Соблазны для подростка

Как родителям пережить взросление своего ребенка?
A- A+
Многие родители впадают в панику, когда понимают, что их веселый малыш вдруг превратился в замкнутого подростка, которым уже невозможно управлять. Он не слушается, у него на все свое мнение. Как теперь с ним общаться, как оградить от ошибок и соблазнов взрослой жизни? 

Старые способы воспитания уже не работают, и это вызывает еще большее беспокойство у мам и пап. «Единственный способ наладить отношения со своим ребенком-подростком – это с ним подружиться. Стать другом, который верит в него и всегда готов подставить плечо», уверен кандидат психологических наук Игорь Бадиев.

Страх – признак недоверия

- Игорь Валерьевич, в нашу редакцию поступает много вопросов от родителей подростков. Один из наиболее частых – как уберечь ребенка от плохой компании, чтобы не начал пить, курить, не ударился в наркотики и не пошел криминальным путем? 

- Переживание родителей за ребенка очень сильно обостряется к подростковому возрасту. Когда он уже не малыш, но еще и не взрослый человек, который начинает активно социализироваться, вступать во взрослую, как ему кажется, жизнь и делать «взрослые» вещи. 

Если появляется такое беспокойство, то это повод задуматься о том, что отношение родителей к ребенку изначально несколько искаженное. Страх, что твой ребенок пойдет по кривой дорожке, во-первых, свидетельствует о том, что ты не доверяешь ему как личности. Отказываешь в доверии, что он может быть хорошим человеком и самостоятельно справится с соблазнами и искушениями. Отсутствие такого доверия для подростка – достаточно серьезный дестабилизирующий фактор. Логика ребенка проста – «ты не веришь, что я буду хорошим, и считаешь, что буду делать только плохие вещи, хорошо, значит, я буду таким, каким ты меня видишь». Так «оправдываются» страхи родителей.   

С другой стороны, если у вас появляется страх, что ребенок свернет на кривую дорожку, значит, вы недостаточно доверяете себе как родителю. Не верите, что смогли вложить в ребенка представление о правильном и неправильном, хорошем и плохом, нравственном и безнравственном. По сути, в подростковом возрасте мы в той или иной степени пожинаем плоды того, что вложили в своего ребенка. 

Этим сомнениям часто сопутствует чувство вины, что ты был не очень хорошим родителем. В попытке исправить реальные или воображаемые ошибки воспитания в прошлом мы начинаем действовать не вполне адекватно ситуации, например, усиливать контроль за ребенком, хотя раньше его никогда не было. Начинаем вести себя неестественно. Пытаемся возместить то, что, как нам кажется, мы недодали подростку в детстве. 

Допустим, отцу кажется, что его ребенок 15-16 лет начнет пить и курить, потому что в детстве он уделял ему слишком мало внимания. Поэтому для того, чтобы исправить эту ошибку прошлого, отец прямо сейчас возвращает ребенку внимание в стократном размере. Реальная это ошибка или воображаемая не суть важно. Но это внимание, которое родитель пытается именно сейчас навязать подростку, совершенно ему не нужно. Получается абсолютно противоположный эффект – родители надоедают ему, липнут, нарушают личные границы подростка, тем самым вызывая у него отрицательные негативистские реакции. 

Стать другом ребенку

Или, наоборот, мы решаем, что неправильно воспитывали ребенка, слишком захваливали его, опекали и были нетребовательны, поэтому нужно все это срочно возместить. Родитель начинает предъявлять ребенку кучу требований. Ставить жесткие рамки, вводить наказания за то, за что раньше не наказывалось. Естественно, что мы тоже натыкаемся на протестную негативистскую реакцию. Родитель начинает ужесточать воспитательную позицию, как следствие, ребенок реагирует на это еще большими протестами. В итоге проблемы с подростком растут как снежный ком. 

Нужно достаточно хорошо понимать, что, во-первых, от ошибок никто не застрахован. В той или иной степени мы все совершали те или иные ошибки, в том числе и воспитательные. Да, мы либо слишком много уделяли внимания, чересчур опекали ребенка либо всегда были заняты и нам не хватало времени побыть с малышом, либо слишком жестоко наказывали, либо были очень строги или, наоборот, нетребовательны. И так далее. Может быть, все это и было. Но исправить эту ошибку – реальную или воображаемую – путем компенсации того, что мы недодали или передали, невозможно. 

Всему свое время. Внимание нужно было ребенку тогда, и сейчас оно в том виде уже не нужно. Теперь ребенок находится на совершенно другом уровне развития, он совсем не такой, каким был 5-10 лет назад. У него в настоящее время свои собственные потребности, желания, и одно из важнейших – быть взрослым. 

- Но он ведь еще не умеет быть взрослым, поэтому родители и беспокоятся…

- Не умеет, но очень сильно к этому стремится. Поэтому единственный способ наладить отношения со своим ребенком-подростком – это с ним подружиться. 

