От чего умирают леса

Помимо пожаров и лесорубов, зеленые легкие погибают от рака и паразитов
A- A+
На фоне лесных пожаров в Сибири, дым от которых добрался уже до Аляски, «черных», «серых» и «белых» лесорубов, есть и другие опасности для нашей тайги. Деревья гибнут от болезней и паразитов. Хотелось бы сказать, что эти процессы – природные и люди не имеют к ним отношения. Но, к сожалению, это не так.

Не спасет даже живица

Пока одни для сохранения кедровых лесов высаживают молодые деревья, другие  калечат вековые кедры. Из-за колотушек, которыми орудуют сборщики, кедр становится беззащитен перед инфекциями и вредителями. О болезнях и вредителях леса мы поговорили с заместителем директора филиала ФБУ «Рослесозащита» «Центра защиты леса Республики Бурятия» Андреем Спиридоновым.

Продажей дикоросов сегодня зарабатывают многие. Правильным и, самое главное, безопасным для леса способом считается сбор только упавших на землю шишек. Однако большинство предпочитают долбить по стволу колотом – чуркой на длинной ручке. Подбирать с земли кедровые шишки, упавшие сами собой, - дело нудное и неприбыльное. Вот поэтому и появляются регулярно на кедровых деревьях свежие раны от варварской добычи.

 - Получив рану, дерево пытается ее как можно быстрее залечить. Начинается смолотечение. Дерево тратит на это свои иммунные силы. Если одна рана - полбеды. Растение справится, вылечит само себя. А если постоянно? Только засмолило, залечило ссадину, а по ней или рядом снова колотом со всей возможной силой! Контроля-то нет. В доступных местах каждый кедр и по десять, и по двадцать человек за один сезон околачивать могут. Увидели снизу, что еще пара шишек на дереве осталась, и давай стучать, пока не стряхнут их на землю, - рассказывает Андрей Спиридонов.

Через свежие раны в древесину попадают различные паразиты: усачи, пилильщики и древесные грибы, которые уничтожают кедр за каких-то семь-десять лет.

- Дерево при таком обращении погибнет. Это поврежденное место на коре как рана у человека – доступно для микроорганизмов; на вид, может, и здоровое, но уже - труха. И живица не поможет, потому что все оголенное. Нужно бы как-то следить за сборщиками, но кто этим будет заниматься? – говорит лесопатолог.

Воздушно-капельным путем

Пострадавшее от заготовщиков дерево становится легкой добычей для возбудителей различных заболеваний. Одно из самых опасных – бактериальная водянка. Сейчас защитников леса больше всего беспокоит состояние насаждений в двух лесничествах – Гусиноозерском и Бабушкинском. Однако есть «заболевшие» и в Байкальском биосферном заповеднике, и в Тункинском нацпарке, а также у соседей  в Иркутской области.

- Наблюдение за распространением бактериальной водянки кедров мы ведем с 2010 года, степень повреждения леса и площадь распространения постепенно увеличивается. Некоторые деревья уже полностью засохли. Как определить, что у растения водянка? Оно становится слабым, начинает сохнуть, хвоя желтеет, появляются поперечные и продольные трещины в коре, из них активно вытекает смола, - объясняет заместитель директора Центра защиты леса.

А еще наукой установлено, что заражение кедров бактериальной водянкой происходит воздушно-капельным путем. Деревья заражают друг друга почти так же, как люди заражаются друг от друга гриппом. Они, правда, не кашляют и не чихают – перемещение бактерий с больных кедров на здоровые происходит во время тумана. Если защитный слой здорового дерева - кора – поврежден, через эту рану и проникнет смертоносная бактерия.
Предвосхищая вопрос о том, есть ли способы борьбы с этим заболеванием и применяют ли их лесопатологи, наш собеседник говорит, что единственной эффективной мерой являются сплошные рубки.

