Средневековые забавы на ипподроме

На Верхней Березовке активно развивается среднеазиатский национальный спорт «козлодрание»
A- A+
Республиканский ипподром, на реконструкцию которого десять лет назад были направлены, а затем исчезли в неизвестном направлении 280 млн бюджетных рублей, сегодня пребывает в состоянии упадка. Построенные конструкции ветшают, а дурнопахнущие конюшни превратились в бараки, где живут не только лошади.  

Помещения передали в аренду представителям из Средней Азии, которые специально разводят там козлов – они нужны для национальных азартных игр. Между тем все эти удивительные забавы  соседствуют с Детским оздоровительным центром иппотерапии и верховой езды, где сегодня проходят реабилитацию дети с ограниченными возможностями. 

Планы и реальность

Если и есть в Бурятии символ российской бесхозяйственности и разгильдяйства, так это Республиканский ипподром. Еще десяток лет назад ипподром благополучно функционировал, там были центральная трибуна, кафе, тренировочная, дорожка, специальное поле с барьерами и два манежа. На ипподроме регулярно проводились скачки и праздники «Наадан — Сурхарбан». Но затем кому-то пришла идея снести большую часть сооружений и построить там суперсовременный ипподром с суперконюшнями. 

Оглядываясь назад, приходится признать - это была плохая идея. Лучше бы не трогали. Глядишь, сегодня там можно было бы по сей день проводить соревнования и заниматься скачками. Напомним, «замах» был на полмиллиарда федеральных рублей, «освоили» около половины, и, судя по результатам, не вся половина дошла до ипподрома. Видимо, сыграли свою роль и несовершенство российского законодательства, а именно ФЗ-44 («О госзакупках»), вынуждавшего ронять цену ниже плинтуса. Впрочем, это дело темное. И в чьи бездонные карманы утекли деньги, выделенные тогда на ипподром, сегодня уже и не разберешь.

Что мы имеем сегодня? Поросший травой, недостроенный стадион ипподрома и ветшающие конюшни 1967 года выпуска. Ипподром к моменту завершения эпопеи с реконструкцией сменил и функционал, и собственников. Из ФГУ «Государственная заводская конюшня «Бурятская» с ипподромом» от  Министерства сельского хозяйства  собственность передали в  ведение федерального предприятия «Московские конюшни».  Которое затем благополучно акционировалось в ОАО «Российские ипподромы» (ныне АО). С тех пор всякое движение на ипподроме прекратилось, конюшни передали в аренду частным лицам, а скачки прекратились. Благодаря москвичам.  

В августе 2016 года в материале «Номер один» « Коню под хвост»  мы уже рассказывали о конфликте между арендаторами конюшен, которые возмутились ростом арендных ставок и необходимостью делать ремонт сооружений самостоятельно. Тогда руководитель регионального управления «Росипподромов» Федор Шантагаров сообщил, что арендаторов он особо не держит и  подчиняется  указаниям Москвы, признается, что уже  присмотрел «других коневладельцев». В результате местные держатели лошадей постепенно стали покидать конюшни, перебираясь в более удобные и чистые места. На их место стали приходить выходцы из Киргизии.

По словам председателя правления региональной общественной организации «Детский оздоровительный центр иппотерапии и верховой езды»  Зинаиды Брюхановой, арендаторы из Средней Азии держат в конюшне и коней, и козлов, что недопустимо. 

- Мало того, что от козлов распространяется очень сильный и неприятный запах, так еще они являются рассадниками болезней лошадей, - сетует общественница. - Я неоднократно просила соседей хотя бы вовремя чистить конюшни, но ничего не делается. Ведь у нас в школе верховой езды занимаются дети с ограниченными возможностями, терпеть эти запахи просто уже нет сил. 

За козла ответят

Как выяснилось, если в одном месте убыло, то в другом прибыло. Ведь в Бурятии, к сожалению, не развивают конный спорт, имеющий давние культурные традиции. Зато киргизы на республиканском ипподроме  активно развивают свой национальный вид спорта «кок бору». 

Некоторые защитники животных будут в шоке, но суть игры заключается в том, чтобы убить козла и затем, бросив его на поле, на конях бороться за его окровавленную тушу. Каждый всадник играет сам за себя, и его задача подобрать с земли тушу (а она весит десятки килограммов) и, мчась на лошади, доскакать с «трофеем» до финиша. Игра требует выносливости, силы и смекалки, ведь остальные всадники стараются перехватить приз, вырвав его у соперников. На национальную игру принимаются ставки. Заканчивается игра обычно пиром. 

Во времена СССР эта конно-спортивная игра была запрещена, но она возродилась с момента обретения среднеазиатскими республиками независимости. Само название этой игры «кок бору» означает «серый волк». Раньше скотоводы так боролись с волками, поначалу тренируясь на тушах серых хищников, а затем заменили их на козлов. Соответственно, название поменялось на неблагозвучное «козлодрание». А некоторые общественники стали критиковать поклонников конно-спортивной игры за средневековые нравы и жестокое обращение с животными.

Директор республиканского управления АО «Российские ипподромы» Федор Шантагаров не видит в этой игре ничего предосудительного.

- Запрещать развивать национальные виды спорта нельзя. Если это есть в культуре народа, как от этого отказаться? - говорит он. 
         
Впрочем, как уточнил руководитель предприятия, по его просьбе с недавних пор арендаторы решили заменить козлов на их чучела. Поскольку ранее зрелище было явно не для слабонервных. Именно поэтому поголовье козлов в конюшне значительно сократилось. 

- Их уже сегодня почти не держат, но неприятный запах остался,  и арендаторам я дал  задание срочно провести косметический ремонт, чтобы вывести его, - сообщил Федор Шантагаров.

Говоря о перспективах развития ипподрома, он отметил, что если бы имущество находилось в республиканской собственности, то «вопрос с инвестициями в реконструкцию сооружений давным давно был бы решен». Однако «Росипподромы» далеко, и что-то вкладывать в Бурятию они явно не хотят,  соответственно, все будет зависеть от желания региональных властей финансировать развитие конного спорта на местах.

-  Именно поэтому сегодня правительство республики ищет пути выхода из ситуации по решению вопроса о смене собственника предприятия, что является сложнейшей задачей, - говорит Федор Шантагаров. 

Тем не менее руководитель ведомства настроен оптимистично. По его словам, речь идет  переговорах главы Бурятии Алексея Цыденова о возвращении ипподрома в республиканскую собственность и об участии по этому поводу республики в федеральной целевой программе стоимостью около 800 млн рублей.

Хотелось бы верить, что деньги на этот раз дойдут до пункта назначения, а бурятские конные скачки при этом варианте развития событий в республике  все же возродятся. Ведь конный спорт - это не только одни скачки, но и нечто большее для бурят. Это фактор принадлежности народа к культуре степняков и укрепления его этнической составляющей. 

Дмитрий Родионов, «Номер один».
© 2012 — 2024
Редакция газеты GAZETA-N1.RU
Все права защищены.