Обошли на повороте

Артема Бурлова лишили долгожданного кресла за его спиной
A- A+
На прошлой неделе внимание общественности привлекло известие о том, что в Бурятии создается представительство Союза кинематографистов России во главе с режиссером Баиром Дышеновым. Но дело в том, что в Бурятии уже действует Союз кинематографистов Бурятии во главе с Артемом Бурловым. Для чего понадобилось создавать второе сообщество, ведь у нас в республике не так много кинематографистов? 

Решение о создании представительства было принято в конце декабря на пленуме Российского союза кинематографистов (СКР) в Москве. Сделано это было, очевидно, с подачи бурятского Минкульта. Председателем назначили одного из членов СКР и «мастодонта» бурятского кино  Баира Дышенова. Актер по образованию, выпускник Ленинградского государственного института театра, музыки и кинематографии, Дышенов является руководителем студии «БурятКино», дебютировал с фильмом «Улыбка Будды» в 2008 году, удостоившись наград нескольких международных фестивалей. 

«Мастодонты» игнорируют

Что касается Артема Бурлова, то долгое время именно он сотрудничал с Минкультом Бурятии. Еще осенью строились совместные планы сотрудничества, включая проведение кинофестиваля, посвященного юбилею республики в 2023 году. Периодически в СМИ появлялись сообщения о конфликтах интересов на финансовой почве, участником которых всегда становился гендиректор телекомпании «Азиа Филмс», председатель Союза кинематографистов Бурятии Бурлов. 

Летом 2018 года руководитель одной из крупнейших кинокорпораций России «Русская Фильм Группа», продюсер самого кассового российского фильма 2014 года «Вий» Алексей Петрухин неожиданно раскритиковал бурятских кинематографистов, заявив о «нездоровой конкуренции» и «расколе» внутри сообщества. А в сентябре на одно из мероприятий, организованных Бурловым совместно с Минкультом, не приехал ожидаемый организаторами председатель Комиссии неигрового кино Союза кинематографистов России Сергей Мирошниченко. Это стало недобрым знаком.

Тот же Баир Дышенов, уважительно названный организаторами «мастодонтом», на мероприятие также не пришел. «Надеюсь, что он опаздывает и скоро появится», –  сообщал с трибуны Бурлов о Дышенове, который, как выяснилось, о мероприятии даже не знал и вообще в деятельности Союза под руководством Бурлова принимать участия не желал. Не было и режиссера Солбона Лыгденова. Словом, творцы участие в мероприятии Бурлова проигнорировали. 

«Война» с Минкультом

Затем свое недоверие председателю бурно выразил режиссер Баир Цыренов, снявший киноновеллу «Улан-Удэ, я люблю тебя». Спустя несколько дней Артем Бурлов сложил полномочия председателя, сказав, что вся история с его снятием с поста председателя есть желание конкурентов выиграть конкурс на субсидию Минкульта Бурятии. Правда, спустя непродолжительное время Бурлов вновь вернулся к обязанностям, оказавшись в центре нового конфликта. На этот раз он обвинил чиновников  Министерства культуры РБ в коррупции, указав на возможные нарушения в распределении  субсидий  из бюджета Бурятии. В УФАС Бурятии поступила жалоба ООО «Азия Фильмс» на действия Министерства культуры Бурятии при проведении конкурсного отбора по предоставлению бюджетной субсидии для возмещения затрат на производство национальных фильмов.

Обвинения коснулись заместителя министра Николая Емонакова и Эльвиры Доржиевой, совмещающей кинобизнес с руководством Республиканским центром народного творчества,  подведомственным учреждением Минкульта Бурятии. Острые высказывания, сделанные в соцсети, Бурлов удалил на следующий день, но было уже поздно. Скандал разразился в конце ноября – начале декабря. А в конце декабря неожиданно созрело решение о создании представительства Союза кинематографистов России (СКР) в Бурятии, фактически оставляющее Бурлова не у дел, связанных с государственной поддержкой. 

По словам Артема Бурлова, разговоры о создании представительства Союза кинематографистов РФ в Бурятии шли два года, и обсуждалось, что это произойдет на базе возглавляемого им Союза кинематографистов Бурятии. О том, что создана новая организация, председателем которой выбрали Дышенова, Бурлов узнал только из новостей. 

- Никто меня не оповестил. Непонятно, почему так все случилось. У Москвы я не пытался узнать, зачем и почему. Это ниже моего достоинства. Думаю, все случилось из-за того, что Минкульт Бурятии сейчас находится с нами в стадии войны. И они продвинули лояльных к себе людей, - прокомментировал ситуацию Артем Бурлов.

«Главное – воевать единым фронтом!»

28 января была созвана пресс-конференция, на которой присутствовали заместитель министра культуры РБ Николай Емонаков, новый председатель представительства СКР в Бурятии Баир Дышенов, а также некоторые представители кинематографического сообщества, включая Эльвиру Доржиеву, гендиректора студии «Уладай Баяр», на которую когда-то пали обвинения Артема Бурлова. Самого Бурлова на пресс-конференции не было, осталось неизвестным, был ли он вообще приглашен. Журналистам представили нового председателя, сообщившего, что о грядущем назначении он узнал буквально в январе.

