Под угрозой эпидемии

Наводнение в Улан-Удэ может привести к массовому заражению
A- A+
Экологическая обстановка в Бурятии ухудшается. В республике массово умирают пчелы, в пригородах поля удобряют фекалиями, вода в реках превращается в болотную жижу, а невыносимая вонь от Заиграевского свинокомплекса уже дошла до Улан-Удэ. Почему в Бурятии нынешнее лето стало особенно экстремальным, разбирался «Номер один». 

Пчелиный мор

В Заиграевском районе республики отмечается мор пчел. Пчеловоды встревожены – полезные сельскохозяйственные насекомые умирают целыми ульями, пчелосемьями.

Возможной причиной массовой гибели 64 пчелосемей в 11 личных подсобных хозяйствах Заиграевского района, расположенных в селах Унэгэтэй, Старая и Новая Курба, является возникновение заболеваний, вызванных возбудителями микозов. Об этом сообщил Минсельхоз республики со ссылкой на данные исследований ветеринарной службы.

Исследования показали, что возбудителей паразитарных заболеваний не обнаружено, но выявлены возбудители микозов (грибы рода Fusarium, Alternaria, Aspergillus, Rhizopus, Penicillium). В большинстве случаев развитие таких болезней связано с бесконтрольным применением антибиотиков и других химических препаратов, нарушением условий содержания (температура, влажность воздуха).
 
- Мы выезжали, делали отбор проб. Они были направлены в ветеринарную лабораторию. Обнаружены возбудители микозов. Когда они попадают в организм пчелы, то начинают в нем паразитировать – постепенно поражают органы дыхания, пищеварения, наружные оболочки, - говорит о бедствии Владимир Максаров, государственный ветеринарный инспектор Управления ветеринарии Бурятии.

По словам специалиста, возникновение связано с загрязнением воды. 

- Когда мы выезжали, то видели, что везде рядом находятся речки. Предположительно, это могло стать причиной. Но также вспышку заболевания, размножение грибков может повлечь, например, и загрязненный корм. Были в трех селах – Унэгэтэй, Новая Курба и Первомаевка. Это Заиграевский район. В прошлом году я не слышал, чтобы происходило такое, - отметил наш собеседник.

Один из местных жителей сообщил чиновникам, что часть ульев у него была вывезена и находилась в поле. Пострадали именно те ульи, которые оставались в селе. 

Среди возможных причин массовой гибели пчел не исключается бесконтрольное применение антибиотиков или других препаратов. Как самими пчеловодами, так и окрестными предприятиями, обрабатывающими посевы химикатами.

Чтобы подтвердить или опровергнуть вину сельхозпроизводителей, нужны дополнительные исследования.

Биобомба под Улан-Удэ 

Тем временем жители Иволгинского района напуганы другой экологической катастрофой, уже явно антропогенного характера. Огромные массы фекалий, содержащих кишечную палочку, были в мае текущего года вывезены на поля у села Сужа. 

- С очистных сооружений г. Улан-Удэ вывезли фекалии и вывалили прямо на поля. Видимо, в качестве удобрения. Лежат под открытым небом. Примерно, 150-200 «КамАЗов», - рассказала о сути проблемы пенсионерка Евдокия Иванова. 

Виновником «фекального скандала» сельчане называют местного фермера Олега Пака, который занимается растениеводством. Основной версией происхождения вонючих масс является то, что они привезены с очистных сооружений МУП «Водоканал» г. Улан-Удэ.

Сужа находится на границе г. Улан-Удэ. С мая людям дышать практически нечем. Население просто задыхается от вони, окутавшей окрестности: «Окна не открыть. Как дождь пройдет, размочит, вообще становится невозможно, жара, испарения». 

Если наводнение смоет огромные массы инфицированных фекалий в реку, вспышки болезней могут охватить множество людей. 

- Эти поля заливаются во время наводнения. Я всю жизнь здесь прожила. Знаю. Но никто ничего не делает, - сообщила «Номер один» пенсионерка Евдокия Иванова. - Дожди, наводнение, и все это смоет в ближайшую реку. Будет большая эпидемия. 

Были написаны обращения в Минприроды Бурятии, природоохранную прокуратуру, райадминистрацию, Россельхознадзор и другие ведомства. Но хотя власти отлично знают о проблеме, изменений не видно. 

Бактериологическое заражение

Как выясняется, местные жители бьют тревогу не без оснований. 

- Тут уже выявлено бакзаражение. Представляете, что за продукция будет выращена на таких полях? Не говоря о том, что все это просачивается в землю! Рядом речка наша Сужа бежит. У людей здесь колодцы, скважины. Эти поля не очень далеко от села. Надо все фекалии срочно собрать, вывезти и провести рекультивацию, - настаивают жители.

В Россельхознадзоре по Бурятии уверяют, что проблема у них на контроле. 

- На месте был проведен рейдовый осмотр, это земли сельхозназначения. 18 июня были взяты пробы. Они отправлены в иркутскую лабораторию. Испытания проведены с 19 июня по 2 июля. Выявлено биологическое загрязнение - отмечено превышение по бактериям группы кишечной палочки. Все делается поэтапно. Теперь надо выйти на собственника этого земельного участка. 