- Шансов вылечить больные деревья - практически никаких. Для оздоровления лесов нужно как можно скорее остановить распространение болезни и устранить источник заражения, чтобы защитить примыкающие здоровые массивы, - говорит Андрей Спиридонов.

Казалось бы, все просто – вырубить больные деревья. Однако есть загвоздка – многие пораженные водянкой территории находятся в водоохранной зоне Байкала, а там сплошные рубки запрещены.

- Там можно убирать лишь погибшие деревья, другое дело - кедровники больные, слабые, но еще живые, не усохшие. Они - источник заражения прилегающих массивов, которых водянка всерьез еще не коснулась. Их нужно тоже убирать, но сплошные рубки, пусть даже санитарные, запрещены, - сетует заместитель директора Центра защиты леса.

Поэтому специалистам приходится довольствоваться выборочными рубками. Однако должного эффекта это не дает. Таким образом, пояс особо ценных кедровых лесов, который тянется от Бурятии через Иркутскую область до Красноярского края, сегодня находится под угрозой полного усыхания.

Диагноз: «рак»

Если водянка атакует кедры, то соснам докучает другая болячка – смоляной рак.
 
По словам Андрея Спиридонова, это довольно распространенное заболевание, встречается и в лесных, и в городских насаждениях. Его жертвой чаще всего становится сосна обыкновенная. Виновниками данной болезни являются возбудители – ржавчинные грибы.
Заражение происходит через молодые побеги - грибница проникает в клетки древесины и смоляные ходы, разрушает их, вследствие чего смола пропитывает близлежащие слои древесины и вытекает наружу. Через два-три года после заражения дерево прекращает расти.

- Состояние дерева зависит от расположения и количества ран на стволе. При поражении вершины происходит ее усыхание.  Если усохшая вершина меньше половины длины кроны, то сосна может прожить еще довольно долго. Если гриб проник в середину ствола, дерево погибает очень быстро – оно засыхает либо его может сломать порыв ветра. Больные сосны заселяются стволовыми вредителями – они ускоряют отмирание деревьев в очагах болезни, - поясняет наш собеседник.

Шелкопряд под контролем

Еще один опасный вредитель – сибирский шелкопряд – уже практически не угрожает лесам Бурятии.

В прошлом году лесопатологи были обеспокоены судьбой кедрачей в Окинском районе: шутка ли - хвоегрызущий вредитель захватил 16 тысяч гектаров лесов. Был очаг и в Селенгинском районе. Максимальное количество гусениц на одном дереве, которое приходилось наблюдать защитникам леса, достигало двух тысяч особей.

- Если лиственница может выдержать до трех объеданий хвои за год, то кедр погибает уже при однократном объедании шелкопрядом. Помимо кедров и лиственниц, поражались и пихты. Республиканское агентство лесного хозяйства провело авиационные мероприятия по уничтожению сибирского шелкопряда в очагах препаратом «Лепидоцид СК», погибли практически все гусеницы – эффективность составила 90%. Сейчас угрозы насаждениям нет, - радуется результатам Андрей Спиридонов.

Недавно лесопатологи выезжали в Окинский район и сами убедились, что половина кедрачей спасена: даже сильно объеденные кедры дают прирост, и на всех имеется шишка. 
По прогнозам заместителя директора Центра защиты леса по Республике Бурятия, в ближайшее время шелкопряды исчезнут.

- На 2017-2019 годы пришелся пик активности сибирского шелкопряда, это связано с солнечной активностью, засухой. После 20 лет засухи начинаются дождливые периоды, прогнозируется снижение численности в популяциях сибирского шелкопряда, - подытоживает лесопатолог.

Тем не менее угроза лесам все еще существует. Чтобы ее устранить, потребуются, скорее всего, миллиарды рублей и полная перестройка нынешней системы защиты леса. Произойдет ли это, вопрос открытый. Пока что каких-то радикальных мер не видно даже на горизонте.

Лариса Ситник, «Номер один».
© 2012 — 2024
Редакция газеты GAZETA-N1.RU
Все права защищены.