«Стена, которую не прошибить»
В Бурятии родители и педагоги возмущены очередным абсурдом в образовательной реформе
В конце августа стало известно, что в школах вводится обязательное изучение второго иностранного языка. На введение в программу второго языка родители учеников отреагировали по-разному: одни обрадовались, другие посчитали, что детей и так перегружают, а толку мало. Ведь все равно приходится получать дополнительное платное образование у репетиторов.
Пожалуй, именно репетиторов введение обязательного изучения второго иностранного языка, скорее, обрадовало. Многие школы тут же разместили вакансии учителей иностранного языка. Притом что к началу учебного года свыше 100 вакансий учителей были наспех закрыты внешним и внутренним совместительством.
98% школьников Бурятии, по данным Министерства образования РБ за прошлый год, изучают английский язык. И пока нет учителей, не будет и преподавания. Пошла вторая неделя нового учебного года, а вопрос так и оставался не до конца ясным: будет или не будет обязательным изучение второго иностранного языка и для каких классов.
Что говорят учителя и родители
«Учителей иностранных языков шокировали новостью о том, что теперь дети будут учить два языка: английский и второй на усмотрение школы. По факту это тот язык, учителей которого больше в школе. Никого не волнует, как давно учитель им пользовался (как правило, ни разу с окончания иняза). Про возраст учителей промолчу. Будьте добры, говорит министерство, со следующей недели начинать. А сейчас переделывайте наспех программу по английскому, так как его теперь вместо трех часов будет два, и второй язык преподавайте без каких-либо учебников. Зачем вводить второй язык за счет уменьшения часов английского? Где логика происходящего?» - делятся мнением о предстоящей реформе родители Бурятии.
Не совсем понимают смысл, а самое главное, пользу от новшества и сами педагоги.
- Мы, учителя, будем, конечно, делать то, что нам скажут. Сказано дать девятиклассникам знания за пятый класс – научить читать и писать слова на немецком, мы сделаем. Но зачем изучать язык один год, не ответим, как и то, в чем смысл и польза от такого нововведения, - прокомментировал «Номер один» наш источник, пожелавший остаться анонимным.
Позиция министерства
В Министерстве образования Республики Бурятия признали возмущение родителей обоснованным.
- Возмущение родителей в целом обоснованно, - прокомментировала начальник отдела дошкольного и начального образования Татьяна Елистратова и пояснила, почему именно в этом году возник вопрос с вторым иностранным языком. - В системе образования действует Федеральный государственный образовательный стандарт (ФГОС), который определяет основные предметы для изучения. В 2019 – 2020 годах все школьники Бурятии с 1 по 9 классы обучаются по двум федеральным стандартам - начальному общему и основному общему. 10 и 11 классы начнут обучаться по новому ФГОС в следующем году, сейчас они учатся по старым государственным требованиям. В этом году появилась новая предметная область – второй иностранный язык. Конечно, акцент сделан на основной иностранный язык – английский, потому что в 2022 году дети будут впервые сдавать ЕГЭ по английскому языку. В какой форме, еще обсуждается. Что касается второго иностранного, то есть нюансы. В Федеральный стандарт будут вноситься изменения.
По словам Татьяны Елистратовой, сейчас на изучение второго языка влияет наличие необходимых условий в школе, выбор родителей. Второй иностранный язык может преподаваться, но на сегодняшний день изменения в ФГОС еще не вступили в законную силу.
- На сайте Министерства образования и науки РФ завершилось масштабное обсуждение, и мы ожидаем, что в ноябре-декабре ФГОС вступит в законную силу. В Бурятии, в районных центрах, где не так силен кадровый голод, уже вводятся китайский, немецкий или французский языки. Конечно, дефицит кадров очень большой. Порой школы не могут найти преподавателя английского, а тут нужно найти еще и преподавателя второго языка. Повторяю, мы ждем утверждения примечания ФГОС, касающегося изучения второго иностранного языка. Сейчас у нас начинается согласование учебных планов. Мы будем с каждым районом, каждой школой предметно разговаривать, но требовать ни в коем случае не станем. Школа сегодня самостоятельна в выборе методов обучения, реализации своих образовательных программ. И исходит из своих возможностей, желания родителей и учеников. Учебные планы разрабатываются школами самостоятельно, - пояснили в ведомстве.
