Последний инвестор

В Бурятии успешному аграрию «шьют дело»
A- A+
Предприниматель Дмитрий Климов, владелец фирмы «Кировец» и сельхозпредприятия «Тугнуй», которые успешно работают десятилетиями, сегодня лишь печально разводит руками. Его попытка заняться сельским хозяйством привела к тому, что бизнесмен неожиданно для себя оказался под следствием. 

Черт дернул 

- Знай, что все так обернется, то вкладывать деньги в село бы не стал. Торговал бы запчастями и жил спокойно. В фирме все было отлажено – провел планерку утром и свободен.  Но черт дернул связаться с сельским хозяйством, - сокрушается Дмитрий Климов. 

И действительно. Родом он из села Тамир, но родители в сельском хозяйстве не работали, только держали подворье. Так что никакой потомственной тяги к аграрному производству не было. По военной специальности – десантник. Служил в ВДВ, да еще в самой ее разведке. По гражданской специальности – железнодорожник. Начинал работу на станции Тайшет. Потом, вернувшись в Бурятию, окунулся, как и многие тогда, в бизнес. Создал фирму «Кировец» и отладил в ней все с железнодорожной пунктуальностью или военной дисциплиной (кому как нравится).

Собственно, именно этим «Кировец» снискал репутацию надежного партнера у всех руководителей ведущих сельхозпредприятий республики, которые чуть позже и выступили в роли того самого «черта». Но об этом чуть позже.

А в июне 2018 года года в компанию «Тугнуй» с обыском пришли сотрудники УФСБ, изъяли документы, жесткие диски с компьютеров. И спустя месяц объяснили суть претензий – «мошенничество в особо крупном размере». Оно якобы заключалось в том, что Дмитрий Климов похитил 1,2 млн рублей за счет возмещения субсидии Минсельхоза Бурятии на приобретение техники для СП «Тугнуй». Возмещалось 50% от затрат. Следствием вменяется четыре эпизода по технике:  трактору, комбайну, сенокосилке, кормораздатчику и поливным агрегаторам.     

По версии следствия, ООО «Кировец» продал СП «Тугнуй» эту технику, произведя наценку. Часть этой наценки оказалась просубсидирована. Владелец у двух предприятий  один. Следовательно, он незаконно обогатился. Хотя на самом деле «Кировец», поставляя технику «Тугную», включил в наценку только транспортные расходы за доставку ее из других городов Сибири и НДФЛ, который Дмитрий Климов платит как предприниматель. Плюс часть этой техники пришлось доукомплектовывать в Бурятии.  Прибыль в эту сделку не закладывалась изначально.  

Расходы доказаны

Все это было проверено комиссионно Минсельхозом республики. Подтверждено, что техника на месте, работает, проверены все платежи. В том числе за транспортные расходы. Оказалось, у транспортной фирмы, выступившей партнером «Кировца», они даже ниже, чем у других аналогичных компаний.  Более того, техника заложена в «Россельхозбанке», который, естественно, тоже проверил всю ее историю и рыночную стоимость оборудования. Иными словами, признаков фиктивности сделки нет, завышения цен не выявлено.      

Кстати, и само следствие не выявило нарушения в закупке «Кировцем» у Росагролизинга двух разукомлектованных комбайнов по бросовой цене в 500 тыс. рублей каждый, которые потом доукомплектовывались и продавались по цене 2,5 млн рублей. А это в два раза ниже, чем у новых комбайнов.

Что же тогда остается? Только одно: аффилированность «Кировца» и «Тугнуя» с одним лицом - Дмитрием Климовым. Любопытно, следствие само признается в этом, направив представление в Минсельхоз. В документе говорится, что в положение о распределении субсидий надо включить пункты о невозможности участия в подобных операциях аффилированных лиц и о необходимости проверки фактической торговой наценки. Выходит, и в этом пока ничего не нарушено!

Кому это выгодно?

Кому и зачем понадобилось пытаться уничтожить успешного сельхозпредпринимателя? Предпринимателя, ставшего первым и оставшегося сейчас, по сути, единственным местным инвестором, вкладывающим свои деньги в аграрный сектор экономики? А это около 300 млн рублей за эти годы. Эффективность использования субсидий - 82 рубля на 1 рубль субсидии. В рейтинге самого Минсельхоза «Тугнуй» по этому показателю опережают только такие крупные предприятия, как «Восточно-Сибирский свинокоплекс» и «Улан-Удэнская птицефабрика». 

А далее судите сами. С 2006 года, когда возник «Тугнуй», а возник он просто в силу того, что с «Кировцем» аграрии часто рассчитывались бартером и однажды глава Мухоршибирского района предложил Дмитрию Климову не продавать полученное зерно, а просто посеять. Вот  эти первые всходы превратились в стабильное хозяйство животноводческого направления. Сейчас за ним числится 5200 гектаров заброшенных ранее земель (зерновые, кормовые, сенокосы, пары). 

В «Тугнуе» разводят племенной скот казахской белоголовой породы. Это племенной репродуктор, который начал выводить андриановскую породу герефордов! Маточное поголовье - 520 голов. Общее поголовье скота - почти 1300 голов. Дмитрий Климов – один из тех, кто возрождает заброшенную уникальную Тугнуйскую оросительную систему. 

Сейчас за неимением дотаций, субсидий и кредитов (банки отказали после запросов следствия) производство приходится сокращать. Засеяно 1400 гектаров вместо планировавшихся 3200).  Это значит, что осенью придется сильно сбрасывать поголовье скота. Иными словами, дело идет к закрытию предприятия. Кто будет в выигрыше? Ответ очевиден – никто. И узнать ответ на вопрос «кому выгодно?»   невозможно.

- Это дело находится на контроле главы Бурятии и на моем контроле, - говорит бизнес-омбудсмен республики  Чингис Матхеев. - Я побывал в «Тугнуе». Действительно, вся техника там на месте, незаконных отчуждений ее нет. Могу подтвердить, что все известные руководители-аграрии республики поддерживают Дмитрия Климова, называя его лидером отрасли.

По словам руководителя Россельхозцентра по Бурятии Намжила Мардваева, «многие дела в отношении предпринимателей у нас высосаны из пальца»:  «Вся беда Дмитрия Климова заключается в том, что он прямой и честный человек, который говорит то, что думает. Он самостоятелен и никому не кланяется. Если уничтожат его предприятие, то уничтожат, по сути, последнего аграрного инвестора в республике. А считать закрывшихся или ушедших ранее - уже поздно. 

Что ж, действительно беда.    

 P. S. Пока верстался номер, стало известно о том, что руководитель Следственного управления ФСБ дело Дмитрия Климова, подготовленное следователем для направления в суд, возвратил на дополнительное расследование. Может быть, не все еще потеряно?     

Артем Самсонов, «Номер один».
© 2012 — 2024
Редакция газеты GAZETA-N1.RU
Все права защищены.