Достучаться до властей

Преподаватели-новаторы говорят о профанации нацпроектов в республике
A- A+
Мы уже привыкли к тому, что в Бурятии, дотационном, нищем регионе, постоянно ищут так называемые точки роста или пути развития. Выбор тут невелик. Как правило, самые большие ставки делают на туризм, пресловутый авиазавод, вот, пожалуй, и все. Тем более странно, когда явно выгодные и простейшие, с точки зрения реализации, проекты, сулящие немалую прибыль для республики, почему-то игнорируются. Даже несмотря на показательное одобрение всех чиновников высшего ранга. 

Теряем студентов

Старший преподаватель кафедры прикладной математики и дифференциальных уравнений БГУ Олег Николаев вместе с сестрой, также преподавателем, только ВСГАКи, Ларисой Николаевой работают над своим образовательным проектом с октября прошлого года. В чем суть их идеи, не разберешься, пока не вникнешь, как выглядит сегодняшняя ситуация с высшим образованием в нашей республике. 

Начнем с того, что в Бурятии сама система высшего образования, как и все, что внутри нее происходит, особо никого не интересует. Это узкоспециализированная сфера, на которой политических очков себе не прибавишь, денег шальных также не заработаешь.  За исключением скандалов с назначением новых ректоров, в обществе о внутренней «кухне» вузов мало что слышно. 

Немаловажную роль в этой тишине, или, вернее сказать, образовательном болоте играет то, что все вузы в Бурятии имеют статус федеральных (за исключением Бурятского института повышения квалификации и переподготовки работников образования). А значит, финансируются и контролируются они все из Москвы. В нашем Министерстве образования есть лишь отдел науки и высшей школы, который, скорее, выполняет роль статистического органа, чем решающего какие-то глобальные проблемы высшего образования. По словам Олега Николаева, все эти факторы способствуют тому, что делать что-то для развития, прогрессивного скачка наших вузов вперед  никто не считает нужным. 

- Мы, жители Бурятии, молча наблюдаем, как происходит угасание этих федеральных вузов. Работа давно поставлена на самотек. Для федералов проблем вообще нет никаких: хотите - выживайте, хотите - нет. Деньги получаете на зарплаты и содержание помещений согласно подушевому финансированию и прочим стандартам? Получаете. На этом вся поддержка и взаимосвязь заканчивается, - считает преподаватель. 

Тем временем число бюджетных мест, как и количество студентов в Бурятии, уже становится критическим. Так, в 2015 году количество студентов вузов в республике составляло 33 тысячи человек. В 2018-м - 22 тысячи. То есть за три года падение произошло на треть. И вряд ли в этом году или последующих стоит ждать прорыва. 

Миллиардная прибыль

Другая проблема - низкие рейтинги наших вузов. Картина вырисовывается неприглядная. Внедрение системы ЕГЭ позволило абитуриентам самим решать, в каком вузе и городе получать высшее образование. Ребята, получившие большое количество баллов на экзаменах, чаще всего предпочитают поступать в московские или просто иногородние вузы. Получается, бурятские конкурируют между собой, борясь за оставшихся дома ребят, у которых баллы по ЕГЭ пониже. Такая тенденция напрямую отражается на рейтинге наших вузов.  

- Борьба идет за ребят, которые не поступили в другие города, с низкими результатами ЕГЭ. Мы их принимаем, они роняют нам рейтинг. И получается, что  как будто у нас плохое образование. Тут какая-то стратегическая ошибка. Ведь на самом деле это не так, образование у нас нормальное. В то же время привлекать студентов из других городов мы не торопимся. То есть регион полностью выполняет установку центра: живите самодостаточно внутри себя. Мы вам будем деньги давать на сады, школы, а вы никуда не высовывайтесь, - рассуждает Олег Николаев. 

Еще одна стратегическая ошибка – наши вузы не успели отреагировать на последствия внедрения ЕГЭ и в другом плане. Согласно общероссийской статистике, введение ЕГЭ повсеместно увеличило число иногородних студентов. В каких-то городах и столичных вузах - сразу в два раза, в других – на треть. В Бурятии же план по приему иногородних студентов не поменялся с советских времен. 

