19.08.2019
Владельцев незастрахованных по ОСАГО автомобилей вычислят через дорожные видеокомплексы

Завершается испытание системы автоматической проверки наличия полиса ОСАГО с помощью дорожных камер, которая в случае ее успешности будет внедряться в российских регионах. Однако в ближайшее время подобная система вряд ли заработает и в Бурятии, поскольку на внедрение интегрированной системы ГИБДД-РСА не заложены средства в бюджете. 

Каждый пятый без полиса

Напомним, что сегодня штраф за управление автомобилем без полиса ОСАГО составляет 800 рублей. При оплате в течение первых 20 дней он может быть уменьшен до 400 рублей. В Бурятии, по приблизительным оценкам, каждый пятый водитель ездит без полиса ОСАГО.

- За 10 месяцев 2019 года по статье «Вождение автомобиля без полиса ОСАГО» в Бурятии было вынесено свыше 10 тысяч административных постановлений, - сообщила «Номер один» инспектор по особым поручениям   УГИБДД МВД Бурятии майор полиции Наталья Шагдуржапова. - Ежегодно отмечается рост числа штрафных постановлений.

Одна из причин нежелания водителей страховаться - высокая стоимость полисов ОСАГО для нашего региона. Так, в Улан-Удэ в среднем стоимость страховки малолитражки составляет 7-8 тыс. рублей. Страховка может быть дешевле в случае безаварийной езды, однако не всем везет в течение пяти лет ездить без происшествий, чтобы получить 50%-ную скидку на полис. К тому же и наличие страховки не гарантирует возврата денег в случае ДТП.

- Осенью прошлого года я не по своей вине попала в ДТП на беспробежной «Тойоте-Витц», ущерб составил более 300 тыс. рублей, - рассказывает свою печальную историю улан-удэнка Екатерина Смолина. - Мы оба были застрахованы, однако компания СОГАЗ не спешила мне выплачивать страховое возмещение, и пришлось почти год судиться с ней и взыскивать ущерб.  Но деньги до сих пор они не получили. 

По ее словам, долгое время битая машина стояла в гараже, потом ее пришлось продать за копейки. Причем, жалуется улан-удэнка, за срыв сроков возмещения суд присудил страховой компании еще 50 тыс. рублей, но даже выплату этих денег компания затягивает. 

Тем не менее юристы отмечают, что езда без страховки очень опасна, поскольку дорожная ситуация в Улан-Удэ весьма напряженная, на улице полно лихачей, и риск попадания в ДТП весьма высок.

Авось не пронесет 

И в случае крупных аварий, особенно с участием новых автомобилей, ущерб для семейного бюджета может составить просто неподъемные суммы.

Однако многие жители Бурятии по-прежнему не спешат в страховые компании, надеясь на авось. Поскольку для значительной части автомобилистов стоимость полиса ОСАГО слишком высока. Вдобавок часть граждан используют автомобиль от случая к случаю по самым разным причинам - от пробок на дорогах до экономии бензина. Есть и те, кто пропустил сроки действия полисов и продолжают ездить месяцами, пока случайно не обнаруживают его недействительность.

Также не страхуется и весьма существенная часть дачников, которые по-прежнему используют машину лишь в летнее время и то эпизодически.  Для некоторых бывает более выгодным даже заплатить штраф в 400 рублей, чем покупать полис. Между тем в Москве проходят испытания системы распознавания с дорожных камер номеров автомобилей, которые не числятся в электронной системе РСА (Российского союза автостраховщиков).

Пока же столичным водителям вместо штрафа за нарушение отправляют письма от ГИБДД с рекомендацией оформить страховку. Общее число выявленных нарушений за первый квартал 2019 года составило более 700 тысяч. Данные цифры говорят о том, что езда машин без полисов ОСАГО фиксируется камерами ежедневно. Фактически речь идет о том, что каждый выезд автомобилиста на дорогу без страховки гарантированно будет обходиться ему в 400-800 рублей в день. Иначе говоря, штрафы за месяц подобной езды без страховки в два раза превысят стоимость полиса ОСАГО за месяц.

Внедрение откладывается

По мнению экспертов, в случае запуска подобной системы в Бурятии в первое время также автомобилистам будут приходить напоминания о необходимости страхования. А через какое-то время начнут приходить административные постановления.  В результате часть автомобилистов будут вынуждены застраховаться, а часть  вообще перестать выезжать на дорогу.

Пока же внедрение системы сдерживает высокая стоимость интеграции баз данных ГИБДД и системы РСА. Ведь штраф за езду без полиса выносит ГИБДД, для чего системе необходимо будет сверить номера машин и проверить автовладельца по базе данных страховщиков. Которая, в свою очередь, должна сформировать перечень автовладельцев, у которых нет полиса.

Далее сведения возвращаются в ГИБДД, где формируется информационное письмо или штрафное постановление для направления по адресу регистрации владельца. Как видим, система достаточно сложная и пока ее испытывают на московских улицах. Когда ее запустят в регионах - неясно. Но точно не в 2019 году.

Дмитрий Родионов, «Номер один».
^