Дорогами отцов

Потомки героев почтили память солдат, участвовавших в боях на Халхин­-Голе
A- A+
25 августа в Улан­-Удэ состоялся старт международного автопробега «Дорогами отцов», посвященного 80-­летнему юбилею совместной Победы советско­монгольских войск над соединениями японской Квантунской армии на реке Халхин-­Гол.

Как сообщила пресс-­служба Минспорта Бурятии, в автопробеге приняли участие дети, внуки солдат, участвовавших в боях на Халхин­-Голе, представители правительства Бурятии, артисты и специалисты из районов республики.

За десять дней участникам автопробега предстояло преодолеть 1900 километров и посетить Гусиноозерск, Кяхту, Сухэ­-Батор, Дархан, Улан- Батор, Чингисхан, Чойбалсан, Сумбэр. Посещения памятников воинской славы, проведение митингов, концертов с участием ветеранов, военнослужащих и молодежи должны были стать обязательной программой автопробега.

Предыстория

Необъявленный вооруженный конфликт в районе реки Халхин-­Гол продолжался с весны по осень 1939 года. Рядом проходила граница двух непризнанных государств — Монгольской Народной Республики (МНР), признание которой состоялось только в 1945 году, и Маньчжоу-­Го — государством, образованным японскими оккупантами в 1932 году на территории Маньчжурии (Китай). В 1936 году между СССР и МНР был подписан протокол о взаимопомощи, и уже в следующем году на территории Монголии были развернуты части Красной армии.

Есть разные версии, кто инициировал конфликт и зачем, но официальная историография гласит, что, захватив к 1939 году Центральный Китай, Япония решила расширить границу до Байкала. 11 мая около 300 японских кавалеристов продвинулись на 15 километров в глубь Монголии и атаковали пограничную заставу. До конца мая советско-­монгольские войска отражали атаки Японии в районе реки Халхин-­Гол. В июне командующим 57­-м особым корпусом, впоследствии реорганизованным в 1-­ю армейскую группу, был назначен комдив Георгий Жуков. Весь месяц велись воздушные бои, и лишь 22 июня советской авиации удалось достичь господства в воздухе.

2 июля японские войска преодолели реку и перешли в наступление. В продолжавшейся три дня ожесточенной битве у горы Баин­-Цаган в первом крупном танковом сражении в истории Красной армии советские войска одержали победу. 20 августа советско-­монгольские войска начали контр­наступление, которое закончилось поражением Японии. После боев японцам было разрешено вынести с поля останки своих солдат. После поражения в Японии был шок, но за все годы Второй мировой войны она не решилась открыть второй фронт, которого так ждал Гитлер.

15 сентября 1939 года было подписано перемирие. По официальным данным, всего за время конфликта СССР потерял около 9,5 тысячи человек убитыми и пропавшими без вести, 253 танка и 207 самолетов, Япония — около 60 тысяч человек, 600 самолетов (советские данные); от 8,44 тысячи до 45 тысяч человек, 162 самолета (японские данные).

Спустя 80 лет

23 августа в 5 утра после митинга на мемориале Победы колонна из семи автомобилей и четырех микроавтобусов выехала из Улан­-Удэ в сторону Монголии. Инициатором пробега стал зампред правительства Бурятии Вячеслав Цыбикжапов.

Культурную делегацию представляли солист оперного театра Эдуард Жагбаев, солистка ансамбля «Забава» Елена Шашина, исполнительница народных песен Сэсэг Чагдурова и ансамбль «Сибирский сувенир» под руководством Олега Шаренды. Представители буддийской и православной церкви, журналисты, общественники, члены Боевого братства и ДОСААФ также отправились в Монголию, но, по задумке организаторов, главными участниками должны были быть дети и внуки бывших воинов Халхин­-Гола.

По словам участника автопробега, блогера Эрдэма Гомбоева, путешествие прошло не без приключений.

— От Алтан-­Булага до Дархана по асфальту ехалось легко, а дальше до Улан-­Батора из-­за строительства новой дороги пришлось ехать 230 километров по бездорожью. Ночью двум автобусам пришлось блуждать в полной темноте, отстав от колонны. На эту дорогу ушло 10 часов, потому в столицу братской страны прибыли в 5 утра.

В Улан-­Баторе участники провели три митинга и концерт. По признанию блогера, высокий темп передвижения и бездорожье сплотили команду.

