Стереть с лица земли

Улан-удэнцев огнем выживают из центра города
A- A+

Судьба старых домов в самом центре Улан-Удэ повторяется как под копирку. Долгие годы они мирно спали, не вызывая интереса ни у городских властей, ни у строительных организаций. Но время пришло, и на них устроили охоту. Старые дома по улице Некрасова, что за «Прогрессом», не исключение. Каждый из них прошел свой «скандальный» путь через огонь, воду и судебные тяжбы.

Ночный поджог

В начале октября прошлого года трагическую судьбу многих столичных «деревяшек», стоящих на лакомых землях центральной части Улан-Удэ, разделил пятиквартирный дом по адресу Некрасова, 13. В полночь 5 октября, когда практически все жильцы дома спали, дом неожиданно загорелся. Первым занялся тамбур, после чего огонь перекинулся на стены и кровлю. Двенадцать жителей дома смогли спастись, а один – 80-летний дедушка из квартиры №1 – задохнулся угарным газом.  

Больше всего от огня пострадала квартира погибшего пенсионера. В пожаре сгорела крыша по всей площади, обгорели стены, огонь повредил три верхних венца дома. Залитый водой дом стал непригоден для жилья. Несколько людей еще немного пожили в обледенелом доме, а потом съехали. Правда, не все. Один из них, Евгений Англичанов, владелец трешки, остался сторожить дом. Семью – жену и двоих маленьких детей – отправил к знакомым, добрые люди приютили погорельцев в крошечной коммунальной квартире.

- Я остался на Некрасова, только за месяц машину дров стопил, чтобы квартиру просушить, но все равно было сыро и холодно. В прошлое воскресенье я переехал к семье, детей три месяца не видел. Коллеги по работе помогли нам снять квартиру. Что будет дальше - неизвестно, - делится Евгений Анатольевич.

Вечер, когда семья осталась без крыши над головой, он запомнил на всю жизнь. Был обычный вечер, дети уже легли спать. Супруги смотрели телевизор, когда с улицы послышался шум. Евгений, привыкший к крикам и дракам пьяных гостей расположенного неподалеку увеселительного заведения, решил, что за окном в очередной раз кто-то дебоширит. Но когда кто-то из соседей разбил окно и прокричал: «пожар!», он выбежал на улицу. Потом вместе с женой быстро собрал детей, документы и выскочил из дома.

- Пожар возник в тамбуре, где находятся две квартиры. Электрики там нет, двери в сени никогда не запирались. Нам сразу сказали, что это был поджог, - рассказывает Евгений.   
       
Согласно выводам экспертизы №98-2018, «очаг пожара находился снаружи жилого дома в северо-восточной части, в месте расположения квартир №1 и №2. Причиной пожара послужило внесение в очаговую зону пожара открытого источника огня при искусственном инициировании горения». Попросту говоря, дом кто-то поджег.

Поджигатель с ногами «иксом»

- По факту возгорания дома по улице Некрасова, 13, в котором погиб 80-летний пенсионер, было возбуждено уголовное дело по ч. 2 ст. 105 УК РФ («Убийство, совершенное общеопасным способом»), - сообщает Мария Ефимова, следователь СО по Советскому району СУ СК РФ по РБ. - Нами были изъяты материалы с камер наружного наблюдения, установленных рядом с местом происшествия, на которых видно молодого человека с сумкой. Он проходит рядом с домом, затем подъезд резко загорается, далее видно, как он идет обратно, оглядывается на горящий дом и убегает.

Следственные органы предполагают, что именно этот парень кинул в тамбур дома бутылку с зажигательной смесью. Сделал он это из хулиганских побуждений или специально, пока неизвестно. Этого молодого человека, предположительно, студента, пока не удалось разыскать.

- Худощавый парень имеет особенность – при ходьбе он немного переваливается из стороны в сторону, проще говоря, у него ноги «иксом». Возможно, по видео кто-нибудь из горожан опознает его и сообщит об этом в правоохранительные органы, - говорит следователь.

Параллельно со следственным комитетом полиция возбудила уголовное дело по статье  «Умышленное уничтожение или повреждение имущества». Полицейское дело сейчас приостановлено как нераскрытое, сейчас решается вопрос о приобщении его к делу об убийстве.  

