На пути к турпродукту XXI века

Бурятия за пару лет значительно продвинулась в привлечении туристов и создании бренда республики
A- A+

Сегодня туризм составляет всего 2,1% экономики нашей республики. Однако он несет в себе очень сильный мультипликативный эффект. То есть тянет за собой целый ряд других отраслей. Потому эта сфера и считается сегодня одной из перспективных для Бурятии. Ведь у нас есть все возможности, чтобы создать серьезную основу для развития с опорой на сохранение природы Бурятии и вовлечение жителей в новые сферы экономической деятельности.

Новая модель управления

С 1 января прошлого года в республике начало работу Министерство туризма Бурятии. Раньше полномочия в этой сфере были поделены между разными ведомствами и министерствами, что, конечно, плохо соотносилось с тем фактом, что туризм является одним из ключевых направлений развития республики.

С момента создания министерства не прошло еще и двух лет. Результаты можно увидеть уже сейчас. Если в общем, то командой Минтуризма совместно с органами власти республики, туристским сообществом, муниципальными образованиями проделана немалая работа по формированию в республике современного туристско-рекреационного комплекса.

В 2019 году к коллективу министерства добавилось подведомственное учреждение – государственное автономное учреждение Республики Бурятия «Туристский информационный центр Республики Бурятия», занимающееся вопросами формирования и продвижения туризма на внутренний и внешний рынки. Что весьма актуально, ведь для полноценного развития отрасли необходимо сделать узнаваемым бренд Бурятии и Байкала.

Обширная география

Объявив туризм одной из ключевых отраслей, наша республика, можно сказать, попала в тренд. Ведь сегодня на федеральном уровне взят курс на формирование глобальных конкурентоспособных несырьевых секторов, одним из которых как раз и является сфера туризма. Сегодня эта сфера формирует 3,4% ВВП России, влияя на 53 смежных отрасли.

Если оценивать популярность республики у туристов через цифры, то получается довольно внушительная картина. Так, по данным официальной статистики, в 2018 году количество размещенных в гостиницах и других местах заселения туристов составило 391 тысячу человек. Из них около 60 тысяч иностранных туристов. В основном приезжали из стран Азиатско-Тихоокеанского региона: в структуре въездного турпотока 36,4% занимают туристы из Монголии, 31,3% - из КНР, 3,7% - из Южной Кореи.  Кроме того, активно к нам приезжают туристы из Германии и Франции.

Доступность прежде всего

Конечно, когда мы говорим о развитии туризма, подразумеваем и развитие транспортной инфраструктуры. Сегодня основным авиатранспортным терминалом, принимающим 10% турпотока в Бурятию, является международный аэропорт «Байкал» в городе Улан-Удэ, получивший статус «открытого неба» по пятой степени свободы.

Кроме того, идя в ногу со временем, с 1 июня этого года аэропорт «Байкал» принимает иностранных туристов с использованием системы электронных виз.

Не менее популярен и железнодорожный транспорт – им воспользовалась треть прибывших в Бурятию туристов. Но большая часть все-таки предпочитает автомобильный транспорт, примерно 53%. Еще 4% приходится на водный транспорт, однако сейчас это направление начинает активно развиваться. На данный же момент в Бурятии расположено четыре порта и семь причалов. Построен порт в селе Турка, который является основным принимающим пунктом для водного транспорта на территории ОЭЗ ТРТ «Байкальская гавань».

Бизнес-сообщество на марше

Как известно, у сферы туризма две стороны. Про одну из них, непосредственно гостей республики, мы уже поговорили. Но вторая, не менее важная, – это бизнес.

Сегодня на туристском рынке Бурятии работают 25 туроператоров, порядка 80 турагентств, три профессиональных общественных организации, 414 коллективных средств размещения общей вместимостью 18 157 мест.

Объем платных услуг за 2018 год составил около 2,6 млрд рублей. Налоговые платежи от отрасли составили 188 млн рублей, из них только от гостиниц в бюджет республики поступило 44 млн рублей.

Кроме того, в республике девять учебных заведений, осуществляющих подготовку, переподготовку и повышение квалификации кадров в сфере туризма, в том числе четыре высших учебных заведения. Ежегодно из учебных заведений Бурятии выпускается свыше 350 специалистов сферы туризма.

Зона ответственности – инфраструктура

В части инфраструктуры, конечно, в Бурятии основная ставка делается на проект создания туристско-рекреационной особой экономической зоны «Байкальская гавань». Он призван гармонизировать развитие прибрежных территорий оз. Байкал и сохранить экосистему от неорганизованного туризма. Созданная природоохранная инженерная инфраструктура особой зоны позволит не только решить проблемы самих участков ОЭЗ, но и расположенных вблизи многочисленных баз отдыха и туристских поселков.

Только в этом году правительством республики в проект привлечено три новых резидента: ООО «Байкал Скай» с инвестициями 164,0 млн рублей на участке «Турка», ООО «ГЕО РБК» с инвестициями 4,087 млрд рублей на участке «Пески» и ООО «Грин Флоу Байкал» с инвестициями 871 млн рублей на участке «Турка».

Более того, перспективы развития ОЭЗ связаны с присоединением к зоне участка «Гора Мамай», на котором запланировано строительство горнолыжного курорта с объемом инвестиций более 2,5 млрд рублей.

Курорты Бурятии

Нельзя забывать и про источники минеральных вод различного химического состава и месторождения лечебных грязей, в ряде местностей отмечены климатические особенности, благоприятные для лечения и оздоровления.

