Выборы мэра Улан-Удэ. Одиннадцать не друзей

8 сентября 2019 года – всенародные выборы мэра Улан-Удэ. Их не было давно
A- A+
Мэра и его замов выбирали депутаты горсовета. Теперь градоначальника изберет народ. 

Кандидатов на эту должность набралось много. Их хватит, чтобы укомплектовать целую футбольную команду. О своем выдвижении в избирком заявили 11 человек. Рассмотрим подробнее эту «дружину». В ней, выражаясь спортивным языком, есть «играющий тренер»: Игорь Шутенков уже де-факто исполняет обязанности мэра. А кто остальные десять человек? 

Продолжая футбольные аналогии, разделим их на три группы. В футболе есть линии защиты, полузащиты и нападения. Мы в своем кратком анализе тоже разобьем кандидатов на три условные группы: «партийцы», «обиженные» и «фрики». Сразу поясним, что ничего обидного в такой классификации мы не подразумеваем. 

Скажем, сленговое слово «фрик» всего лишь означает человека с ярким внешним видом либо с неординарным мировоззрением. Ниже выясним, что в введенной нами классификации  весьма размытые границы и некоторые кандидаты легко вписываются сразу в две, а то и в три обозначенные категории. Итак, начнем.

«Партийцы»

Это  те, кто выдвинут политическими партиями. Таких набралось пять человек. В стане «партийцев» есть три представителя «системной оппозиции». От КПРФ идет Вячеслав Мархаев, от ЛДПР - Николай Чимитов, от «Справедливой России» - Геннадий Бадмаев. Еще двое выдвинуты партиями, которые (в силу их мизерной роли в политической системе страны) вполне можно назвать декоративными. От КПСС (компартия социальной справедливости) выдвинут Батодалай Багдаев. От «Гражданской платформы» на выборы идет Алексей Хандархаев.

У этих кандидатов есть техническое преимущество. Им не нужно собирать подписи избирателей в поддержку своего выдвижения. Экономия сил и средств: ведь достоверных подписей в избирком нужно предъявить 1466 штук.

Вячеслава Мархаева выбрали в качестве кандидата на региональной партконференции БРО КПРФ. Как это принято у большевиков, выбирали его безальтернативно. Молодому депутату Хурала Баиру Цыренову пришлось молча уступить дорогу старшему товарищу по партии. За кандидатуру Мархаева проголосовали единогласно. 

Про Николая Чимитова сказать особенно нечего. Кроме того, что он  самый молодой из всех кандидатов в мэры (1985 года рождения). Впрочем, ставка на молодых в партии Жириновского – давно запатентованный прием. Скажем, лидеру БРО ЛДПР Сергею Дорошу – 32 года. Почему же он сам не пошел в мэры? Есть предположение, что Дорош собирается поучаствовать в выборах в Госдуму в 2021 году и ход с выдвижением Чимитова – его хитрая задумка увеличить число сторонников ЛДПР, притянув бурятские голоса. Комментируя это выдвижение, Дорош сказал: «Наш выбор пал на Николая не случайно. Он имеет опыт работы в строительстве». Коротко и ясно. А чего еще вы хотели услышать? К слову, Чимитов одновременно баллотируется и в мэры, и в депутаты горсовета. Как говорится, и рыбку съесть, и кости сдать.

На оба фронта воюет и Геннадий Бадмаев. Он тоже параллельно с походом в мэры целится в депутаты горсовета. Бадмаев – известный в городе коммунальщик. Руководит ТСЖ «Уютный двор». Вероятно, его поход в политику связан с желанием защищать и продвигать свои деловые интересы.

Кандидаты от КПСС и «Гражданской платформы» (Батодалай Багдаев и Алексей Хандархаев соответственно) – люди в городе известные. Первый – популярный телеведущий. Второй – депутат горсовета и одновременно заместитель мэра. В попытке дать краткую характеристику этим кандидатам мы переходим ко второму разделу нашей символической классификации – «обиженные».

«Обиженные»

Бато Багдаев – человек талантливый и популярный. При этом не лишенный признаков «фрика». Всем широко известны его эксцентричные выходки вроде выкриков «Китайцы!» или недавнего одиночного пикета у стен городской администрации с целью «изгнать нечисть из стен мэрии». В категорию «обиженных» он попадает благодаря нескольким обстоятельствам. Не попал в Хурал. А очень хотел. В связи с этим очень обижен на Мархаева, который, по словам Батодалая, давал ему слово офицера в том, что Багдаев станет депутатом. Однако сегодня Бато довольствуется скромной ролью помощника депутата Хурала Игоря Бобкова. С телевизионной карьерой в последнее время тоже все не слишком гладко. Сперва Багдаев лишился части своих телевизионных проектов, а на днях  и вовсе рабочего места: на следующий день после скандального пикета Багдаева на порожках мэрии, где Бато «изгонял нечисть» из стен этого учреждения, его самого уволили без объяснения причин.

