Пернатая угроза

Слабая защита от птиц в аэропорту «Байкал» может привести к катастрофе
A- A+
Экстренная посадка самолета A321 Москва – Симферополь с 226 пассажирами и семью членами экипажа после столкновения со стаей чаек высветила серьезнейшую проблему с обеспечением безопасности в аэропортах страны. Между тем и улан-удэнский аэропорт «Байкал» также не застрахован от подобных инцидентов, поскольку управлять птицами никто не научился, а техника противодействия орнитологической угрозе довольно таки допотопна.

Крылатая опасность

Современные турбины самолетов рассчитаны на то, что при попадании мелких птиц они продолжат свою работу. На испытаниях в двигатели даже забрасывают небольшие тушки куриц, чтобы посмотреть, потеряет ли мощность турбина или нет? Проблема, как выяснилось, не только в весе попадаемых в двигатели птиц, но и в их количестве. Если лайнер при взлете налетит на плотный поток крупных птиц, турбинам чаще всего приходит конец. Другой вопрос, что птицы не всегда попадают именно в двигатели - нередко они бьются об обшивку, оставляя лишь вмятины и не подвергая особой опасности летящих в самолетах пассажиров.

Напомним, что, по данным Росавиации, в 2018 году воздушные суда сталкивались с птицами порядка тысячи раз. Причем это только учтенные случаи, ведь в России ведомствами принято скрывать от общественности подобную информацию (чтобы «не нагнетать ситуацию») или постоянно искажать ее.

До недавнего инцидента в московском аэропорту большинство столкновений пернатых с самолетами были мелкими и не приводили к нарушениям в работе двигателей. Соответственно, отношение  пилотов к подобным угрозам довольно легковесное. Так, «героический» экипаж злополучного лайнера, судя по расшифровке переговоров пилотов с диспетчером аэропорта Жуковский, дважды проигнорировал предупреждение о том, что на поле наблюдаются птицы.

В таких случаях принимающий решение о взлете командир воздушного судна имел право  задержать полет до того момента, пока птиц не разгонит орнитологическая служба. А не идти на взлет, заведомо подвергая риску пассажиров. Увы, акты  героизма в России часто бывают следствием элементарного разгильдяйства.

Указки и шарики

Напомним, что нормативами во всех российских аэропортах безопасным расстоянием до взлетно-посадочной полосы установлена зона в 15 километров: в ней не должно быть никаких птиц - воробьев, ворон и чаек. Считается, что орнитологическая угроза будет уменьшена, если места образования стай птиц - свалки, сельхозпредприятия, водоемы  и т.д. - расположены дальше этой зоны.

На практике же птицы летают где им заблагорассудится. Нагревающаяся на солнце взлетно-посадочная полоса привлекает насекомых и, соответственно, птиц. Также пернатых интересуют в аэропортах благоприятные условия для гнездования, ведь обзор там довольно широк, а случайных людей или хищников нет. Поэтому в 2014 году в улан-удэнском аэропорту «Байкал» была создана орнитологическая служба, в арсенале которой имеются музыкальные светоотражающие шары и лазерные указатели, которые отпугивают птиц. Скажем так, негусто. Но поправимо.

- Акустических систем у нас нет, мы планируем закупку в ближайшее время, - сообщил гендиректор аэропорта «Байкал» Евгений Сивцов.

Добавим, что в аэропорту «Байкал» специалисты регулярно выкашивают траву вдоль ВПП и рулежных дорожек, не допуская роста числа насекомых. Также мужественно работники аэропорта борются и с грызунами  - кормовой базой птиц. До поры до времени это помогало. Тем более что несколько лет назад местным властям по неоднократным просьбам аэропорта «Байкал» удалось закрыть мусорный полигон в пяти километрах от аэропорта (в районе Сотниково), который привлекал множество чаек и ворон, самых опасных для лайнеров птиц.

Это заметно улучшило орнитологическую обстановку. Однако проблема заключается в том, что птицы привыкают к подобной «противовоздушной обороне» и приходится изобретать все новые и новые методы борьбы с крылатой опасностью. Их на сегодняшний день около трех десятков - от прямого отстрела пернатых до использования ловчих хищных птиц.

Однако методы все хуже помогают, поскольку специалисты орнитологической защиты не в состоянии  находиться 24 часа в сутки на взлетно-посадочной полосе и отпугивать птиц. Ведь те снова возвращаются. Не особо помогают и технологии использования охотничьих соколов и акустическое оружие в российских аэропортах. Ловчие птицы улетают на волю и не возвращаются, а ультразвук действует кратковременно.

Летают где придется

Никто не знает и как бороться со стаями перелетных  птиц, особенно когда маршруты их следования проходят по 15-километровой зоне аэропорта. Наши источники в авиационных кругах рассказывают, что самым действенным способом борьбы с птицами в одном из центральных российских аэропортов является периодическое забрасывание на окраине 15-километровой зоны какой-нибудь падали.

Туда сразу же слетаются пернатые и, пока длится трапеза, не донимают своими перелетами. Подобное российское «ноу-хау» плохо пахнет, но, как говорят, эффективно. Похоже, что-то подобное придется организовывать и в аэропорту «Байкал». Пока нас спасает редкое число взлетов и посадок.

Гендиректор аэропорта Евгений Сивцов сообщил, что за последние годы не было ни одного случая столкновения птиц с лайнерами в аэропорту «Байкал». Но с увеличением загрузки аэропорта риск инцидентов с птицами может стать существенно выше.

Осложняет ситуацию и растущая вокруг аэропорта жилая застройка, часть из которых самовольная, которая по всем параметрам попадает под снос. Соответственно, при нежелании населения платить за вывоз мусора на окраинах этих поселков периодически возникают хаотичные, несанкционированные свалки бытового мусора, привлекающие птиц. Поэтому, хотя местные власти периодически убирают мусор за местными жителями, каких-либо гарантий авиаторы не дают - тех же ворон становится все больше, летают они где придется. 

Дмитрий Родионов, «Номер один».
© 2012 — 2024
Редакция газеты GAZETA-N1.RU
Все права защищены.