Его имя нам известно. Мы сейчас получили распоряжение и выходим на проверку, оповещаем собственника. Необходимо взять объяснения: кто отвечает за поля, передавал ли собственник землю кому-то в аренду или безвозмездное пользование. Будем устанавливать, участвовал ли в этом предприниматель Пак,- сообщил нашему изданию Александр Пирогов, госинспектор отдела земельного надзора Управления Россельхознадзора по Иркутской области и Республике Бурятия.

Выявлено и превышение норматива «индекс энтерококков». Выявленные возбудители говорят о фекальном загрязнении. Из такой почвы возбудители могут попадать на руки, одежду, еду, в воду, что впоследствии грозит заражением людей. 

Как отметили в ведомстве, то, что сейчас находится на полях, это твердые коммунальные отходы. 

- Но они были когда-то жидкими. Просто высушены. Откуда они, мы пока не разбирались, с МУП «Водоканал» не связывались, - сказал госинспектор.

После встреч с владельцем земельного участка, судя по всему, дело дойдет до выяснения, кто привез фекальные массы.

- Говорить, что виноват предприниматель Пак, пока рано. Но люди, конечно, волнуются. Дышать нечем. Я сам выезжал на данные поля и представляю, о чем речь. Там площадь перекрытия плодородного слоя составляет шесть с лишним тысяч квадратных метров, - констатировал специалист и добавил: - Это отходы четвертого класса опасности, они должны храниться на полигоне. Люди молодцы, что не сидят, а бьют тревогу.

«Сюрприз» для военных

Люди стонут от запаха испражнений не только в Иволгинском, но и в упомянутом Заиграевском районе. Причем вонь уже дошла и до Соснового Бора. 

- Этот год, наверное, уже четвертый, как началось ухудшение ситуации. Зимой как-то не чувствуется, но в теплый сезон обостряется. После дождя, не знаю, почему, вообще конец света. Нынче такая жара, а балкон не откроешь и окно тоже, - пожаловался газете один из жителей Соснового Бора.

Похожая картина наблюдается на большой территории вне военного городка - облака вони накрывают поселок Онохой (Заиграевский район Бурятии), микрорайон Восточный, который находится в столице республики. 

- Сначала думал, что это у нас в Сосновом Бору какая-нибудь канализация дала течь. Но потом приехал к знакомым в Онохой, а там то же самое. У нас говорят, что запах от Заиграевского  свинокомплекса в Усть-Бряни. А он ведь все расширяется. Видимо, вообще ужас будет, даже в Улан-Удэ станет дышать невозможно. Люди в нашем поселке возмущены. Как жить дальше? У чувствительных людей бывают приступы тошноты, - заявляет  наш собеседник.

Взять комментарий по данному вопросу ни в администрации поселения «Онохойское», ни в районной администрации нам не удалось. Глав не было на месте. Пока что не дождались мы ответа и от Роспотребнадзора. 

Тем временем  жители говорят уже и о сильном загрязнении местных рек. 

- У нас есть речка Мельничная. Знаете такую рыбу – хариус, ленок? Мы там ее ловили. Чебака ловили мешками. Воду из реки пили, не боясь, а сейчас она мутная. Осталось одно название, и всюду вдобавок зловещий запах. Над речушкой, на бугре, сделали бассейны со свиным навозом. Какие-то отстойники, накопители, их там десять штук. А речка впадает в Уду, потом в Селенгу, Байкал, - говорит о тягостной ситуации Валерий, житель Усть-Бряни.

К слову, в Усть-Бряни еще во времена прежнего главы Бурятии приезжими инвесторами был построен большой свинокомплекс «Восточно-Сибирский». Совпадение или нет, но вода в речке стала загрязняться аккурат после этого события. 

Дошло до того, что, когда прогоняют коров  по броду через речку, животные бегут оттуда, чувствуя неладное.  

- Потому что вода пахнет невозможно. Речка берет начало в низине напротив свинокомплекса. Особенно по утрам дышать невозможно. Страдает не только Усть-Брянь. До Соснового Бора доходит, - разделяет негодование других пострадавших местный житель.

Сельчане не против развития производства свинины и не против инвестора. Но почему бы не учитывать и интересы жителей?  

- Никто не хочет закрытия комплекса, пусть люди работают. Однако такого отношения, как сейчас, быть не должно. Мы имеем право на нормальный, свежий воздух. У нас населения тысячи полторы, населенный пункт большой. Вторая очередь комплекса еще не строится, но если ее построят, то тут будет полный <…>. Людям что, уезжать из родного поселка? – недоумевает Валерий.

И тут встает резонный вопрос: может ли социально-экономическое развитие региона идти без таких дурно пахнущих побочных эффектов? Как видим, пока не получается.  

Петр Санжиев, «Номер один».
© 2012 — 2024
Редакция газеты GAZETA-N1.RU
Все права защищены.