Пока следственные органы разбираются в обстоятельствах пожара, владельцы сгоревшего жилья переживают, что с ними может произойти то же самое, что и с жильцами соседних домов. Ведь «деревяшки» по Некрасова, 15/1 и 15/2, которые некогда стояли на месте пристроя к шикарному офису Отделения Пенсионного фонда РФ по РБ, тоже поджигали, правда, тогда обошлось без жертв и сильных разрушений. Многие грешили на пироманов, которых, кстати, так и не нашли.

За поджогами последовали выселение, судебные тяжбы, которые окончились для жителей «деревяшек» практически ничем. Они остались недовольны не только предоставленным взамен жильем, но и действиями властей. Для жильцов дома по Некрасова, 15/1, стало большим сюрпризом, что, несмотря на то, что половина квартир в их доме была приватизирована, земля под домом без их ведома по-тихому перешла в руки государства. Оказалось, что право на земельный участок зарегистрировал за собой Пенсионный фонд страны.    

«Золотые» шесть соток
 
Помня эти истории, погорельцы соседнего дома уверены, что сейчас кто-то настойчиво выкуривает их с обжитых мест. Они прекрасно понимают, что желающих на лакомый кусок земли в самом сердце Улан-Удэ много, а поджог – это лишь способ их запугать, а заодно и выселить, чтобы удобнее было освободить участок от дома, который портит архитектурный облик столицы.  

- Скорее всего, нас этим поджогом просто выживают. Кто мы для власть имущих? Да никто. Думаете, кто-то будет соблюдать наши права? Сомневаюсь. Найдут кучу с виду законных способов, как выкинуть нас с земли, - считает Евгений Англичанов.

Предвидя нарастающий год от года интерес к земле, на которой стоит дом, и реальную возможность уничтожения «деревяшки», владельцы квартир по Некрасова,13, оформили землю под домом и придомовую территорию в собственность. Сейчас 12 собственников имеют в равных долях 634 квадратных метра, что зафиксировано в кадастровом паспорте.  

В 2017 году, предчувствуя, что скоро из-за «золотых» шести соток может начаться война, они решили выставить землю на продажу. Кто-то из жильцов обратился за помощью к риелтору, который вскоре «обрадовал» владельцев земли выгодным, как он говорил, предложением. За участок он предлагал 13 млн. Получалось, что каждый из 12 владельцев получил бы по миллиону.

- Меня это не устроило. Что я куплю на эти деньги? Сейчас у меня трехкомнатная квартира в центре города, а больше ничего в собственности нет. Мне с семьей негде жить. Покупатели, в том числе и строительные фирмы, приходили и уходили, сумма в 30 млн, которую мы просили, по 2,5 млн на каждого владельца, их не устраивала, - рассказывает Евгений Анатольевич.  

После пожара на владельцев вышла некая Светлана, представилась посредником и предложила от имени некоего покупателя 17 млн рублей, но и эта сумма показалась хозяевам квартир неадекватной расценкам на землю в центре города.

«Намерены бороться до конца»

Владельцы земли – простые люди, многие из них люди преклонного возраста. Оказавшись в непростой ситуации, они просто не знают, как грамотно и без ущерба распорядиться своим имуществом. Они боятся, что их обманут, что вполне реально.

Практика по подобного рода делам известна по всей стране. Власти могут через суд понудить владельцев сгоревшего дома привести его в нормальный вид, иными словами, отремонтировать, чтобы он не портил облик города. Могут признать аварийную «деревяшку» опасной для горожан и заставить владельцев снести ее. А там дело техники. Голый участок, не обремененный постройкой, легче выкупить у собственников. Под предлогом государственных или муниципальных нужд (для какого-нибудь сквера или автомобильной парковки) власть имущие могут выкупить ее у владельцев, причем по цене, которая вряд ли их устроит.       

Хозяева земли пока находятся в ожидательной позиции. Они верят, что власти пойдут законным путем, а если нет, то готовы защищать свои права.

- Я намерен бороться до победного конца, - твердо восклицает Евгений Анатольевич. - У меня там 50 квадратов земли, я там дом построю и буду жить вместе с семьей. Кто меня оттуда посмеет выгнать?  

Сейчас в сгоревшем доме живут лишь стая собак да бездомные, которые, по распоряжению хозяев квартир, охраняют оставшиеся вещи и берегут дом от возможного  уничтожения. Что будет со старинным домом и его владельцами, покажет время. Мы со своей стороны будем следить за этой непростой историей.  

Любовь Ульянова, «Номер один»
© 2012 — 2024
Редакция газеты GAZETA-N1.RU
Все права защищены.