— 24 августа в 11 утра двинулись в Чингис­хот (Ундэрхаан), это 340 километров. Дорога ужасная, хотя и асфальтированная. Прибыли на место и с ходу дали концерт на главной площади города, который продлился за полночь. Зрители радовались, отплясывали от всей души. После концерта подходили к артистам, обнимались, а некоторые представители старшего поколения говорили: «На душе стало тепло, когда услышали русскую речь и песни». Вообще на протяжении всего пути поразило открытое, дружелюбное отношение монголов, — вспоминает Эрдэм Гомбоев.

По пути возложили венок на могилу двум неизвестным советским солдатам на окраине Чингис­хота.

— Солдаты эти перевозили боеприпасы и стали жертвами бомбардировки японской авиации. Не сохранилось ничего, что помогло бы установить личности бойцов, и даже часть, к которой они принадлежали, осталась неизвестной, — рассказывает блогер.

От города Сухэ-­Батор колонну сопровождали монгольские полицейские, отдавая честь, создавали коридор для колонны.

— Было ощущение, что несем какую-­то важную для монголов миссию, возможно, мы не до конца ощущали ее значение, — вспоминает блогер.

В Чойбалсане прошел торжественный парад с участием монгольских и российских войск.

— С монгольской стороны прибыл заместитель министра обороны Тогоочийн Дуламдорж, с нашей — командующий 36­-й армией Михаил Носулев. Жители города впервые участвовали в шествии «Бессмертный полк», неся портреты родных, которые сражались в этой битве. Вслед за ними прошли участники нашего автопробега. Вечером наши артисты дали шесть номеров в совместном российско-­монгольском концерте на главной площади города.

Дошли не все

Правда, из-­за сложных погодных условий руководители автопробега решили не отправлять в Сумбэр всю делегацию. Монголы называют поселок Сумбэр­сом, другое название — Халхин-­Гол. В Халхин-­Гол на открытие памятника воинам из Бурятии на четырех внедорожниках двинулась небольшая группа.

— Это было оправданно, потому что на наших глазах пятиминутный дождь превратил грунтовую дорогу в скользкую жижу, — говорит Эрдэм Гомбоев. — Дорога до Сумбэр оставила у тех, кто поехал, яркие впечатления. Ехали целый день по бескрайнему пространству. Только там начинаешь понимать, что такое Великая монгольская степь. К слову, в местности Тамсаг Булаг увидели многочисленные нефтяные станки-­качалки. Наш переводчик Баярсайхан рассказал, что нефть сырая, качают китайские компании по инвестиционному договору. Сырье увозят в Китай на нефтеперерабатывающие заводы, и местные жители недовольны условиями этих договоров.

В Сумбэре участники остановились в общежитии средней школы.

— Любопытно, что директором этой школы оказалась сестра нашего шоумена и бывшего кандидата в мэры Улан­-Удэ Батодалая Багдаева Сэсэн­-Шэмэг. Она переехала из Улан-­Батора по приглашению местного губернатора, чтобы возглавить новую школу, которую строит «Роснефть». Российская компания тут заново строит административный центр, в котором стоит памятник маршалу Жукову на коне. Также будет строиться новый поселок, на строительство которого Россия выделила 8 млн евро, — продолжает блогер.

— Рано утром мы со священнослужителем отцом Ефремом прогулялись до реки Халхин­-Гол. Там встретили местных жителей, которые наперебой рассказывали про битву. На горе, где теперь установлены антенны телекоммуникаций, была ставка Жукова. По законам войны командующий должен находиться за 100 километров от линии фронта, но Жуков скрытно установил там наблюдательный пункт, это самая высокая точка в местности, вокруг нее расположились зенитные батареи, защищая высоту от вражеских самолетов.

Линия фронта была длинной около 70 километров. За горизонтом в пределах 32 километров проходит граница. Некоторые монголы называют Халхин­-Гол сердцем Монголии, хотя эта река находится в самой восточной части. На монгольский лад пишется и говорится «Халхын гол», сокращенно «Халхгол». Халхи — это основное население братской страны, по некоторым данным, составляют около 80% граждан. Гол — это река, у бурят второе значение этого слова — сердцевина, — поясняет блогер.

«Ощущал, как земля вставала на дыбы»

На открытие памятника на горе Баин­-Цаган погибшим воинам из Бурятии прибыла многочисленная монгольская делегация из Улан-­Батора.

