Первая помощь

Депутат Светлана Будаева: «Доступность медицины должна быть повсеместной»
A- A+
В Государственной Думе Комитет по федеративному устройству и вопросам местного самоуправления провел заседание круглого стола на тему: «О состоянии и перспективах совершенствования организации оказания первичной медико-санитарной помощи в Российской Федерации». 

Напомним, что в 2010 году организация первичной медико-санитарной и скорой медицинской помощи населению была передана с уровня органов местного самоуправления в ведение органов государственной власти субъектов Российской Федерации. 

Участники круглого стола обсудили опыт и итоги реализации Федерального закона «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации». В заседании приняла участие заместитель председателя комитета Народного Хурала по социальной политике Светлана Будаева. 

- Светлана Дымбрыл-Доржиевна, сегодня здравоохранение подвергается постоянной критике. Удалось ли в Москве выработать предложения по изменению сложившейся ситуации в медицине? 

- Да, все эти проблемы, которые характерны для большинства российских регионов, были озвучены, и участники круглого стола предложили варианты их решения. Озвучу основные проблемы: нехватка медицинских кадров и неукомплектованность узкими специалистами. Cлабая материально-техническая база медицинских организаций на селе не позволяет большинству районных больниц в полной мере своевременно оказывать первичную медико-санитарную помощь. 

- Получается, что бюджеты не финансируют медицину на местах?

- Сегодня, как известно, медицина финансируется в основном за счет фонда обязательного медицинского страхования, и в Госдуме разговор шел о том, что те полномочия, которые в свое время были на уровне местного самоуправления, в целом были оправданы. Ведь когда в 2012 году первичное звено здравоохранения передали в систему медицинского страхования, то ситуация в отрасли стала ухудшаться. Например, начали закрываться ФАПы,  что снизило качество и своевременность оказания медицинских услуг населению. 

Добавлю, что Министерство здравоохранения России развернулось к проблеме, и мы видим, как в последние годы увеличилось финансирование строительства новых ФАПов. И, по-моему мнению, их и службы «скорой помощи» можно было бы оставить на бюджетном финансировании. Поскольку если бы в свое время сохранилось бюджетное финансирование, то в небольших населенных пунктах фельдшерско-акушерские пункты сохранились. Именно поэтому в Москве было предложено пересмотреть принципы финансирования отрасли, учитывая существующий положительный опыт.

- В чем же он заключается? 

- Например, несмотря на разный уровень развития районов республики, нам удалось за счет бюджета фонда социального страхования, а также регионального бюджета выравнять обеспеченность тем же медоборудованием даже в самых отдаленных территориях. Тем самым улучшилась доступность оказания первичной медицинской помощи.  Все это необходимо сохранять. 

При этом у всех вызывает озабоченность, что первичная помощь, а мы говорим не только о сельских ФАПах и поликлиниках, но и о городских медучреждениях, достаточно сложна, прежде всего, в вопросе обеспечения врачами и средним медперсоналом. 

Причем проблемы с кадрами везде одинаковы - в любом регионе, кроме Москвы и Санкт-Петербурга. Регионы по-своему отрабатывают этот вопрос, привлекая  врачей различными преференциями, например, предоставлением служебного жилья. Некоторые дают подъемные до миллиона рублей. 

У нас в Бурятии тоже есть свои меры поддержки. Но я убеждена, что если мы хотим укрепить первичное звено, то необходимо сформировать единый подход по всей России по решению кадровой проблемы. Ведь чем характерно первичное звено, где работают фельдшеры, терапевты, участковые педиатры, стоматологи и др.? Прежде всего, в масштабе. Сюда обращаются до 80%  граждан для оказания лечебной помощи. Если мы укрепим первичное звено, то и многие вопросы здравоохранения нам удастся решить. 

- Но есть же программа «Земский доктор», она работает в Бурятии?