Мотивы Алексея Хандархаева понять несложно. Вероятно, он рассчитывал на какую-то весомую должность. Но не получил ее. И вообще не вписался в новую городскую команду. Поэтому решил попробовать силы в состязании за кресло градоначальника. Не факт, что он всерьез рассчитывает на свою победу. Но вспомним, что пять лет назад Хандархаев оказался примерно в такой же ситуации, что и сегодня: Голков не хотел его видеть в своей команде и приложил силы, чтобы Хандархаев канул в политическое забвение. Но Алексей Сергеевич сумел мобилизовать ресурс и не просто выиграл выборы в горсовет, но и занял один из ключевых постов в мэрии.

В стан «обиженных» вписывается и Вячеслав Мархаев. Как известно, в 2017 году он не смог пройти муниципальный фильтр на выборах главы республики. В связи с этим крайне обижен на главу Бурятии Цыденова, о чем постоянно вспоминает не только в приватных разговорах, но и публично. Таким образом, именно обида движет полковником в его решении принять участие в выборах мэра Улан-Удэ. Иначе сложно объяснить, с чего политик федерального уровня, привыкший к уютному московскому кабинету, решил погрузиться в кошмар городского хозяйства провинциального Улан-Удэ. Впрочем, дни Мархаева в Совете Федерации, вероятно, сочтены: делегировавший его туда губернатор Иркутской области Левченко едва ли сохранит свой пост и сможет пойти на второй срок.

Еще один кандидат, которого мы не упоминали выше, – Мункожап Бадмаев. Почему вспомнили о нем в категории «обиженные»? Мункожап Баторович в мае этого года потерял должность главы полномочного представительства РБ при президенте РФ. Формально он написал на имя главы республики заявление «по собственному желанию». Но мы понимаем, что с таких должностей добровольно не уходят. Поработав в Татарстане (кстати, тоже недолго) и в Москве, Мункожап Бадмаев решил пойти на выборы мэра Улан-Удэ. Есть мнение, что Мункожапа интересует не результат выборов, а сам процесс. Очень похоже, что свою избирательную кампанию он станет использовать как предлог для проведения атаки на Алексея Цыденова в масс-медиа и соцсетях. Словно в подтверждение этой догадки Бадмаев в эти дни активно налаживает контакты с бурятскими СМИ, стараясь замотивировать не только отдельных журналистов, но и целые редакции. 

Еще одного кандидата (очень условно и весьма заочно) можно пока что включить в список «обиженных». Это  журналист Евгения Балтатарова. Обидно ей может стать только в одном случае: если не удастся собрать нужное количество подписей. Повторимся, задача эта непростая.

Фрики

Самый пикантный раздел нашей классификации. Сюда мы включаем Евгения Меньшикова, Алексея Карнаухова и Николая Красикова.

Меньшиков вполне достоин титула «профессиональный член». В его политической биографии  целая россыпь «членств». Тут и «Гражданская сила», и «Правое дело», и ЛДПР. Всего не упомнишь. Очень разноцветный политик. Впрочем, на выборах мэра не смог заручиться поддержкой какой-либо партии. Идет самовыдвиженцем.

Карнаухов. Ограничимся двумя штрихами. Из официальных данных кандидата: «Временно не работает». Из сообщений местных СМИ: «Бегал по правительственному зданию без одежды и с топором». На этом, пожалуй, все о кандидате.

Красиков. Пенсионер из Джиды. Ветеран избирательных кампаний. Самый возрастной кандидат (72 года) и, пожалуй, самый загадочный.

Впрочем, разгадок, скорее всего, искать и не придется. Существует большая вероятность того, что фамилий фриков мы не увидим в избирательных бюллетенях. Едва ли им удастся самостоятельно собрать необходимое число подписей. Впрочем, есть возможность, что подписи им поможет собрать кто-то другой. Информированный источник по этому поводу сообщил, что Меньшиков и Карнаухов идут в одном строю с Мархаевым, из чего можно сделать вывод, что Мархаев как минимум заинтересован в их выдвижении, а как максимум  может помочь собрать им подписи силами своих однопартийцев. 

В финале нашего обзора  несколько слов об «играющем тренере», как мы назвали в самом начале Игоря Шутенкова. Он совмещает избирательную кампанию с деятельностью градоначальника. Занимается благоустройством, пытается решать «мусорную» проблему. Обо всем этом достаточно информации в местных газетах и на ТВ. Поэтому не будем здесь подробно обсуждать его работу. Лишь сделаем предположение: Шутенков – главный фаворит этой гонки. В этом качестве его объективно легко оценивать по ежедневной работе, в отличие от других кандидатов, которые пока заметны лишь по печатным агитационным материалам и «безобидным шалостям». 

Впрочем, прогнозы в политике, как и в медицине, дело неблагодарное. На все вопросы ответят жители Улан-Удэ, которые придут 8 сентября на избирательные участки.

Артем Самсонов, «Номер один». 
© 2012 — 2024
Редакция газеты GAZETA-N1.RU
Все права защищены.