- То есть получается, все наши вузы во времена СССР были рассчитаны на 30% (от общего числа студентов) иногородних студентов, приезжающих из деревень или из других регионов. А сегодня, когда из-за ЕГЭ число таких студентов выросло вдвое, у нас по-прежнему стоит планка в 30%. В то время как в Томске принимают 70% иногородних, в Хабаровске - 50%, в Иркутске - 50%. Наши вузы просто не поучаствовали в этом процессе, не использовали новые реалии в свою пользу, - считает преподаватель БГУ. 

Именно в увеличении числа иногородних и иностранных студентов Олег Николаев видит возможность прорыва. Если в вузы Бурятии будут поступать как можно большее число студентов из других регионов с нормальными результатами ЕГЭ, тогда и рейтинг вузов поползет, наконец, вверх. А еще Бурятия получит «побочный эффект» в виде экономической выгоды, которая исчисляется даже не миллионами, а миллиардами. Ведь за каждым студентом стоит его семья, которая в течение всего периода учебы (а это целых четыре-шесть лет) неизбежно посылает ребенку деньги на проживание и пропитание. 

- На данный момент у нас в Бурятии обучается 600 иностранцев. Они приносят в год республике порядка 200-300 млн рублей. И еще шесть тысяч иногородних студентов, которые приносят по 1 млрд 200 тыс. рублей. Даже сейчас, когда в этом направлении (по активному привлечению иногородних студентов. – Прим. авт.) мало что делается, эти студенты приносят в Бурятию 1,5 млрд рублей. Эта сумма сравнима с прибылью от всей нашей туристической сферы. При этом мы, грубо говоря, ничего особо не делаем, затрат не несем, а деньги к нам идут, - объясняет Олег Николаев. 

Сидим на воротах

Конечно, речь не идет о полном отсутствии затрат. Работа по привлечению иногородних студентов, безусловно, подразумевает какие-то вложения, а если говорить об иностранцах, то даже законодательные новшества. И вечная проблема дефицита республиканского бюджета могла бы запросто похоронить все идеи Олега Николаева. Однако и тут есть решение. Именно сейчас в стране воплощается в жизнь федеральный национальный проект «Образование», одним из подразделов которого является «Экспорт образования». Иными словами, подаешь заявку, обосновываешь свой проект и связанные с ним затраты и получаешь федеральные денежки. 

- Есть объективные причины, по которым мы пока не можем привлекать больше иногородних студентов и иностранных в том числе. Например, наши вузы не создали фонд общежитий, чтобы там размещать иностранцев. Но, согласно нацпроекту, эти средства могут появиться. Так же как и восполнятся пробелы в законодательстве относительно миграционных вопросов. В нацпроекте так и написано: что должны быть решены проблемы, в том числе и законодательные, - говорит автор образовательного проекта. 

На национальный проект «Образование» выделено 106 млрд рублей. В рамках этого проекта планируется увеличить количество иностранных студентов в два раза, создать порядка 80 тысяч мест в общежитиях и пр. Словом, только бери и делай. 

К слову, сейчас по стране введены общие образовательные стандарты. Поэтому не играет большой разницы, в каком из городов нашей необъятной родины ты получишь высшее образование (конечно, мы сейчас не говорим об университетах типа МГУ). 

- В остальных вузах страны всем студентам дают одинаковые знания. В Бурятии тоже качественное, хорошее, я считаю, образование, - уверен преподаватель. – К тому же в жить недорого, удобно. Почему бы это все не использовать? 

Кроме этого, по мнению преподавателя, у Бурятии есть еще одно несомненное преимущество перед прочими регионами. Это наше географическое расположение. 

- Мы единственная азиатская республика, которая находится на востоке страны. На границе. То есть мы сидим на воротах. И могли бы переваливать через себя большое количество иностранных студентов-азиатов: из Китая, Индии, Монголии. А у нас, кстати, даже монголов учится меньше, чем в Иркутске! Это же нонсенс. 

И речь не только о высшем образовании. По мнению Олега Николаева, в республике можно было принимать поток иностранных студентов, просто давая им первичные знания русского языка. Для того, чтобы впоследствии, имея соответствующий сертификат, иностранцы могли поступить в любой вуз нашей страны. И это еще одна золотая жила. 