Примерная недельная нагрузка на обучающегося, определенная СанПином, равна 36 часам. Школам, которые учатся по 6-дневной рабочей неделе, легче распределить нагрузку. Для пятидневной определено 33 часа нагрузки. Разница в три часа как раз и дает разницу в три урока. Образовательные учреждения могут сами сформировать план, вариантов у них много, главное – не нарушить нормы СанПина.
Таким образом, Министерство образования Бурятии пока не настаивает на обязательном изучении второго языка, оставляя решение на откуп самим школам.
Мнение директоров
У директоров учебных заведений, также пожелавших остаться неизвестными, свое мнение на этот счет.
- О том, что, возможно, с нового учебного года будет введен второй язык, нам ничего конкретно не говорили. Потому, когда в конце августа из министерства пришла эта новость, мы просто поставили вакансию и забрали часы у одних предметников. Если никто не придет, так и будет вакансия болтаться. Если мы не введем в 9-м классе изучение второго иностранного языка на один год, то аттестат может «не пойти». Это будет грубейшее нарушение со стороны школы, и именно она будет виновата. Считается, что вводить изучение второго иностранного будут постепенно, но никогда не знаешь, что у нас там, в образовании, «стрельнет» и когда. Например, прикинут-посчитают целесообразность и решат: «А давайте будем изучать по желанию!». Нет никакой предсказуемости. С приходом министра просвещения РФ Ольги Васильевой маразма в образовании стало еще больше. Неплохие цели - поставить образование на нужный уровень, но при этом базовый план остается прежним. Если мы хотим увеличить нагрузку, нужно согласовать с Роспотребнадзором. Считаем, что Министерство образования, Министерство финансов и Роспотребнадзор должны встретиться и все обсудить, наконец. А иначе крайними оказываемся мы, школы.
Согласны с такой позицией и другие директора. Из-за непонятных реформ все школы находятся между молотом и наковальней.
- Добавим еще один учебный час на изучение языка и будем отвечать за это. Перейдем на 6-дневку – сократится стоимость одного часа рабочего времени преподавателей. Потому на субботу мы не будем переходить принципиально. То, что для второго иностранного мы забираем один час у физкультуры, преподаватель узнал только сейчас, а должен был за два месяца. Хорошо, если удалось договориться, а если учитель встанет в позу? Все замыкается на школе и директоре, который всегда оказывается крайним. Многое зависит от министра образования РБ Жалсанова.
Как выясняется, у работников школ скопилось немало вопросов к чиновникам бурятского Минобраза.
- Почему у нас такая разница в оплате с учителями других регионов? Новые педагоги иностранного в школу не придут. Переводчики сейчас очень востребованы. Зачем, скажите, ему идти на зарплату в МРОТ, которую мы из фонда школы будем доводить до минималки? Первые полтора года молодым специалистам не выплачивают «северный» коэффициент. Как будто он не живет в этой республике. Да, наоборот, нужно было платить и поддерживать! В итоге школа сама выплачивает за счет других учителей, которые этим недовольны. Чтобы получать 16 тысяч с копейками и терпеть косые взгляды, стоит ли идти в школу?
Министр образования Жалсанов или руководитель комитета образования Афанасьева могли бы на своем уровне добиваться, если бы хотели нам помочь. Но им, видимо, это невыгодно. Ну а что? Работают учителя и ладно. Министр должен ходить в Министерство образования РФ, вносить там предложения, но он этого не делает. Потому что мы – дотационная республика, ему скажут: «Доплачивайте из муниципального бюджета! Поддерживайте своих молодых специалистов». И все опять вернется к нам, в школы. Образование – это такая стена, которую не прошибить, - сетуют работники образования.