- Разумеется. С 2011 года в рамках реализации программы удалось привлечь на последующую работу в течение пяти лет в сельское здравоохранение 866 врачей специалистов с предоставлением единовременной помощи в 1 млн рублей. Однако ситуацию осложняет утечка кадров. Так, из 321 врача, трудоустроенного в 2011-2012 годах, по истечении срока договора остались работать на селе 154 врача. При этом уволились, не отработав срок, 36 человек. 

К тому же «Земский доктор» - это федеральная программа, а в республике также необходимо определить, чем мы сможем помочь кадрам, чтобы они оставались в селах и не уезжали. Например, необходимо строить фельдшерско-акушерские пункты уже с готовым служебным жильем. Во времена Советского Союза был такой опыт. 

Тем более что фельдшера  могут поднять и днем, и ночью. Но у муниципалитетов не всегда есть жилье, к тому же удобное для проживания специалиста. Получается, что муниципалитеты сегодня зачастую не проявляют нужной активности и заинтересованности в закреплении медицинских кадров.  Над этим необходимо  работать совместно, поскольку люди находятся ближе всего к органам местного самоуправления и должны играть более существенную роль, совместно со здравоохранением  поддерживать доступность оказания первичной медицинской помощи. 

- Средства на медицину планируется увеличить в ближайшем будущем? 

- У нас ежегодно идет рост финансирования, но есть мнение, что темпы роста ассигнований недостаточны и необходима более выраженная поддержка отрасли. Предлагается поэтапно увеличить финансирование в два раза. Бурятии в этом отношении повезло, мы вошли в Дальневосточный федеральный округ и получили в 2019 году  существенную прибавку в финансировании  медицины. Но теперь нам необходимо решить, куда двигаться дальше?

И в целом надо пересмотреть существующие подходы к медицине. Например, в крупных центрах страны строятся хорошие, дорогие и высокотехнологичные медицинские центры, куда уходит значительная часть средств республики. Безусловно, гражданам эта помощь нужна. Но необходимо не забывать и о базовых вещах. Повернуться лицом к первичной медицинской помощи, улучшить качество ее оказания - к примеру, возвратиться  к хорошей идее развивать систему врачей общей практики. 

Добавлю, что накануне проведения недавнего круглого стола и Совета Народного Хурала по данным проблемам мы, депутаты,  выезжали в Кабанский, Кяхтинский и Прибайкальский районы, где ознакомились с проблемами первичной помощи. По итогам мероприятий предложили правительству увеличить ассигнования на дополнительное обеспечение фельдшеров и врачебных амбулаторий тем же транспортом. 

Ведь если мы говорим о поэтапном оказании медицинской помощи, то обеспечение транспортом должно быть приоритетным, поскольку медики должны вовремя вывезти больного из села в райцентр или в Улан-Удэ при любой возникающей ситуации.

Республика не так давно заменила транспорт «скорой помощи», следующий этап - обеспечение машинами ФАПов. Депутатами Народного Хурала и правительством было принято совместное решение о введении дополнительно 135 бюджетных мест для обучения средних медицинских работников в медицинских колледжах республики. 

Мы убеждены, что всем органам власти необходимо вести всестороннюю работу по улучшению оказания первичной помощи. И прозвучавшие на федеральном уровне предложения по преобразованию действующего законодательства в этой сфере, думается, повысят доступность и качество оказания медицинских услуг для наших граждан.

Беседовал Дмитрий Родионов, «Номер один».

Справка: В Республике Бурятия первичная медико-санитарная помощь населению оказывается 6 городскими  поликлиниками, 21 ЦРБ, тремя центрами здоровья, четырьмя стоматологическими поликлиниками. В селах первичную помощь оказывают в 327 фельдшерско-акушерских пунктах (ФАП), 107 врачебных амбулаториях, 10 участковых больницах, двух центрах врачебной практики.   
© 2012 — 2024
Редакция газеты GAZETA-N1.RU
Все права защищены.