- Они могли бы в Бурятии изучать русский язык, получить сертификат о знании языка, сведения о нашем законодательстве, пройти адаптацию, а затем поступить в другие вузы страны. А если и есть какие-то несостыковки в законодательном плане, все это тоже решаемо! Это простой проект  на основе транзита. Проще не придумать, - уверяет Олег Юрьевич. 

В своем проекте преподаватель затронул и вопрос по поводу того, как именно можно привлечь студентов. Впрочем, такие механизмы давно всем известны. 

- Есть продукт. Остается создать обертку. И проводить пиар-кампанию, используя в том числе и интернет, соцсети, СМИ. Ряд федеральных вузов у нас проводят такие же акции, почему мы не можем? – удивляется автор проекта. – Хотя уже сейчас у нас есть нормальные условия для того, чтобы давать образование. Да, общежития далеко не роскошные, но вполне нормальные. Дефицит жилья можно было бы временно восполнить, отремонтировав недострои или пустующие здания, отдав квартиры в соцнайм. Все решаемо. На уровне правительства  тем более. И все, о чем я говорю, это реальные деньги. Это лучше, чем туризм. Это проект, который несет за собой и деньги, и сам туризм, и транзит через республику, и развитие вузов. Это точка роста однозначно, - говорит Олег Николаев. 

Работа ради работы

Самое интересное, что представители профильных министерств и ведомств республики с экспертом даже не спорят. В течение восьми месяцев, пока проект готовился и обсуждался в высших кругах республики, он получил поддержку как Минобраза, так и Минэкономики РБ. Но… лишь на словах. 

- Проект «Экспорт образования» нашего Минобраза я видел в октябре, когда только начинал свой проект. Сейчас он остался точно таким же. За полгода не было сделано ничего. Мой проект просто проигнорировали. Для чего тогда шли бурные обсуждения с комитетом по совершенствованию государственного управления при правительстве? Почему в Минобразе и Минэкономике были согласны с моими доводами, но в Паспорт региональной составляющей нацпроекта «Образование» наш проект не вошел? Все, над чем я работал, исчезло, как дым. Это была работа ради работы? Тренинги, обсуждения, согласования… То есть, с одной стороны, все знают обо всем, но с другой – ничего не делают? Я считаю, что это саботаж нацпроектов в Бурятии! – возмущен преподаватель. 

Мы обратились за комментарием в Минобраз Бурятии. И по традиции  получили от ведомства официозно-непонятный ответ, который приводим в сокращении. 

«Паспорт региональной составляющей нацпроекта «Образование» («Экспорт образования») сформирован Минобразом в соответствии с федеральным проектом  «Экспорт образования» и с учетом предложений образовательных организаций высшего образования, находящихся на территории республики. 

Предложения О.Ю. Николаева по созданию центра экспорта образовательных услуг были заслушаны на ряде совещаний. В июне 2019 года проведено совещание по вопросу реализации региональной составляющей национального проекта «Образование» («Экспорт образования») под председательством К.В. Вырупаева. По итогам совещания БГУ дано поручение представить финансово-экономическое обоснование и пояснительную записку, включая нормативно-правовое основание по созданию центра содействия экспорта образовательных услуг в РБ, на основании которого будет проработан вопрос с Министерством финансов РБ по возможности финансирования проекта О.Ю. Николаева из средств республиканского бюджета. В настоящее время никаких документов в Министерство образования и науки РБ не поступало. 

Также необходимо отметить, что проект О.Ю. Николаева представлен как проект частного лица, т.е. лица, не уполномоченного университетом, что не предполагает национальный проект «Экспорт образования». 

Иными словами, если перевести на русский язык, «мы сами с усами» и чужаки нам не нужны. Даже если их проекты и хороши. А хочешь попробовать быть в нашей стае, изволь самостоятельно собрать килограмм документов и заявиться на конкурс. Хотя такая позиция не очень понятна. Если бы речь шла о личном бизнесе и выгоде, к примеру, образовательном центре ИП Николаев, такой ответ был бы логичен. Но когда сама республика заинтересована в такого рода проектах, то почему бы не помочь инициативным людям с реализацией? Или все дело в том, что в этом случае пробелы профильного министерства станут слишком для всех очевидны?.. 

Ольга Лазарева, «Номер один». 
© 2012 — 2024
Редакция газеты GAZETA-N1.RU
Все права защищены.