Пока полной ясности нет, в Министерстве образования Бурятии предложили вернуться к этому вопросу в ноябре. А учебный год тем временем набирает обороты.
Диляра Батудаева, «Номер один».
Пожалуй, именно репетиторов введение обязательного изучения второго иностранного языка, скорее, обрадовало. Многие школы тут же разместили вакансии учителей иностранного языка. Притом что к началу учебного года свыше 100 вакансий учителей были наспех закрыты внешним и внутренним совместительством.
98% школьников Бурятии, по данным Министерства образования РБ за прошлый год, изучают английский язык. И пока нет учителей, не будет и преподавания. Пошла вторая неделя нового учебного года, а вопрос так и оставался не до конца ясным: будет или не будет обязательным изучение второго иностранного языка и для каких классов.
Что говорят учителя и родители
«Учителей иностранных языков шокировали новостью о том, что теперь дети будут учить два языка: английский и второй на усмотрение школы. По факту это тот язык, учителей которого больше в школе. Никого не волнует, как давно учитель им пользовался (как правило, ни разу с окончания иняза). Про возраст учителей промолчу. Будьте добры, говорит министерство, со следующей недели начинать. А сейчас переделывайте наспех программу по английскому, так как его теперь вместо трех часов будет два, и второй язык преподавайте без каких-либо учебников. Зачем вводить второй язык за счет уменьшения часов английского? Где логика происходящего?» - делятся мнением о предстоящей реформе родители Бурятии.
Не совсем понимают смысл, а самое главное, пользу от новшества и сами педагоги.
- Мы, учителя, будем, конечно, делать то, что нам скажут. Сказано дать девятиклассникам знания за пятый класс – научить читать и писать слова на немецком, мы сделаем. Но зачем изучать язык один год, не ответим, как и то, в чем смысл и польза от такого нововведения, - прокомментировал «Номер один» наш источник, пожелавший остаться анонимным.
Позиция министерства
В Министерстве образования Республики Бурятия признали возмущение родителей обоснованным.
- Возмущение родителей в целом обоснованно, - прокомментировала начальник отдела дошкольного и начального образования Татьяна Елистратова и пояснила, почему именно в этом году возник вопрос с вторым иностранным языком. - В системе образования действует Федеральный государственный образовательный стандарт (ФГОС), который определяет основные предметы для изучения. В 2019 – 2020 годах все школьники Бурятии с 1 по 9 классы обучаются по двум федеральным стандартам - начальному общему и основному общему. 10 и 11 классы начнут обучаться по новому ФГОС в следующем году, сейчас они учатся по старым государственным требованиям. В этом году появилась новая предметная область – второй иностранный язык. Конечно, акцент сделан на основной иностранный язык – английский, потому что в 2022 году дети будут впервые сдавать ЕГЭ по английскому языку. В какой форме, еще обсуждается. Что касается второго иностранного, то есть нюансы. В Федеральный стандарт будут вноситься изменения.
По словам Татьяны Елистратовой, сейчас на изучение второго языка влияет наличие необходимых условий в школе, выбор родителей. Второй иностранный язык может преподаваться, но на сегодняшний день изменения в ФГОС еще не вступили в законную силу.
- На сайте Министерства образования и науки РФ завершилось масштабное обсуждение, и мы ожидаем, что в ноябре-декабре ФГОС вступит в законную силу. В Бурятии, в районных центрах, где не так силен кадровый голод, уже вводятся китайский, немецкий или французский языки. Конечно, дефицит кадров очень большой. Порой школы не могут найти преподавателя английского, а тут нужно найти еще и преподавателя второго языка. Повторяю, мы ждем утверждения примечания ФГОС, касающегося изучения второго иностранного языка. Сейчас у нас начинается согласование учебных планов. Мы будем с каждым районом, каждой школой предметно разговаривать, но требовать ни в коем случае не станем. Школа сегодня самостоятельна в выборе методов обучения, реализации своих образовательных программ. И исходит из своих возможностей, желания родителей и учеников. Учебные планы разрабатываются школами самостоятельно, - пояснили в ведомстве.