- Как это сделать? Ведь от роли родителя сложно отойти… 

- Стать не опекающим родителем, который следит и контролирует ребенка, а другом, который понимает, помогает советом, выслушивает, поддерживает, хочет добра и не заставляет, не диктует подростку, как жить. Другом, который верит в него. 

Наверное, самый большой ресурс, который есть у родителей взрослеющих детей, которые еще не взрослые, но еще и не дети, это вера в них, в то, что они - хорошие люди. И что ты, как родитель, сделал для этого все, что нужно. Вера в ребенка это то, что поможет подростку преодолеть все трудности этапа взросления. 

«Что с тобой и чем я могу тебе помочь?»

При этом мы должны достаточно хорошо понимать, что любой человек ошибается. Поэтому, чтобы верить в ребенка, нет необходимости, чтобы он был идеальным. Подросток может и должен совершать ошибки. Конечно, нам, как родителям, хочется, чтобы он их не совершал и учился на ошибках других, но, к сожалению, учиться на чужих ошибках это то, чему тоже нужно учиться. 

- Значит, пусть попробует спиртное и сам поймет, надо это ему или нет? А если  ему понравится? 

- Вовсе не значит, что нужно закрыть глаза, если твой ребенок-подросток пришел домой пьяным или с запахом сигареты. Нет. Это не значит, что ты должен это проигнорировать. Ты должен об этом с ним поговорить. Но не с позиции родителя, авторитарного, диктующего, знающего, что делать, а с позиции понимающего друга –  а что ты хотел получить, что хотел узнать и что в итоге понял, когда выпил или закурил? 

Трудно себе представить, что современный подросток не знает о вреде курения и алкоголя. Нам важно знать, какую потребность ребенок хочет удовлетворить, когда берет сигарету? Если так он стремится показать, что уже вырос, то, наверное, нужно рассказать подростку, что такое быть взрослым. Взрослый – это не тот, кто пьет и курит, а тот, кто несет ответственность за свои дела и поступки. 

Если таким образом ребенок хочет влиться в компанию, то, наверное, стоит поговорить о том, насколько ему нравится эта компания, каких друзей он хотел бы иметь, что его беспокоит. Возможно, у него проблемы во взаимоотношениях со сверстниками, ему трудно найти с ними общий язык, что ему приходится доказывать свою принадлежность в подростковой группе асоциальным поведением. 

Все это нужно обсудить с ребенком. Но обсудить не с позиции «ты не должен этого делать», «если ты пойдешь по кривой дорожке, что с тобой будет», а с позиции, «что беспокоит тебя и чем я могу тебе помочь». А проблем у подростков в этом возрасте много.  

Как заставить подростка учиться?

Мы должны понимать, что по большей части физически мы ничего сделать не можем –прийти в компанию сверстников и указать, как им жить, наладить взаимоотношения юных влюбленных. Единственное, что в наших силах, это подставить подростку плечо. Поддерживать, сопереживать ему, быть рядом. 

- Говорить, что это или то плохо, уже бесполезно?

- О том, что хорошо, а что плохо, ребенок узнает в дошкольном возрасте. Говорить подростку об этом бессмысленно, он и так все знает. В этом возрасте сам проверяет границы хорошего и плохого, ставит эти нравственные категории под сомнение. 

- Если подросток в угоду общению с друзьями перестает учиться, что делать родителям?

- То, что ухудшается учеба, это вполне закономерная вещь, в подростковом возрасте она уходит на второй план, а на первый выходит общение со сверстниками. Это факт, так и должно быть. Наше беспокойство по поводу учебы имеет ровно те же самые корни, о которых мы говорили выше. Конечно, можно заставлять ребенка учиться, грозить, что он будет дворником и прочее, но по большей части наша задача – дать ему ту долю ответственности, которая ему принадлежит. 

Допустим, впереди экзамены, встает выбор предметов ЕГЭ, это то, что подростки должны делать сами и нести за это ответственность. Нужно поговорить, разъяснить ребенку, что это его жизнь, что это и есть взрослость. Взрослый человек – это не тот, который делает то, что ему хочется, а тот, который несет ответственность за то, что делает. 

Конечно, родителям в этот период взросления детей очень сложно, часто они оказываются не готовы к тому, что ребенок вырос, ведь это происходит очень быстро. В наших глазах он все тот же маленький карапуз, но по факту  уже личность. Родителям тяжело это видеть, сложно принять и смириться. Самый простой способ понять, что происходит с вашим ребенком, вспомнить себя в его возрасте. При этом нужно четко понимать, что оградить подростка от ошибок невозможно.

Подростковый период – это трудная пора не только для ребенка, но и для родителей. В это время начинают просыпаться родительские комплексы, чувство вины, попытки что-то исправить. Чаще всего психологическую помощь нужно оказывать не самому подростку, а его родителям, учить пап и мам, как жить и взаимодействовать с их новым, подросшим ребенком. 

Беседовала Любовь Ульянова, «Номер один». 
Вопросы психологу вы можете задать по адресу: pismo77@inbox.ru 
© 2012 — 2024
Редакция газеты GAZETA-N1.RU
Все права защищены.