Прощай, Кяхта, здравствуй, Краснодар!

Власти Бурятии уже не пытаются удержать жителей, а заманивают людей из других регионов и стран
A- A+
Миграционный отток из Бурятии не новость. Регулярно органы статистики сообщают, сколько уехало из республики ее жителей и сколько взамен приехало представителей других регионов и стран. На этот раз статисты выдали более оптимистичные данные. По сравнению с прошлым годом, многие показатели ушли в плюс. Хотя общая тенденция, конечно, не изменилась.

Из села в город

Итак, за январь-июнь этого года в Бурятии из-за миграции стало на 1 222 человека больше. Всего уехало из республики 6 213 человек, приехало – 7 435.

Основная часть мигрантов перемещалась в пределах России – более 95%. В границах республики – 66%. Видимо, речь идет о продолжающемся потоке сельских жителей, переезжающих в город Улан-Удэ: по столице Бурятии отмечен рост населения на 915 человек. Впрочем, прирастают и приграничные районы города: Иволгинский – плюс 838, Тарбагатайский – 426, Заиграевский – 124 человека.

Причем чем дальше от Улан-Удэ, тем цифры печальнее. Так, Кяхтинский район из-за миграции потерял 235 человек, Закаменский – 131, Джидинский – 118. Миграционный отток из районов республики, приравненных к Крайнему Северу, составил 236 человек.

Примерно 30% от общего потока миграции в Бурятии приходится на перемещения между регионами России. 

Положительный миграционный обмен сложился с регионами Сибирского федерального округа – 253, в том числе с Иркутской областью – 236, Красноярским краем – 166; Северо-Кавказским федеральным округом – 17; Уральским федеральным округом – 12 человек,  сообщает Бурятстат.

Неслабая миграция происходит и с Дальневосточным округом. Здесь Бурятия вышла в плюс на 367 человек.

Население республики пополнилось в основном за счет мигрантов из Забайкальского края – 417 человек. Наибольший отток населения сложился с Республикой Саха (Якутия) – 75 и Хабаровским краем – 34 человека.

Основной отток жителей Бурятии ожидаемо пришелся на западную часть страны – минус 207 человек. В том числе в Москву и Московскую область уехало 146 человек; в регионы Южного федерального округа – 179, в том числе в Краснодарский край – 76; в регионы Северо-Западного федерального округа – 166, в том числе в Санкт-Петербург и Ленинградскую область – 132 человека.

Доля международной миграции в общем потоке незначительна – не более 5%. За счет нее население республики выросло на 1 167 человек: из зарубежных стран прибыло 1 532 и выбыло 365 человек.

Прирост населения происходил преимущественно за счет миграционного обмена с Китаем – 407, Узбекистаном – 314 и Киргизией – 173 человека. Наибольший международный отток населения сложился с Украиной – 23 человека, сообщает Бурятстат.

Утечка мозгов

Однако эти цифры очень слабо иллюстрируют, что на самом деле происходит в различных сферах Бурятии с точки зрения миграции. Впрочем, «Номер один» уже не раз описывал, как именно и из-за чего происходит отток населения.

Например, относительно недавно стало известно, что известные в Бурятии адвокаты уезжают из региона: Евгений Левит и Дмитрий Салтанов теперь работают в Санкт-Петербурге, Тимур Алсаханов – в Москве, юрист и правозащитник Ольга Занадворова – на Алтае. Это только те, чьи имена, что называется, на слуху.

– Думаю, подготовка наших юристов в целом хорошая, прежде всего, это богатый практический опыт юристов, которые ранее поработали в госструктурах, а затем ушли в защитники, – говорит юрист Ольга Занадворова. – Что касается причин, почему в последнее время так много юристов уезжают из Бурятии, то их множество – от поиска более высокооплачиваемой работы до желания жить в благоприятном климате. Если же смотреть на экономику, причина здесь одна – значительное снижение платежеспособного спроса в Бурятии.

Эта тенденция касается и медиков. Причина «бегства» аналогична: желание больше заработать. По некоторым оценкам, основные каналы миграции медиков Бурятии связаны не с поездками на север и восток (хотя и это направление популярно), а больше на запад и юг России. Поближе к культуре и цивилизации.

С трудоустройством наших медиков на западе России особых проблем нет, особенно если есть «хорошие мозги» и стаж. Например, улан-удэнские врачи и фельдшеры «скорой помощи» и клинических больниц без особых проблем находят высокооплачиваемую работу в Санкт-Петербурге, Москве и Подмосковье. Опытные медсестры устраиваются, например, в больницах и здравницах Краснодарского края.

Компенсировать старообрядцами

Власти же придумывают все новые способы компенсировать отток населения. Особенно в последнее время. После вступления в ДФО к Бурятии перешли и некоторые программы, уже опробованные в других регионах Дальнего Востока.

Например, в этом году Бурятия, Якутия, Забайкальский край и Еврейская автономная область включены в перечень регионов, привлечение трудовых ресурсов в которые считается приоритетным, сообщили в Минвостокразвития РФ.

«В соответствии с программой работодатели Дальнего Востока могут получить из федерального и регионального бюджетов поддержку на привлечение работников», - уточнили в ведомстве.

- Прежде всего, это обеспечивает для работодателей дополнительный инструмент поддержки со стороны государства в привлечении кадров по тем специальностям, которые отсутствуют на местном рынке или предложение которых ограничено. Для работников  это возможность в рамках подписанного трудового договора получить компенсацию от компании на переезд, аренду жилья, обустройство на новом месте или переобучение, - говорил Сергей Ховрат, генеральный директор Агентства по развитию человеческого капитала на Дальнем Востоке.

Практическая реализация программы для четырех субъектов начнется с 2020 года, когда будут согласованы и утверждены региональные программы.

Но это не все. Агентство по развитию человеческого капитала на Дальнем Востоке по поручению администрации президента РФ запустило портал, направленный на информационную поддержку переселения старообрядцев на Дальний Восток.

На сайте содержится информация обо всех регионах Дальнего Востока (включая Бурятию), существующих мерах поддержки для переселенцев и государственной программе добровольного переселения соотечественников. В настоящее время в ДФО уже проживает более 100 старообрядцев, переехавших по программе переселения соотечественников.

По итогам ознакомительной поездки в Россию глав старообрядческих общин, состоявшейся осенью 2018 года, 53 семьи заявили о своем намерении вернуться в Россию. В них насчитывается 223 человека: 93 старообрядца живут в Уругвае, 69 – в Бразилии, 51 – в Боливии и 10 – в Аргентине. Все 223 человека хотели бы связать свою судьбу с Приморским краем.

Думается, все эти ухищрения чиновники придумывают от безысходности. Ведь остановить отток можно лишь выравняв условия жизни с успешными регионами Центральной России. А это задача практически неподъемная.

Станислав Сергеев, «Номер один». 
© 2012 — 2024
Редакция газеты GAZETA-N1.RU
Все права защищены.