Правительством республики прилагаются значимые усилия по развитию этого направления. В соответствии с планом мероприятий признаны лечебно-оздоровительными местностями местного значения территории Баунтовского термального источника (Баунтовский район), источников «Умхэй», «Кучигер», «Алла» и «Гарга» (Курумканский район) и источник «Солнечный» («Гоуджекит») (Северо-Байкальский район).

Придание статуса придаст импульс по привлечению инвесторов в проекты, а также обозначить бальнеологические свойства источников.

Господдержка на развитие

Еще один немаловажный фактор развития туризма в Бурятии – это господдержка. В 2019 году в республиканском бюджете предусмотрено 19,7 млн рублей на возмещение затрат субъектам малого предпринимательства.

В основном эти средства пойдут на компенсацию затрат, связанных с приобретением и монтажом основных средств и оборудования экологической направленности, таких как, например, локальные очистные сооружения. Возместят деньги тем, кто потратился на обеспечение доступности своих средств размещения для инвалидов и других маломобильных групп населения.

Компенсацию получат и те, кто строил благоустроенные, отдельно стоящие туалеты, бассейны, газовые котельные, водозаборные скважины и сооружения; кто потратился на сертификацию услуг туристических агентств, классификацию гостиниц; приобретал солнечные панели, солнечные коллекторы, тепловые насосы, автобусы и другое.

Кроме того, в прошлом году поддержку турбизнесу Республики Бурятия оказали и федеральные ведомства. При помощи Минкультуры России Бурятия была включена в перечень 12 пилотных субсидируемых приоритетных маршрутов. В период с сентября по декабрь 2018 года четыре туроператора Республики Бурятия приняли 2901 туриста, объем полученной субсидии из федерального бюджета составил 14,5 млн рублей. В 2019 году эта тенденция будет продолжена.

По большому счету не такие уж большие деньги в масштабах бюджета, однако для начинающих и небольших предприятий это может стать серьезным толком и стимулом к развитию.

О Бурятии – всему свету

Возвращаясь к вопросу продвижения бренда Бурятии. В этом направлении идет довольно активная работа.  Для того, чтобы привлечь в республику высокодоходный туристский поток, наши возможности представлены на международных туристских выставках: ITM Mongolia (Монголия), KOTFA (Корея), ITB Berlin (Германия), IFTM (Франция), Интурмаркет (Москва), МИТТ (Москва),  «Байкалтур»  (Иркутск), онлайн-выставке для турагентов и туроператоров из России и стран СНГ «Знай наше!», Восточном экономическом форуме (Владивосток).

Ежегодно в Улан- Удэ проходит международная туристская выставка Baikal Travel Mart («Туризм и отдых в Бурятии»), которая является ключевым событием сферы туризма Байкальского региона. В 2019 году в выставке приняли участие представители муниципальных образований Республики Бурятия, турбизнеса из регионов России, Монголии, Кореи, Китая, Японии.

С той же целью проведены информационные туры для представителей туриндустрии, СМИ и блогеров из регионов России, Японии, Кореи, США, Канады, Испании. Оказана поддержка в организации съемок федеральным телеканалам «Идеальный ремонт», «Доброе утро» (Первый канал), «Орел и решка» (ПЯТНИЦА), «Любовь без границ», бурятская свадьба (Мир-24), «По секрету всему свету» (Россия).

Также в этом году министерством совместно с региональным экспортным центром Бурятии проведены рекламные туры для туроператоров, средств массовой информации и блогеров из Японии (19 апреля 2019), Австрии (27-28 апреля 2019), Южной Кореи (26-30 июля 2019), Европы (сентябрь 2019) и снова Японии (1-4 октября 2019).

События, эмоции, впечатления

Безусловно, событийные мероприятия являются одним из основных двигателей в продвижении региона.  Основная задача здесь - создание экономики мероприятий и обучение специалистов индустрии туризма современным технологиям создания и продвижения туристского продукта.

Каждый год Министерством туризма проводится конкурсный отбор по включению таких мероприятий в событийный календарь Республики Бурятия. В 2019 году в него вошло 68 мероприятий разной направленности, таких как Сагаалган,  фестиваль скорости «Байкальская миля», туристская выставка Baikal Travel Mart, Международный форум «Неделя туризма на Великом Шелковом пути», «Голос кочевников», «Байкальская рыбалка» «Фестиваль черемухи», Байкальский молодежный форум и многие другие.

Фестиваль скорости «Байкальская миля»

Одним из наиболее ярких примеров уникального мероприятия, проведенного по мировым стандартам, стал фестиваль скорости «Байкальская миля» в феврале 2019 года в селе Максимиха. Он вошел в ТОП 5 лучших событий в весенние выходные, по версии ТурСтата.

Организаторами мероприятия выступили Ассоциация энтузиастов скорости Icebreakers (г. Москва) и Министерство туризма Республики Бурятия при поддержке администрации главы и правительства региона.  «Байкальская миля» собрала 23 лучших спортсмена, среди которых звезды мирового авто- и мотоспорта.

Проведение такого мероприятия безвредно для экологии и при этом является мощным способом продвижения Бурятии на российском и мировом уровнях как привлекательного для туристов региона. По его завершении на место проведения выезжала экспертная комиссия, которая не выявила ни одного факта нанесения вреда озеру Байкал.

Таким образом, Бурятия ставит перед собой амбициозную цель – стать значимым центром туризма на Востоке России в первую очередь для российских туристов, а также для высокодоходных иностранных туристов из Азии и Европы. Для этого предстоит проделать немалую работу, и первые шаги в этом направлении уже сделаны.

Станислав Сергеев, «Номер один»
© 2012 — 2024
Редакция газеты GAZETA-N1.RU
Все права защищены.