Сама стела — это три воина: бурят, русский и монгол. На постаменте памятные таблички с именами 398 воинов из Бурят-­Монгольской АССР, павших в боях на этой земле. Рядом со стелой участники автопробега установили памятную доску от жителей Селенгинского района Бурятии. Такая же памятная доска установлена в Чойбалсане в парке Найрамдал цэцэрлэгт хурээлэн.

— Отец Ефрем освятил памятник и памятные доски, а Бато лама прочитал молитвы освящения и благопожелания погибшим для хорошего перерождения, — говорит участник автопробега Эрдэм Гомбоев.

На места боев, по словам блогера, туристов не пускают, поскольку это закрытая пограничная зона, но для официальной делегации из Бурятии сделали исключение. В скором времени монголы планируют открыть там музей под открытым небом. Потому сейчас ведутся малые строительные работы.

— На поле даже спустя 80 лет заметны многочисленные глубокие воронки от взрывов бомб и снарядов. Можно наткнуться на гранаты, патроны, гильзы, противогазы, разную бытовую утварь, металлические бочки. Валяются ржавые останки автомобилей тех лет и бронемашина с резиновыми шинами, вся изрешеченная пулями и осколками. Я видел несколько алюминиевых корпусов подбитых самолетов и ощущал, как земля тут вставала на дыбы, как много было пролито крови.

Япония скрывает и помнит 

Побывали участники автопробега и на сопке Ремизова. Эту высоту 149­-й мотострелковый полк под командованием майора Ивана Ремизова героически оборонял в июне 1939 года. Сам майор погиб 8 июня и похоронен на поле боя, став Героем Советского Союза посмертно. В августе 1939 года на этой сопке остатки Квантунской армии оказали яростное сопротивление монгольским и советским войскам.

— Рядом с сопкой мы наткнулись на останки японских солдат. Много ботинок с костями, возможно, это братская могила. Оказалось, в прошлом году их нашли наши поисковики и не стали трогать, передав эту миссию японской стороне. В свою очередь, японские поисковики установили опознавательные столбы. Раскопки начнутся в следующем году. На Халхин­Голе японцы бывают каждый год, как рассказывают жители, но в этом году не приехали, возможно, из-­за празднования 80­-й годовщины Победы.

Правительство Японии уделяет пристальное внимание событиям тех лет. Вообще эта страна — крупнейший инвестор в Монголии, сейчас обе стороны поддерживают нормальные деловые отношения. Несмотря на это, сказал наш переводчик Баярсайхан, в этом году Японией заморожены несколько крупнейших инвестиционных проектов. Численность погибших в этой битве Страна восходящего солнца тщательно скрывает до сих пор.

Повторить путь через 5 лет

По мнению побывавших на Халхин-­Голе, Музей Победы в Сумбэре — это лучший и самый полный музей этой войны, который стремятся посетить многочисленные туристы.

— Директор музея Мягмарсурен Ламжаа провел экскурсию очень проникновенно, со слезами на глазах рассказывая подробности битвы. Рассказал, что многие военачальники той войны, как со стороны Монголии, так и Советского Союза, впоследствии были репрессированы. Интересно было узнать про монгольских разведчиков, имена которых до сих пор не раскрываются, потому что на той стороне остались потомки. Для монголов война на Халхин-­Голе — это их Победа, на этой реке, возможно, решалась судьба самой кровопролитной войны человечества — Второй мировой.

На обратном пути 2 сентября делегация в Улан­-Баторе встретилась с главой Бурятии Алексеем Цыденовым.

— Было решено через пять лет повторить этот путь и сделать автопробег «Дорогами отцов» постоянной миссией памяти, — рассказал блогер.

3 сентября Улан-­Батор с официальным визитом посетил президент РФ Владимир Путин, которого в Монголии встречали с большими почестями. В отличие от большинства западных лидеров, собравшихся в Польше, президент России отметил 80-­летие начала Второй мировой войны в Монголии. Результатом визита стало решение поднять отношения России и Монголии на высший уровень всеобъемлющего стратегического партнерства, в том числе и военного, а также согласие Путина выделить Монголии 100 млрд рублей на развитие монгольских железных дорог, энергетики и т. д.

Диляра Батудаева, «Номер один».
Фото Эрдэма Гомбоева.
© 2012 — 2024
Редакция газеты GAZETA-N1.RU
Все права защищены.