспондент «Номер один» перешел границу фестиваля и практически сразу… уселся играть в кости – шагай наадан. Ну а как? Надо было себя чем-то занять под звуки, доносящиеся с малой сцены, которая была отдана на откуп местным исполнителям. 

Наигравшись вдоволь в хорошей компании под руководством женщины в национальном костюме, идем дальше. В «Русской горнице» нас угостили пирогами, блинами и прочим, причем совершенно бесплатно. Потому незнакомые люди с удовольствием ели творог одной ложкой и пили самогон из одной стопки, поддавшись праздничному настроению. Корреспондент тоже поддался обаянию широкой русской души и, наевшись вкусных жаренных калачей, отправился дальше  с проверкой всевозможных лавок, торговых точек и, наконец, главной сцены, у которой одни резвились, другие томились на солнышке.

Тут, как говорится, сам решай, как тебе жить: условия созданы, а если забыл взять палатку или кепочку – твои проблемы. Поэтому многие подошли к поездке на фестиваль «по науке», удобно устроившись в тени своих палаток. 

Кульминацией мероприятия стали выступления хедлайнеров фестиваля – грузинской группы Shara, российской «Мельницы» и прочих артистов, о которых мы расскажем далее.   

Выступление этих групп привело зрителей в восторг, подтвердив постулат о том, что музыка не имеет границ. 

Мечты о Стинге

Иногда в адрес фестиваля раздаются упреки, мол, на периферию едут только второсортные группы и «сбитые летчики» - певцы, о которых уже мало кто вспоминает.

Арт-директор фестиваля Наталья Уланова не раз объясняла принцип отбора участников фестиваля, утверждая, что «это всегда профессиональные музыканты высокого уровня, которые создают современное музыкальное искусство». В преддверии нынешнего фестиваля она поделилась на странице Facebook своим мнением, назвав поиск хедлайнера «порочной практикой»:

«Кто есть хедлайнер? И для кого? Вот например Blonde Redhead готовы приехать или Tame impala… Но придут ли на них в Бурятии? И на кого придут? И вообще, почему фестиваль должен думать над этим вопросом? В мире столько крутой музыки! Пусть малоизвестной в широких кругах. Но от этого она не менее интересна и энергообъемна! Фестиваль же должен открывать людям новый музыкальный мир. Но у «Голоса» слишком много задач и обязательств. И как со всем этим справиться и угодить всем… Не угодишь.»

В прошлом году хедлайнером «Голоса кочевников» был знаменитый Вячеслав Бутусов – лидер и вокалист рок-групп Nautilus Pompilius и «Ю-Питер». Его выступление тогда многие сочли вялым, выразив недоумение по этому поводу в соцсетях и всюду. В этом году часовой концерт дал Найк Борзов, которого публика встретила с удовольствием, дружно подпевая старым и новым хитам.

В пику тем, кто говорит о «сбитых летчиках», Наталья Уланова отвечает: «Мы хотели пригласить Ивана Дорна, «Мумий Тролль», очень много групп интересных из мира World music… И сейчас у меня мечта – очень хочется, чтобы к нам приехал Стинг…».

На вопрос, велись ли уже переговоры с певцом, отвечает, что нет, но эти планы уже радуют. Если на Найка Борзова съехалось огромное количество зрителей, то лихо представить, сколько их приедет на Стинга. Но не будем забывать, что для хедлайнера важную роль играет бюджет, расписание и интерес самого артиста к мероприятию, потому тут все сложно.

Эволюция фестиваля

Однако почему не поверить в то, что все грандиозные планы сбудутся? За 11 лет истории фестиваля произошла серьезная эволюция - с двух концертов в театре до настоящего опен-эйра в степи, который продолжается три дня. Городское культурное мероприятие превратилось в культурное событие общероссийского масштаба. Событие, куда можно вырваться из городской суеты. Главное, не забыть панамку и палатку. Остальное – питание, подвоз воды, туалеты и развлечения – и так неплохо организовано и, кстати, без завышенных цен.

И если вы готовы выдержать 35–40 концертов разножанровой музыки за три дня, то вперед! Теперь на «Голос кочевников – 2020». Уже сегодня предложений от музыкантов, по словам организаторов, поступает очень много. 

Но есть те, кто отказываются. Так, по словам Натальи Улановой, в этом году предлагали выступить бурятскому рэперу Алихану Дзе, но он отказался. Прежде всего, вызывал немало дискуссий вопрос паритета местных музыкантов и приглашенных артистов. В этот раз им была предоставлена малая сцена, возле которой всегда было оживленно и не так жарко. Но главный критерий, как уверяют, это все же профессионализм исполнителей и их талант. 

В этом году порадовали зрителей Дашима Согтоева с новым проектом, открытие прошлого года рэпер ИГРО, талантливая и особенная Инга-Ингрид, любимые многими группы «Дари» и «Сезон Dождей», а также ряд других групп, артисты Молодежного художественного театра со спектаклем «Намжил Нимбуев. Стихи». 

Что касается расходов, то, по мнению арт-директора фестиваля Натальи Улановой, те, кто мыслят глобально, никогда не скажут, что посещение такого мероприятия это лишняя трата денег.

- Этот проект очень сложный, требует больших финансовых вложений, потому что очень много расходов. Что касается доходов, то они измеряются не только в рублях, но и в имиджевом ресурсе, в культурном развитии, в эмоциональном наполнении и привлекательности региона для соседей. Очень много рисков: никогда не знаешь, какая будет погода, какие будут партнеры. Но когда все получается, это абсолютный, ни с чем не сравнимый восторг, - признается Наталья Уланова. 

Диляра Батудаева, «Номер один». 
^