- На сегодня я - руководитель самого себя, один, - признался Баир Николаевич.

Членов у новой организации пока нет, равно как и юридического статуса. Есть только председатель и большие планы.

Тем не менее «войны» между союзами не будет. Так пообещали председатели обоих кинематографических союзов.

- Нам что делить-то? Если «война» происходит, то за что-то. Мы друг у друга ничего не брали и друг другу ничего не должны. Будут мелкие провокации и перепалки, но мы давно привыкли не обращать на них внимание. Кулуарная возня! – сказал Артем Бурлов одному из республиканских СМИ.

Мнение о том, что делить действительно нечего, выразил и Баир Дышенов.

- Мы можем работать параллельно по разным направлениям, можем объединяться, - сказал Баир Дышенов и добавил, указав на представителя Минкульта РБ - замминистра Емонакова: - Самое главное, чтобы мы, кинематографисты, единым фронтом «воевали» с … 

В ответ тот улыбнулся так же, как, наверное, улыбался и Бурлову.

Один из 1450

«Противостоять и требовать» у Министерства культуры Баир Дышенов планирует как и прежде. В принципе, все эти годы он этим и занимался – критиковал, требовал и даже предлагал свою программу развития культуры Бурятии, выдвигая себя на место министра. Но конкурс выиграла, как известно, Соелма Дагаева.

Свое мнение касаемо «обойденной» организации под руководством Бурлова заместитель министра Николай Емонаков выразил кратко: «Союз кинематографистов Бурятии – это общественная организация. В Бурятии 1450 общественных организаций и 39 из них - в сфере культуры».

Таким изящным и скромным высказыванием некогда первый кинематографист Бурятии Артем Бурлов был не только отодвинут от господдержки, но и низведен до одного из 1450 председателей.

Поддержка Бурятии на госуровне

Как уверяют в Минкульте, государство взяло уверенный курс на поддержку кинопроизводства и прокатов. Бурятию в ближайшие годы ждет открытие сети кинотеатров во всех районах республики. Пока в приоритете 12 районов. По словам Николая Емонакова, представительство СКР в Бурятии открывает большие перспективы для развития киноиндустрии республики.

- Фильмы стоят дорого, и мы рассчитываем получить формы федеральной поддержки, - сказал чиновник, выразив намерение увидеть в ближайшем будущем развитие документального кино и мультипликации. И тут же получил от нового председателя шутливый  ответ: «Нет, только игровое кино!».

Чем же именно планирует заниматься представительство СКР в Бурятии?

- Союз кинематографистов не занимается производством фильмов, а только пропагандой и развитием киносферы, - подчеркнул Баир Дышенов и продолжил: - Я вам честно скажу, какая будет поддержка, я не знаю. В этом году обещали поддержку экспертов.

Уже с февраля Дышенов планирует начать поиск новых имен. Конкурс синопсисов короткометражных фильмов с призовым фондом в 50 тыс. рублей пройдет с февраля по март 2019 года. С марта же планируют начать бесплатные курсы сценаристов и режиссеров. Причем, как подчеркнул режиссер и председатель, возрастных ограничений не будет. В июле запланирован первый бурятский питчинг дебютантов, в котором примут участие сценаристы, режиссеры и продюсеры с проектами короткометражных фильмов. Пятеро победителей удостоятся чести снять свое короткометражное кино и, возможно, смогут рассчитывать на фестивальное продвижение. Прокат фильмов запланирован на февраль 2020 года.

Свое кино снимем сами!

На помощь специалистов и кинокритиков Союза кинематографистов России Дышенов рассчитывает, но только в плане консультаций и честно признается: «Когда приглашают кого-то работать над нашими местными проектами, это всегда оскорбляет. Как это? Кто-то приедет снимать мое кино? Наше кино кого-то пригласили снимать? Но наше кино будет развиваться, только если мы сами научимся снимать фильмы!». 

На пресс-конференции кинематографисты Бурятии не раз привели пример якутского кино, которое развивается самым успешным образом, находя спрос у зрителей. Бурятии до этого пока далеко. 

- Меня все поздравляют с должностью, но, если честно, какая это должность, ребята? Нет ни зарплаты, ни бюджета. Просто сказали: давай, работай! На первый год у меня 100% планов, я бросил все свои дела. Для меня этот год – поиск талантливых людей, - сказал Баир Дышенов, отвергнув опасения некоторых присутствовавших, чтобы кино Бурятии не стало «от дяди Баира».

«Ограбление по-бурятски», «Харакири по-бурятски» и «Особенности бурятского туризма» - таковы рабочие названия фильмов, над которыми Баир Дышенов, то ли в шутку, то ли всерьез, собирается работать в ближайшие месяцы. Пообещав делать не только национальное кино и не только чисто коммерческое. Много шутивший Дышенов заключил, что в течение года постарается «довести до зрителя» талантливых начинающих режиссеров. Правда, предупредил, что режиссер ошибается лишь однажды – выбирая профессию. 

К слову, и на это мероприятие режиссер Солбон Лыгденов также не пришел. 

Диляра Батудаева, «Номер один». 
© 2012 — 2024
Редакция газеты GAZETA-N1.RU
Все права защищены.