Примерная недельная нагрузка на обучающегося, определенная СанПином, равна 36 часам. Школам, которые учатся по 6-дневной рабочей неделе, легче распределить нагрузку. Для пятидневной определено 33 часа нагрузки. Разница в три часа как раз и дает разницу в три урока. Образовательные учреждения могут сами сформировать план, вариантов у них много, главное – не нарушить нормы СанПина.
Таким образом, Министерство образования Бурятии пока не настаивает на обязательном изучении второго языка, оставляя решение на откуп самим школам.
Мнение директоров
У директоров учебных заведений, также пожелавших остаться неизвестными, свое мнение на этот счет.
- О том, что, возможно, с нового учебного года будет введен второй язык, нам ничего конкретно не говорили. Потому, когда в конце августа из министерства пришла эта новость, мы просто поставили вакансию и забрали часы у одних предметников. Если никто не придет, так и будет вакансия болтаться. Если мы не введем в 9-м классе изучение второго иностранного языка на один год, то аттестат может «не пойти». Это будет грубейшее нарушение со стороны школы, и именно она будет виновата. Считается, что вводить изучение второго иностранного будут постепенно, но никогда не знаешь, что у нас там, в образовании, «стрельнет» и когда. Например, прикинут-посчитают целесообразность и решат: «А давайте будем изучать по желанию!». Нет никакой предсказуемости. С приходом министра просвещения РФ Ольги Васильевой маразма в образовании стало еще больше. Неплохие цели - поставить образование на нужный уровень, но при этом базовый план остается прежним. Если мы хотим увеличить нагрузку, нужно согласовать с Роспотребнадзором. Считаем, что Министерство образования, Министерство финансов и Роспотребнадзор должны встретиться и все обсудить, наконец. А иначе крайними оказываемся мы, школы.
Согласны с такой позицией и другие директора. Из-за непонятных реформ все школы находятся между молотом и наковальней.
- Добавим еще один учебный час на изучение языка и будем отвечать за это. Перейдем на 6-дневку – сократится стоимость одного часа рабочего времени преподавателей. Потому на субботу мы не будем переходить принципиально. То, что для второго иностранного мы забираем один час у физкультуры, преподаватель узнал только сейчас, а должен был за два месяца. Хорошо, если удалось договориться, а если учитель встанет в позу? Все замыкается на школе и директоре, который всегда оказывается крайним. Многое зависит от министра образования РБ Жалсанова.
Как выясняется, у работников школ скопилось немало вопросов к чиновникам бурятского Минобраза.
- Почему у нас такая разница в оплате с учителями других регионов? Новые педагоги иностранного в школу не придут. Переводчики сейчас очень востребованы. Зачем, скажите, ему идти на зарплату в МРОТ, которую мы из фонда школы будем доводить до минималки? Первые полтора года молодым специалистам не выплачивают «северный» коэффициент. Как будто он не живет в этой республике. Да, наоборот, нужно было платить и поддерживать! В итоге школа сама выплачивает за счет других учителей, которые этим недовольны. Чтобы получать 16 тысяч с копейками и терпеть косые взгляды, стоит ли идти в школу?
Министр образования Жалсанов или руководитель комитета образования Афанасьева могли бы на своем уровне добиваться, если бы хотели нам помочь. Но им, видимо, это невыгодно. Ну а что? Работают учителя и ладно. Министр должен ходить в Министерство образования РФ, вносить там предложения, но он этого не делает. Потому что мы – дотационная республика, ему скажут: «Доплачивайте из муниципального бюджета! Поддерживайте своих молодых специалистов». И все опять вернется к нам, в школы. Образование – это такая стена, которую не прошибить, - сетуют работники образования.
Пока полной ясности нет, в Министерстве образования Бурятии предложили вернуться к этому вопросу в ноябре. А учебный год тем временем набирает обороты.
Диляра Батудаева, «Номер один».